Если вы получили травму в поезде, автобусе или самолете – что делать?

Начался сезон отпусков. Вместе с его началом все больше граждан пользуются услугами общественного транспорта.
Различные травмы в поездке – далеко не редкость. Не секрет, что многие перевозчики банально пренебрегают элементарными правилами безопасности своих пассажиров, рассчитывая на русский «авось» или на элементарную правовую неграмотность.
В то же время пассажиру стоит помнить о том, что при получении травмы в поездке он вправе рассчитывать на денежную компенсацию.
На чем основано право пассажира на денежную компенсацию в случае травмы
Любое транспортное средство отнесено законом к источникам повышенной опасности. Согласно статье 1079 Гражданского кодекса России, владелец источника повышенной опасности обязан возместить причиненный вред даже при отсутствии его вины, если только не докажет, что вред был причинен вследствие непреодолимой силы, грубой неосторожности или умысла самого потерпевшего.
Иными словами, если Вы получили травму, когда не смогли перешагнуть проем между посадочной платформой и транспортным средством; упали с верхней полки плацкартного или купейного вагона; пролили на себя кипяток, который несли от проводника в свое купе, ударились о переднее сиденье из-за резкого торможения и т. п., вы имеете право на компенсацию.
Когда может быть отказано в компенсации?
По общему правилу статей 1079 и 1083 Гражданского кодекса РФ, в тех случаях, когда пассажир проявил грубую неосторожность в процессе поездки или умышленно получил травму, либо в случае действия непреодолимой силы.
В частности, вам будет отказано в компенсации, если:
• вы находились в нетрезвом состоянии;
• вы не были пристегнуты ремнем безопасности, если он есть в транспортном средстве;
• во время посадки в транспортное средство, высадки из него или передвижения по нему вы были увлечены разговором с другим человеком или мобильным телефоном;
• вы не подняли поручень на верхней полке;
• вы разместили свою ручную кладь в неотведенном для нее месте;
• вы оставили без присмотра своего ребенка, либо попросили его сделать то, чего делать ему не следовало (например, принести кипяток в поезде), и ребенок получил травму.
В любом случае, доказать вашу вину обязан будет перевозчик, вы свою невиновность доказывать не обязаны.
Что делать, если вы получили травму?
Если это произошло в поезде или самолете – немедленно потребуйте пригласить командира экипажа или начальника поезда. Включите на своем мобильном телефоне видеокамеру или аудиозапись. Потребуйте составить акт о несчастном случае. Не покидайте транспортное средство, пока акт не будет составлен. Не бойтесь вызова полиции – появление сотрудников всегда вам только на руку.
Если травма получена в автобусе – потребуйте от водителя немедленно остановить автобус и вызвать сотрудников ГИБДД. Водитель отказывается? Вызовите их сами по телефону 102 или 112, звонок бесплатный.
Потребуйте выдать вам копию акта о несчастном случае, нигде не расписывайтесь, пока копия не окажется в ваших руках. Если в процессе участвуют сотрудники полиции – перепишите их звания и Ф. И. О. из служебных удостоверений, а также потребуйте назвать адрес отдела, в котором вы сможете получить копию решения по вашему обращению или обращению перевозчика.
Потребуйте сообщить вам название и адрес страховой компании, в которой застрахована гражданская ответственность перевозчика, а лучше предъявить страховой полис или его копию. Постарайтесь сфотографировать полис на камеру телефона.
Не стоит верить словам медработника, приглашенного перевозчиком, например, о незначительности вашей травмы или о невозможности получить компенсацию. Железнодорожный или авиационный медик получает зарплату у перевозчика, а приглашенный автомобильным перевозчиком медик уже «проплачен» до контакта с вами.
Некоторые перевозчики могут предложить вам «решить все полюбовно» и не составлять акт. Помните, что «полюбовное решение вопроса» – на ваш страх и риск! Ваша травма может оказаться более серьезной и может повлечь за собой последствия, поэтому на «полюбовно решен вопроса» не стоит соглашаться до консультации врача вашей поликлиники или иного врача, которого знаете или которому доверяете вы.
По прибытии в пункт назначения как можно скорее обратитесь в ближайшую поликлинику или больницу либо вызовите скорую помощь по телефону 103 или 112. Не отказывайтесь от медицинской помощи. Потребуйте выдать вам листок нетрудоспособности и выписку из амбулаторной карты.
Куда обращаться за компенсацией?
Гражданская ответственность любого перевозчика за причинение вреда здоровью и имуществу пассажиров должна быть застрахована в соответствии с федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика...».
Я настоятельно советую вам еще на этапе покупки билета, особенно на автобус, потребовать предоставить вам информацию о том, в какой страховой компании застрахована ответственность данного перевозчика. Если такой информации не предоставлено – лучше откажитесь от поездки с данным перевозчиком, а в кассе автостанции обязательно потребуйте книгу жалоб, в которой напишите, что вам не сообщили названия страховщика, и у вас есть все основания полагать, что вам пытались продать билет на транспорт нелегального перевозчика.
Обращаться за получением компенсации вы должны будете в страховую компанию, в которой застрахована ответственность перевозчика. Вам потребуются:
• паспорт (или его ксерокопия, если вы обращаетесь по почте);
• заявление о выплате компенсации (скачать бланк можно здесь);
• акт о несчастном случае, составленный перевозчиком;
• справка о ДТП из ГИБДД, если травма получена в автобусе;
• выписка из медицинской карты или справка из поликлиники или больницы (медики знают, какая справка нужна; если они будут «тупить» – пригрозите жалобой в медицинскую страховую компанию, выдавшую вам полис, – быстро «вспомнят»).
Помните, что страховщик не имеет права требовать от вас предоставления иных документов! В частности, он не имеет права требовать вашего билета!
Передайте документы в офис страховой компании обязательно под расписку. Если сотрудник отказывается принять документы или отказывается дать расписку – отправьте эти документы Почтой России, ценным письмом с описью вложения. Страховщик не получит письмо? В суде это будет в вашу пользу.
Если в вашем городе нет офиса страховой компании, в котором застрахована ответственность перевозчика, – сдайте документы в офис любой страховой компании, офис которой есть в вашем городе, со ссылкой на пункт 10 статьи 14 названного выше закона 67-ФЗ. Далее эта страховая компания сама перешлет документы по назначению.
Принять решение о выплате компенсации или об отказе в таковой страховщик должен в течение 30 дней с момента получения документов.
Сколько компенсация составляет в рублях?
Определить размер компенсации невозможно, поскольку расчет производится по специальной методике. Размер компенсации зависит от тяжести травмы, продолжительности нетрудоспособности и получения или неполучения инвалидности и составляет от 500 до 2 млн рублей.
Страховщик, естественно, будет стремиться занизить сумму, поэтому будьте готовы к суду с ним. Судебная практика в большинстве случаев – в пользу пассажира. В кругу юристов до сих пор на слуху судебное дело женщины из Липецка, упавшей на пути между посадочной платформой и площадкой вагона при посадке в поезд на Павелецком вокзале Москвы, не поскупившейся на оплату работы юриста и отсудившей у Федеральной пассажирской компании и страховой компании «Согаз» 1,5 млн рублей (ссылка на решение Липецкого областного суда: Подробнее ➤).
Однако лучше изначально принять меры к тому, чтобы ваша поездка не была омрачена. Поэтому соблюдайте элементарные правила личной безопасности и не пользуйтесь услугами нелегальных перевозчиков.

На чем Вы собираетесь ехать в отпуск?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Я была свидетелем ситуации.
Троллейбус начал движение от остановки, а в задней двери осталась защемленной рука женщины, которая не успела выйти.
Несколько метров она была протащена троллейбусом. На наши крики водитель отреагировала и открыла дверь.
Женщина на улице поднялась с трудом.
Водитель к ней не выходила. Кондуктор вроде бы выходила на пару минут. Троллейбус уехал.
Как в этой ситуации быть свидетелям и самой женщине, которая не могла подойти к водителю и потребовать составления акта?
Ответ: вызывать полицию по телефону 102, а потом думать и рассуждать.
А где точно это было?
Если принимать во внимание то, что Киров - не чужой мне город, и я его неплохо знаю.
Остановка ул. Красина.
А все в шок впали и я в том числе.
Там диспетчерский пункт троллейбусного управления в шаговой доступности, я не ошибся?
Как давно это было?
Это называется "водитель скрылся с места ДТП". Чем это наказывается, знаете, или напомнить?
Троллейбус ехал в другом направлении и там теперь нет диспетчерского пункта.
Сколько-то лет назад это было. Может пять лет назад?
"Единичка", судя по всему...
Меня там не было. Водитель и МУП Кировском троллейбусное управление повесились бы...
Да, единичка.
Я взяла женщину за руку, чтобы при открытии двери она резко не упала и сама чуть не выпала. Водитель открыла дверь во время движения.
А на следующей остановке я вышла.
Жаль, что не нашлось таких, кто бы поступил, как Вы.
Может на остановке такие нашлисья 7
К ней многие подбежали.
Имеем очередное подтверждение теории "женщина за рулём - преступник".
Не оспариваю.
Николай Валерьевич, а вот и для Вас подоспела тема, где Вы профи www.9111.ru
Цитирую:
Помогите составить жалобу на водителя маршрутного такси. Моя знакомая вчера ехала на газели. Прежде чем сесть на маршрутку, она с трудом села одну ногу поставила в салон половина туловища придавила автоматической дверью, а другая нога висела и водитель тронулся с места и он поехал, и женщина стала плакать и кричать "Остановитесь"! Вот сейчас хотим написать заявление в РЭО ГИБДД.
Сейчас посмотрим...
Отвечать на вип-вопросы - ниже моего достоинства.
Поскупился вопрошающий - пусть с Садыковым и работает.
Кстати, понятия "маршрутное такси" не существует с апреля 2012 года.
И почему все боятся набрать номер телефона 102...
Садыков гипнозом хорошо владеет.
Вопрошающая даже не придала значения, что понравившийся ей ответ содержит условие.
Кроме того считаю, что жаловаться на административное правонарушение не её полномочие, её полномочие жаловаться на причинение вреда её здоровью.
Многие вопрошающие (не меньше 50%) выбирают лучшим ответом тот, который им греет душу, а не тот, который даст высокий шанс решения ситуации в их пользу.
Николай Валерьевич,
не берите грех на душу!
Я, слава Богу, отдала родному трампарку больше 20 лет. И сколько видела преступников мужчин - не сосчитать. Дураков хватает обоего полу.
Да и сама сколько лет за рулем - никто никогда не обвинит меня в преступном вождении.
А зря! Вы - юрист! И подобные заявления Вас не красят. Вы с уверенностью можете сказать, что за рулем была женщина? И что она преступница? А как же презумпция невиновности?!
А это - тоже женщина/водитель/преступник? Очень красочное подтверждение, что водитель не имеет пола. Он (водитель), либо - профессионал, либо - расп***яй.
Многие вопрошающие выбирают такого "Садыкова", который просит выбрать ответ лучшим в обмен на последующую бесплатную консультацию.
А как он может до ответа написать что-то вопрошающим? Доступ к сообщениям к вопрошающему ведь закрыт?
В ответ на критику сделала правильный вывод.
Елена Алексеевна, надеюсь с Вами прокатиться. 😁 В планах появилось посещение Астрахани.
Елена Алексеевна, Киров - мне не чужой. Когда я приезжаю туда, мне тоже приходится пользоваться троллейбусом.
90% водителей там - женщины. Редкий день обходился без ЧП, чтобы мне не пришлось оказать водителю мелкую помощь: ослабить фрикцион (лично Вы должны знать, что это такое); подтолкнуть картонкой переключатель реостата (20 лет прошло с момента ухода из троллейбусного парка, название забыл); объяснить назначение секвенции; сделать "жучку" вместо предохранителя (там эти "жучки" всю жизнь были нормой); и даже дотащить водителя (с инсультом) до областной больницы (тут поймет Елена Евгеньевна: это была "восьмерка").
Есть три города (было 4, Липецкий троллейбус уничтожен), в которых от троллейбуса надо бежать, как от сатаны. Это: Йошкар-Ола, Киров и Воронеж. Они там ездят на честном слове и такой-то матери.
Какие чудеса рассказываете. Мне нравятся наши троллейбусы, особенно, предназначенные для инвалидов-колясочников без ступенек.
Ни разу не видела, чтобы водительницы просили помощи у пассажиров разобраться с их техникой.
Может вспоминаете период начала нового века?
А - давайте! Ни грамма не испугали.
У меня дело сейчас в Ленинском суде г. Кирова. Следующее заседание на 20.06 назначено. Но я туда не поеду. Поскольку буду подавать встречный иск. А как примут, то посещение Кирова возможно только на личном авто. Так как в поезде с пересадкой 60 часов - это ад кромешный. Самолет - ф топку.
В Астрахани ездили также. Как у нас выражались: "на одном колесе".
Дверные фрикционы, если Вы о них - давно ушли в прошлое. Сейчас у троллейбусов совершенно другое устройство. Вместо "жучков" у нас вставляли ключ 12*13. Если замкнет, то троллейбусу просто писец приходил - сгорал за 9 минут. Астраханский троллейбус приказал долго жить в ноябре 2017 г., пережив чуть больше чем на 10 лет астраханский трамвай.
Именно так. В Астрахани, правда, модификаций под перевозку инвалидов не было. Но с начала 2000-х, во всяком случае, на смену ЗиУ 9 Б стали закупаться ЛиАЗы. Но их было совсем мало. Подвижной состав был старым, поступившим в ТТУ ещё в конце 80-х - начале 90-х прошлого столетия.
Елена Евгеньевна, 2010 год - последний визит... И мои друзья из Кирова не говорят об улучшениях.
Внешность троллейбуса обманчива.
Елена Алексеевна, надеюсь, Вы знаете, что кратчайший путь туда для Вас - не через Москву?
Волгоград - Сызрань-Ульяновск - Чебоксары - Йошкар-Ола - Яранск - Советск.
Как соберетесь ехать - позвоните мне.
И поездами с автобусами будет намного быстрее 60 часов.
Елена Алексеевна, троллейбусы другого устройства Вы увидите где угодно, только не в Кирове или Йошкар-Оле.
Там же до сих пор есть в эксплуатации троллейбусы ЗИУ-682 В 1978 года выпуска.
И автобусы... Проезжая на авто, притормозите в Яранске и Советске. Окажетесь в 80-х годах прошлого столетия.
Я думаю, всё сложится именно так.
Врут друзья.
Водитель нарушил требования п. 2.5 ПДД РФ.
Получивший травму пассажир должен обратиться в любое медучреждение, где и будет зафиксировано получение травмы в ДТП. Даже если это всего лишь ссадины и ушибы. Медики передадут по 02 инфу о получении телесных повреждений "насильственного характера". В ГИБДД обязаны будут возбудить административное расследование по ст. 12.24 и 12.27 КоАП РФ. После получения судебно-медицинской экспертизы о тяжести вреда здоровью в отношении водителя будет принято законное решение - прекращение дела по ст. 12.24 КоАП РФ, или передаче его в суд.
По ст. 12.27 КоАП РФ - принятие решение может быть как самими сотрудниками ДПС, так и направление дела в суд. Направление в суд - наиболее вероятно. Водитель останется без прав на 1 год.
В любом случае, независимо от исхода судебно-медицинской экспертизы пострадавшая женщина имеет право на получение денежной компенсации за причинение материальных убытков (расходы на лечение, испорченную одежду, утраченный заработок) от страховой компании, застраховавшей ответственность перевозчика или по ОСАГО. Компенсацию морального вреда обязаны будут выплатить работодатель, либо сам водитель.
Огромное спасибо за разъяснение.
А доказать, что именно в этом троллейбусе получила повреждение здоровья ей поможет билет на проезд?
Сейчас во многих автобусах, троллейбусах висит плакатик, что ведется видеонаблюдение, а в то время такого не было.
И без билета можно доказать. Свидетели и данные ГЛОНАСС. В Кирове уже лет 10 работает система отслеживания общественного транспорта, и даже специальный сайт есть - не знали?
Разве система ГЛОНАСС может отследить зажатого в дверях пассажира?
Про сайт: имеете в виду, что можно отследить движение нужного автобуса по компьютеру из квартиры?
Если ДА, то постоянно этим пользуюсь.
Она может отследить задержку транспортного средства в пути и его неожиданную остановку.
Ну это слабое доказательство. Может водитель решил подождать бегущего к транспорту человека? Задержка была минутной (5 мин., вряд ли дольше).
Всё это вычисляется без проблем. Пассажир называет время поездки. В указанный интервал служба движения вычисляет машины, находившиеся в том месте. Далее - опрос водителей и кондукторов.
Таким образом мне приходилось защищать водителя троллейбуса в Москве несколько лет назад. Выяснилось, что пассажирка предъявила поднятый на остановке билет.
В Астрахани даже близко такого нет
Браво, что раскусили ушлую пассажирку!
Какое неравномерное развитие страны, однако.
Я давно (несколько лет) выхожу к остановке, посмотрев по компьютеру, где идет автобус.
У нас и умные табло на остановках кое-где установлены, можно посмотреть через сколько минут подойдет нужный транспорт. Удобно.
А ещё на некоторых остановках можно подзарядить сотовый телефон, специальный разъём поставлен.
Елена Евгеньевна, Вам стоит посмотреть другие города своей области: Советск; Котельнич, Яранск, Уржум... Пройдитесь по улицам любого из этих городков - и увидите, как выглядел Киров в то время, когда Вы еще не родились.
В 2016 году упала в маршрутке, водитель просто выкинул из автобуса. Полицию и скорую вызвали свидетели... Получила травмы... В последствии операции... Результат - нигде не нашла концов, ни в администрации, ни в регистрации, ни в объединении "маршруточников"...Тайна покрытая мраком так и осталась... И не я одна такая... Творится полное безобразие... Спасибо скорой откачали... Правды нет нигде у нас в стране...
У вас был плохой юрист, либо Вы решили сэкономить на его услугах.
Честный профессиональный юрист - такие бывают?
Если под "честным профессиональным юристом" Вы понимаете того, кто будет работать бесплатно, либо работать за оплату по результату, а также выполнять все Ваши прихоти, вплоть до требований давать консультации даже в полночь, при этом давать 100% гарантию выигрыша - то таких нет.
Если Вы имеете в виду того, кто честно и профессионально отработает оплаченные услуги, и приложит все усилия для выигрыша Вашего дела - это лично я, а также несколько моих коллег.
Не передаст полученные от доверителя сведения противоположной стороне или не уйдет после оплаты в сторону от участия в процессе.
Эта фраза обо мне (и нескольких моих коллегах). Составная часть процесса
А у нас вообще напряженка с грамотными специалистами. Да и цены за услуги такие, что простому работяге не по карману.
Всегда есть вариант получить нужную услугу по приемлемой цене.
Но халявы нет.
Денег нет на отпуск!
Но вы там держитесь.
Статья актуальная, полезная и своевременная.
Спасибо за внимание.
Остановка. Подходит автобус. Интеллигентного вида человек пропускает всех вперед. Сам пытается зайти последним и ему дверью придавливет шею.
Автобус трогается.
— Бл%дь! Пи%дец! Ёб@ный в рот! Суки! Стой на х$й! Ох%ели пид@расы! Оторвете к еб$ням же голову!
Водитель тормозит, открывает дверь. Человек заходит в салон, поправляет галстук и обращается ко всем:
— Извините. Был напуган.
Тоже несколько лет назад пропустила в автобус пожилых пассажиров вперёд, осталась последней на посадку, водитель перед носом дверь захлопнул и поехал, хорошо что получилось ногу выдернуть. А эти ещё "газели" маленькие вообще травмоопасны: в одной травмировала голову (внутричерепная гематома).
Будьте аккуратнее.
И не боролись?