«Ужасы» советской эпохи

На фото - кадр из фильма "Вий" (1967 год)
На заре перестройки распространившиеся как грибы по всей стране «кооперативные» видеосалоны принялись приобщать трудящихся Советского Союза к «культурным ценностям» западного мира. Репертуар разнообразием не баловал: эротика, боевики и ужастики.
Что касается последних, крутились в основном кассеты с дешёвыми поделками в стиле Horror: запомнились многосерийные «Зловещие мертвецы» в ужасном переводе с участием всяческих «трупов» – ходячих и не очень, потоками бутафорской крови и огромным количеством оторванных (отрубленных и т.п.) голов и прочих конечностей.
Некоторое время спустя эти гротескные "ужасы" приелись и вызывали лишь зевоту…
Между тем, хочется вспомнить отечественные фильмы, заслуженно ставшие классикой этого жанра. К сожалению или к счастью, мне известны лишь единичные образцы этой тематики – в зрелом СССР деятели искусства весьма неохотно использовали в своём творчестве мистические мотивы: понятно, диамат и соцреализм этому препятствовали.
Так что по ленинскому принципу «Лучше меньше, да лучше» приведу три советских фильма, которые лично мне в молодые годы в какой-то мере «поледенили кровь»))
Режиссёров и актёрский состав не перечисляю – все эти данные есть в открытом доступе, пересказываю лишь сюжет и личное впечатление от картин.
1. Вий
Настоящий шедевр, и не только жанра Horror.
Снят в 1967 году по одноимённой повести Н.В.Гоголя.
Сюжет в представлении не нуждается. И всё же упомяну вкратце. Учащийся бурсы «пан хвилософ» Хома Брут ночует с приятелями на постоялом дворе. Хозяйка постоялого двора оказывается ведьмой, которую он забивает до смерти. Затем ему приходится читать псалмы над молодой покойницей – той самой ведьмой в ином обличье. В конце фильма герой гибнет под натиском расшалившейся нечисти.
Лично меня разочаровал, пожалуй, только сам «Вий» – в детстве, когда впервые посмотрел кино, в финале предполагал увидеть что-то действительно устрашающее, а не забавного карикатурного персонажа. Меня (опять же лично) особенно впечатлил образ заброшенного опустелого храма – к сожалению, очень актуальный для советской эпохи.
Примечательно, что картина была закуплена для проката рядом западных стран, в том числе США.
2. Отель «У погибшего альпиниста»
Создан в 1979 году на киностудии Таллинфильм по мотивам одноимённого романа братьев Стругацких.
Собственно, это не классический ужастик, а фантастический детектив, но на меня он произвёл впечатление качественного триллера.
Сюжет вкратце: детектив Глебски прибывает в отдалённый горный отель. Ему предстоит распутать убийство. В процессе расследования оказывается, что некоторые постояльцы отеля не обычные люди, а космические пришельцы. Неожиданные метаморфозы и закрученный сюжет лично меня держали в напряжении в течение всего просмотра.
3. Господин оформитель
Это фильм ещё советских, но уже перестроечных времён. Снят в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль»
.
Вкратце: в 1908 году модный питерский художник-оформитель создаёт манекен для магазина. Натурщица вскоре умирает от чахотки. Художник разыскивает её могилу, но героиня странным образом жива: бывшая манекенщица – жена его богатого заказчика. В финале эта женщина оказывается ожившим манекеном. Наконец, главный герой гибнет под колёсами таинственного автомобиля, управляемого его творением и несколькими другими «тёмными сущностями».
Не скажу, что фильм идеален во всех отношениях, но главными его достоинствами считаю следующие: прекрасна показана атмосфера Серебряного века и искусства той поры, Виктор Авилов замечательно вписался в образ художника-декадента – эстета и морфиниста, и, конечно, завораживает общий мистический настрой картины.
...
…Могу ещё припомнить «Солярис» и «Сталкер» Андрея Тарковского, которые, конечно, в жанр Horror никак не вписываются, но нервы основательно щекочут. Из «перестроечных» экспериментов – например, сцену из «Забытой мелодии для флейты», где в состоянии клинической смерти герой Леонида Филатова оказывается в чистилище и беседует со своими умершими родителями…
Возможно, вы вспомните ещё что-то по теме статьи – напишите, пожалуйста, в комментариях.
Спасибо за внимание.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Для СССР был лучший.
Это и понятно. Единственный, практически, к тому же)) Я имел в виду во "вселенском масштабе", учитывая наш национальный менталитет и культурные особенности. Меня, например, никакие "Дракулы Брэма Стокера" и прочие признанные на западе "шедевры" не впечатляют. Никакие Эдгары По, Хичкоки и Стивены Кинги...
С автором публикации согласен.
«Люми» (1991) - ужастик-пародия на красную шапочку, с юмором
«Прикосновение» (1992) игра посредственная, никакой крови, однако действительно страшно. "Жизнь прекрасна и удивительна" - фраза из этого фильма.
ВИЙ старый действительно крутой. ВИЙ новый-фу.
Мне понравился фильм "Ведьма из Блэр" (1999 г.). Малобюджетный, снят в виде документального фильма любительскими камерами, тоже никакого насилия, но возникает ощущение жуткой реальности.
Фильмы интересные.
"Репертуар разнообразием не баловал: эротика, боевики и ужастики."
Дополню: были еще "мыльные оперы".
Это по ТВ, ага... "Рабыня Изаура", "Богатые тоже плачут" и т.д. Опиум для слезливых домохозяек