Зотов Валерий Иванович
Зотов В.И.Подписчиков: 24563
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг679.7к

Судебный пристав-исполнитель бездействует, что делать взыскателю

1 985 просмотров
213 дочитываний
9 комментариев
Эта публикация уже заработала 19,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Содержание:

1 Нормативные акты, регулирующие работу судебного пристава-исполнителя.

2 Возбуждение исполнительного производства.

3 Исполнительные действия судебного пристава-исполнителя.

4 Права взыскателя по исполнительному производству.

5 Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, которые нарушают права и интересы взыскателя по ИП.

Многим взыскателям, имеющих исполнительные документы (исполнительный лист, судебный приказ и т.д.), знакома ситуация, в которой судебный пристав-исполнитель бездействует, не выполняя своих должностных обязанностей. Можно к судебному приставу-исполнителю ходить, просить, грозить, получая в ответ, чаще всего отписки и отговорки. И вот, когда взыскатель, набравшись решительности, соберется привлечь к ответственности нерадивого судебного пристава-исполнителя (далее по тексту – судебный пристав), часто оказывается, что он уже уволился. Да, он уволился, а взыскатель начинает новое хождение по кругу с новым судебным приставом, который также может уйти через некоторое время со своей должности, заведя исполнительное производство в тупик, а взыскатель вновь останемся ни с чем. Получается замкнутый бесконечный круг.

И как же быть? Кто ответит за бездействие судебных приставов, за все потраченные нервы, время и невозвращенные денежные средства?

Эта статья рассчитана в первую очередь именно для взыскателей физических лиц различных задолженностей по исполнительным производствам, возбужденных судебными приставами-исполнителями по их заявлениям с приложениями исполнительных документов.

1 Нормативные акты, регулирующие работу судебного пристава-исполнителя

Основными нормативными актами, которые регулируют права и обязанности судебного пристава-исполнителя, являются:

1 Федеральный закон № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. (с изменениями) «О судебных приставах» (далее – ФЗ № 118-ФЗ).

2 Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. (с изменениями) «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ № 229-ФЗ).

3 Регламент Федеральной службы судебных приставов, утвержденный Приказом ФССП России от 29.05.2012 № 256 (далее – Регламент № 256).

Как показывает практика по исполнительным делам, большинство сторон исполнительных производств, не знают даже положения статьи 50 ФЗ № 229-ФЗ, а поэтому часто доверяют «советам» писать жалобы на действия или бездействия судебного пристава-исполнителя в прокуратуру. В результате они получают краткие ответы с прокуратуры на свои необоснованные жалобы с ссылками на статьи 50 и на Главу 18 ФЗ № 229-ФЗ (СРОКИ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ).

ФЗ № 229-ФЗ настолько объемный и сложный, что его даже не все юристы и адвокаты знают хорошо с практической стороны, если они регулярно не занимаются исполнительными делами на стороне взыскателей или должников по исполнительным производства. А что можно говорить при этом о сторонах исполнительных производств, которые в большинстве понятий не имеют о содержании вышеуказанных нормативных актах.

2 Возбуждение исполнительного производства

Возбуждение судебным приставом исполнительного производства (кратко – ИП) в отношении должника регулируется статьями 30, 33 ФЗ № 229-ФЗ

Для этого взыскатель должен оформить в адрес конкретного подразделения Службы судебных приставов Федеральной службы судебных приставов России (кратко – ССП) письменное заявление с указанием своих Ф.И.О., место жительства, № телефона для связи, Ф.И.О. должника, место жительства, № телефона (при наличии), место работы (если известно), наличие имущества (если известно), свой счет в банке с реквизитами банка, куда будут перечисляться деньги, взысканные с должника.

В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Такое заявление с приложением подлинного исполнительного документа следует высылать в адрес ССП по почте ЦЕННЫМ письмом с описью вложения и с почтовым уведомлением или передавать в канцелярию ССП ОБЯЗАТЕЛЬНО под роспись на втором экземпляре заявления, в которых должны быть указаны дата и подпись взыскателя.

Заявление с исполнительным документом подается взыскателем согласно ч.3 статьи 30 ФЗ № 229-ФЗ по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 статьи 33 ФЗ № 229-ФЗ, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Согласно ч.2 статьи 33 ФЗ № 229-ФЗ, если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Через сколько дней судебный пристав обязан возбудить ИП?

Согласно ч.7 статьи 30 ФЗ № 229-ФЗ, заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Согласно ч.8 статьи 30 ФЗ № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, если взыскатель передал заявление с исполнительным документом в канцелярию ССП, например, 28 мая 2019, то судебный пристав обязан возбудить ИП в отношении должника не позднее 4 июня 2019 (см. ч.4 статья 16 ФЗ № 229-Ф).

При этом согласно ч.17 статьи 30 ФЗ № 229-ФЗ, копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

На практике указанные сроки не всегда соблюдаются судебными приставами по разным причинам (объективным и субъективным).

3 Исполнительные действия судебного пристава-исполнителя

Что вправе и обязан сделать судебный пристав после возбуждения ИП в отношении должника для исполнения исполнительного документа?

Статьей 64 ФЗ № 229-ФЗ определены исполнительные действия.

Согласно ч.1 статьи 64 ФЗ № 229-ФЗ, исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: (см. внимательно положение этой статьи).

К таким исполнительным действиям, которые реально важны для исполнения исполнительного документа, относятся:

а) вызов должника в ССП;

б) запрос в банках счетов должника;

в) запрос в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

г) наложение ареста на счета должника в банках;

д) наложение ареста на имущество должника;

е) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

ж) изымать имущество должника, проводить оценку этого имущества, реализовывать имущество в соответствии с положениями ФЗ № 229-ФЗ;

з) вынесение Постановления о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации на основании статьи 67 ФЗ № 229-ФЗ;

и) вынесение Постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

Исходя из положений статьи 64 ФЗ № 229-ФЗ, судебный пристав ВПРАВЕ совершать перечисленные исполнительные действия.

А какие судебный пристав обязан производить исполнительные действия, перечисленные в статье 64 ФЗ № 229-ФЗ? Это не указано в статье 64 ФЗ № 229-ФЗ.

Смотрим положения статьи 12 ФЗ № 118-ФЗ, которой закреплены обязанности и права судебного пристава-исполнителя. Получается, что в ч.1 статьи 12 этого ФЗ перечислены обязанности судебного пристава, а в ч.2 статьи 12 ФЗ № 118-ФЗ перечислены права судебного пристава.

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

(абзац введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Как можно проверить, надлежащим ли образом судебный пристав по ИП исполняет свою главную должностную обязанность согласно ч.1 статьи 12 ФЗ № 118-ФЗ - принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, прежде чем писать по чьему-то «совету» необоснованную жалобу в прокуратуру или старшему судебному приставу?

Это можно сделать на основании статьи 50 ФЗ № 229-ФЗ путем подачи конкретному судебному приставу-исполнителю письменное заявление на ознакомление с материалами ИП и снятие с них фотокопий, а потом в согласованные дату и время с судебным приставом ознакомиться с материалами дела, снять с них фотокопии.

О Б Р А З Е Ц З А Я В Л Е Н И Я

г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33

Судебному приставу ОСП по работе

с физическими лицами № 1

г.Петрозаводска и Прионежского

района Зверевой В.И.

по исполнительному производству

№….., возбужденного (дата)

От взыскателя Зайцева Льва

Адамовича, проживающего по

Адресу: г.Петрозаводск, Лесной

проспект, д.13 кв.13

Тел. № ….

Должник Лисицын Савелий

Иосифович, проживающий по

адресу: г.Петрозаводск, ул.Красная,

д.15 кв.7

З А Я В Л Е Н И Е

На основании статьи 50 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и согласно статье 12 Федерального закона № 118-ФЗ «О судебных приставах» прошу предоставить мне для ознакомления и для снятия фотокопий материалы исполнительного производства № …, возбужденного (дата).

Взыскатель Зайцев Л.А.

28 мая 2019 г.

Заявление такое (ЛЮБОЕ) в адрес судебного пристава всегда следует оформлять в двух одинаковых экземплярах, подписывать их, ставить дату на обоих экземплярах и передавать через канцелярию ССП под роспись на втором экземпляре заявления.

Далее нужно звонить по телефону судебному приставу и договариваться о дате и времени ознакомления с материалами ИП.

В нужную дату и время надо приехать в ССП с паспортом и фотоаппаратом (смартфоном не получится сделать полные снимки материалов ИП, что бы видны были № страниц), ознакомиться с материалами ИП и снять с них фотокопии (главное – это снять с материалов ИП фотокопии). Как правило после этого действия судебные приставы уже по иному ведут себя со взыскателем по ИП и стараются исполнять надлежащим образом свои должностные обязанности по этому ИП.

Лучше всего после этого взыскателю по ИП проконсультироваться с юристом или адвокатом, которые регулярно занимаются исполнительными делами, на основании полученных фотокопий материалов ИП.

Стоит ли сразу писать жалобу на действия или бездействия судебного пристава после ознакомления с материалами ИП в адрес старшего судебного пристава?

Это зависит от материалов ИП, фотокопии с которых сделал взыскатель по ИП.

Всегда нужно помнить сторонам ИП, что судебный пристав не враг для должника по ИП, а тем более для взыскателя по ИП. В первую очередь нужно постараться наладить деловые отношения с конкретным судебным приставом, а для этого нужно знать хотя бы основные положения нормативных актов, указанных в вопросе № 1.

Что бы там не говорили знатоки исполнительных дел, что бы не советовали, но взыскателям по ИП нужно знать и помнить, что очень многое зависит от исполнения исполнительного документа о взыскании долга от самого судебного пристава.

Если с судебным приставом начать «деловые отношения» с необоснованных жалоб на него, в т.ч. в прокуратуру, то он будет после этого формально все делать по ИП, а на жалобы предоставлять обоснованные ответы с ссылками на вышеуказанные нормативные акты, которые он знает лучше прокурора.

Что конкретно еще можно предпринять взыскателю по ИП после ознакомления с материалами ИП, это уже будет зависеть от самих материалов ИП, от произведенных судебным приставом исполнительных действий и от должника (физическое лицо или юридическое лицо) по ИП. Это уже взыскателю будет советовать или помогать его представитель (юрист или адвокат).

4 Права взыскателя по исполнительному производству

Основные права взыскателя по ИП определены статьей 50 ФЗ № 229-ФЗ.

Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства

1. Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

1.1. Заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 274-ФЗ)

1.2. Вид электронной подписи и требования к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 274-ФЗ)

2. Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Исходя из положений ч.2 статьи 50 ФЗ № 229-ФЗ, взыскатель вправе подавать заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы на действия или бездействия судебного пристава должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Но лучше (практичней) все это делать через канцелярию ССП или высылать в адрес судебного пристава и при необходимости старшему судебному приставу по почте ценным письмом с описью вложения и с почтовым уведомлением.

Взыскатель по ИП вправе:

1 Знакомиться с материалами ИП, снимать с них фотокопии.

2 Писать заявление (ходатайство) в адрес судебного пристава

3 Писать заявление (ходатайство) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество должника, в том числе на его денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество.

4 Принимать участие в осмотре имущества должника физического лица, на которое возможно согласно статье 446 ГПК РФ обращение взыскание по исполнительным документам.

5 Оспаривать оценку арестованного имущества должника, произведенную судебным приставом на основании статьи 85 ФЗ № 229-ФЗ.

6 Уведомлять судебного пристава согласно ч.12 статьи 87 ФЗ № 229-ФЗ об оставлении нереализованного имущества должника за собой.

7 Заключать с должником по ИП мировое соглашение согласно статье 43 ФЗ № 229-ФЗ в судебном порядке.

8 Обращаться с заявлением (ходатайством) в адрес судебного пристава о применении к должнику, имеющему долг свыше 10 000 рублей, применение положений статьи 67 ФЗ № 229-ФЗ о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации.

9 Обращаться с заявлением (ходатайством) в адрес судебного пристава о применении к должнику, который не исполняет требования исполнительного документа, применение положений статьи 67.1 ФЗ № 229-ФЗ о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

Согласно ч.1.статьи 67.1 ФЗ № 229-ФЗ, под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

Кроме того, ч.2 статьи 67.1 ФЗ № 229-ФЗ перечислены требования исполнительных документов, на основании которых возможно применение положений статьи 67.1 ФЗ № 229-ФЗ.

Статья 67.1. Временные ограничения на пользование должником специальным правом

(введена Федеральным законом от 28.11.2015 N 340-ФЗ)

2. При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом. При неисполнении требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным правом.

3. Если исполнительный документ, содержащий указанные в части 2 настоящей статьи требования, не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении временного ограничения на пользование должником специальным правом.

Что будет, если должник по ИП в нарушение Постановления судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на пользование этим должником водительским удостоверением будет ездить на своем или на чужом автомобиле?

Ответственность административная должника по ИП за это предусмотрена статьей 17.17 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (кратко-КоАП РФ).

Статья 17.17. Нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом

(введена Федеральным законом от 28.11.2015 N 340-ФЗ)

Нарушение должником установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством-

влечет обязательные работы на срок до пятидесяти часов или лишение специального права на срок до одного года.

10 Обжаловать действие (бездействия) судебного пристава, нарушающие права и интересы взыскателя по ИП, в соответствии с Главой 18 ФЗ № 229-ФЗ в порядке подчиненности или в суд общей юрисдикции.

11 Обращаться с заявлением к старшему судебному приставу на основании статьи 63 ФЗ № 229-ФЗ об отводе судебного пристава.

Если взыскатель по ИП надлежащим образом обращался к судебному приставу с заявлениями, ходатайствами согласно статьи 50 ФЗ № 229-ФЗ, в этом случае статьей 64.1 ФЗ № 229-ФЗ определены порядок и сроки рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве (введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ)

1. Заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

2. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

3. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

4. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.

5. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

6. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

7. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

5 Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, которые нарушают права и интересы взыскателя по ИП

Главой 18 ФЗ № 229-ФЗ определены сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

Согласно статье 122 ФЗ № 229-ФЗ, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности, определены статьей 124 ФЗ № 229-ФЗ.

Статьей 128 ФЗ № 229-ФЗ определен порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

Так, постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия), нарушающие права и интересы взыскателя физического лица, обжалуются в суд общей юрисдикции на основании положений статей 4, 19, 22, 24, 124, 125, 126, 220 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (кратко – КАС РФ).

Статья 124. Административное исковое заявление

1. Административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

2. Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления

1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 9 введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 220-ФЗ)

Статья 126. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению

1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;

6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

2. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.

Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ)

2. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

3. К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Согласно ч.1 статьи 55 КАС РФ, представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

Образец административного иска на судебного пристава

В

(наименование суда)

Административный истец:

(ФИО заявителя, адрес)

Административный ответчик:

(наименование, адрес судебного пристава-исполнителя

Заинтересованное лицо:

(ФИО должника, адрес)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя

«___» г. постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа (судебного приказа) о взыскании с (ФИО должника) в пользу (ФИО взыскателя) денежной суммы рублей.

В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были совершены следующие действия (указать действия (бездействия), которые обжалуются заявителем).

С указанными действиями я не согласен, поскольку они нарушают мои права и интересы (указать, в чем нарушение прав заявителя).

Действия судебного пристава-исполнителя не соответствуют требованиям статей (указать конкретные нормы законы, на предмет соответствия, которым подлежат проверке действия судебного пристава-исполнителя).

Указанные действия судебного пристава исполнителя вышестоящему должностному лицу не обжаловались. (Если обжаловались, указать какая жалоба подавалась, кому, когда и результаты ее рассмотрения).

В соответствии со статьей 121 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Прошу:

1. Признать действия судебного пристава-исполнителя (перечислить незаконные действия (бездействия), указать реквизиты постановления) незаконными.

Перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

1. Копия административного искового заявления.

2. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства

3. Обжалуемое постановление (письменный ответ).

4. Имеющиеся документы, подтверждающие доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Административный истец: Ф.И.О.

Согласно п.7 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются организации и физические лица – при подачи в суд административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами.

Юрист Зотов В.И.

г.Петрозаводск,

17 мая 2019 г.

Проголосовали:8

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

9 комментариев
Понравилась публикация?
9 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Зотов Валерий Иванович
Комментарии: 9
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые