Управляющая компания и собственники МКД, вечное противостояние сторон.

Вопрос подачи жалобы на управляющую компанию (УК) актуален, так как зачастую жильцы многоквартирных домов (жильцы МКД) попросту не видят реальных действий и не могут добиться от УК исполнения своих договорных обязательств.
Как же вести себя, столкнувшись с халатностью или произволом управляющей компании?
Что можно предпринять жильцам в случае бездействия управляющей компании?
Можно ли пожаловаться на управляющую компанию?
В данной статье вы найдете ответы о том, как юридически правильно составить жалобу, и в какие инстанции жаловаться при разных обстоятельствах.
Жалобы на УК в жилищную инспекцию.
Государственная жилищная инспекция (ГЖИ или ЖИ)– это орган исполнительной власти, созданный для защиты прав собственников жилых помещений, для контроля и надзора за исполнением жилищно-коммунальных услуг.
Жилищная инспекция выявляет нарушение в сфере жилищно–коммунального хозяйства, а также пресечение этих нарушений по заявлениям граждан.
Жилищная инспекция была создана Постановлением Правительства РФ от 26. 09. 1994 года № 1086 (с последним дополнением от 25. 06. 2012 года).
Согласно этому Постановлению, государственная жилищная инспекция осуществляет контроль:
-Контроль за правомерным использованием жилищного фонда
-Контроль за использованием общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме
-Контроль эффективного и правомерного использования придомовых территорий
-Контроль за правомерностью установления нормативов потребления коммунальных услуг
-Контроль за техническим состоянием жилого фонда, а также общего имущества и территории вокруг многоквартирного дома
-Защита прав и интересов собственников жилья
-Контроль за проведением конкурсов и тендеров на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах
-Контроль технического состояния общедомовых приборов учёта воды и электроэнергии, проведение их поверки и своевременной замены
-Контроль правомерности процедуры изменения статуса жилых помещений в нежилые, и наоборот
-Другие полномочия, которые указываются в вышеуказанном Постановлении
Каждый собственник жилого помещения имеет право написать обращение в ЖИ на действия или бездействия органов ЖКХ и управляющих компаний. Об этом говорится в Законе от 02. 05. 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
На основании обращения гражданина, ЖИ проведёт проверку указанной УК. Если нарушения действительно существуют. То УК получит предписание от инспекции.
В этом предписании будет указан срок, в течение которого УК следует исправить нарушение. Если этого сделано не будет, то жилищная инспекция имеет право привлечь УК к административной ответственности на основании ст. 7. 22 КоАП РФ.
Статья 7.22. КоАП РФ, нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещенийНарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов или жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов или жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство или перепланировка жилых домов или жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство или перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом или жилым помещением,-
-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Составить и отправить жалобу можно несколькими способами:
-оформить документ на компьютере и отправить на электронную почту жилищной инспекции соответствующего региона, или зайти на сайт жилищной инспекции подать жалобу через сервис «обращения граждан», приложив к жалобе документы в подтверждение указанных в ней доводов.
-кроме того текст жалобы можно написать рукописно и лично отнести по адресу нахождения жилищной инспекции вашего региона..
Адрес местонахождения ближайшей ЖИ в вашем регионе можно найти с помощью поисковой системы в интернете.
Не забывайте, что ЖИ выполняет возложенные на нее функции, только в пределах своих полномочий.
В шапке жалобы обязательно нужно указывать всю необходимую контактную информацию заявителя (ФИО полностью, адрес регистрации/проживания, телефон).
В описательной части вашего обращения-жалобы вы должны указать на все недочеты, которые вы заметили, обнаружили со стороны УК. Стоит также вписать сроки, на протяжении которого времени были выполнены неправомерные действия. Если ранее подавались жалобы и заявления в УК с требованием устранить недочеты, то укажите какие действия были предприняты УК. При наличии письменной переписки приложить их копии (заявление/жалоба, ответ на заявление/жалобу).
Обязательно к жалобе следует приложить дополнительные документы, подтверждающие правдивость ваших слов. Это могут быть фото или видеоматериалы, копии договоров, отчеты, справки и т.п.
В резулятивной части, необходимо перечисляить свои требования или просьбу по устранению указанных в жалобе проблем и недочетов.
В конце документа следует поставить число и подпись с расшифровкой.
Жалоба на УК в Роспотребнадзор.
Если ЖИ не оправдывает ожиданий потребителей, они направляют жалобу на управляющую компанию в Роспотребнадзор..
Работа управляющих организаций, оказывающих услуги по управлению МКД, защищается Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Однако точно также защищены права потребителей, к тому же, согласно «Закону о защите прав потребителей», у управляющих организаций есть перед потребителями обязательства по раскрытию информации о предоставляемых услугах и работах.
Согласно пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, заявитель должен подтвердить, что до обращения в Роспотребнадзор он направлял жалобу к юридическому лицу, но его заявление не было рассмотрено или требования не были удовлетворены. Это обязательное условие для того, чтобы обращение послужило основанием для проведения внеплановой проверки.
При этом отправить обращение в этот орган можно, если: договор управления не соответствует нормам Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», управляющая организация не предоставляет полных и достоверных сведений о своей деятельности, есть необходимость проверить бухгалтерскую отчётность, необходимо изменить тариф и размер платы за ЖКУ.
После рассмотрения обращения Роспотребнадзор принимает решение о проведении проверки, по результатам которой возможны штрафные санкции по отношению к нарушителям.
Анонимные заявления не будут рассматриваться как основание для проведения внеплановой проверки управляющей компании. Даже в том случае, когда информация, содержащаяся в обращении, соответствует критериям для проведения проверки.
В заявлении в Роспотребнадзор необходимо указать следующую информацию:
1. личные, контактные данные заявителя.
2. адрес многоквартирного дома, о выявленных проблемах.
3. наименование и адрес нахождения УК, приложить переписку с просьбой устранить нарушения (если такая переписка велась).
4. указать о прошлых обращениях в инстанции, например, в жилищную инспекцию, приложить ответ из ЖИ..
5. указать информацию о требованиях и просьбах, которые следует выполнить управляющей компании.
Обязательно следует приложить документы, подтверждающие ваши доводы в заявлении.
Жалобу также можно подать через сайт вашего местного отдела службы по надзору и в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Заявление на УК в прокуратуру.
В органы прокуратуры жильцы могут обратиться в крайнем случае, если управляющая организация бездействует, когда появляется угроза для здоровья и жизни людей, или когда ЖИ или Роспотребнадзор отказали в рассмотрении заявления. После проверки в отношении нарушителя возможно даже заведение уголовного дела.
В шапке заявления, как и в других случаях указываете, полные контактные данные заявителя, в описательной части пишете, какая проблема существует, куда вы обращались, чтобы ее решить, какие меры были предприняты другими инстанциями и выдвигаете свои требования.
Не забывайте приложить документы, в подтверждение указанных доводов в заявлении. Если речь идет о необоснованной растрате или присвоении средств на содержание жилья многоквартирного дома, то у собственников на руках должны быть документы, подтверждающие это. К примеру, завышенные расценки по сметам, счета за произведение ремонтных работ по завышенным ставкам, а также чеки на необходимые для дома покупки, которые по факту и не производились. Доказательством может послужить фотосъемка и видеофайлы, которые бы показали истинное состояние дома, в котором не был проведен ремонт или был проведен некачественно.
Заявление в прокуратуру так же можно подать через сайт прокуратуры вашего населенного пункта, или путем личного посещения.
Помните, что представители прокуратуры смогут помочь в решении таких вопросов:
1. Разберутся по поводу нецелевой траты денежных средств, потраченных незаконным способом – мошенничеством, кражей, растратой, присвоением и т.п.
2. Помогут привлечь контролирующие органы – Жилищную инспекцию и Роспотребнадзор – если они игнорировали ваши просьбы и бездействовали.
Исковое заявление на УК в суд.
Обратиться в судебные органы можно, если:
1. Вы ранее писали жалобы и заявления в вышеперечисленные инстанции, пытались досудебно решить вопрос, но УК все равно не выполняет требования.
2. Хотите взыскать с УК моральный и материальный вред за причиненные неудобства. Нужно не забыть указать сумму компенсации за ущерб, а также всех собственников имущества, которым нанесен вред.
К исковому заявлению предъявляются требования установленные статьей 131 ГКП РФ, поэтому в заявлении необходимо указать следующую информацию:
1) наименование суда, в который подается заявление;.
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
При обращении в какую инстанцию, вы добились желаемого результата?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
У меня нет проблем с УК,
Хорошо когда нет проблем с УК.
Еще раз, мы не собственники МКД, а собственники квартир в МКД. И это очень важное замечание. Не надо без меня меня женить.
Только обращением в прокуратуру можно принудить УК работать адекватно.