Страховая компания: с 1 июня 2019 года споры по ОСАГО рассматриваются по новым правилам

Не пропустите главное. Важно соблюдать новый порядок с 1 июня 2019 года.
4 июня 2018 года был принят федеральный закон № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Закон вступил в силу через 90 дней со дня его официального опубликования, за исключением п. 2–6 ч. 1 ст. 28 федерального закона.
Вот об этих пунктах-исключениях и пойдет речь в данной статье.
Что нового
Для того чтобы понять, что изменилось, – немного истории. Как следовало действовать в рамках закона до нововведений, в той ситуации, когда возникал спор со страховой компанией в отношении обязательного и добровольного страхования владельцев транспортных средств? ОСАГО и споры с ним возникают очень часто. Все почему? «Страховщики не хотят платить», – скажете вы. И это тоже имеет место быть. При всей своей простоте услуга ОСАГО – крайне дорогостоящая для нас.
Основные моменты в укороченной версии:
• претензия,
• экспертиза,
• суд.

Как следует действовать сейчас
Если у вас возникают споры со страховой компанией относительного полисов ОСАГО И КАСКО
Обязанность организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным возлагается с 1 июня 2019 года на страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, страхованию средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного транспорта) и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Сюда же входят и кредитные организации, но для них выполнение этих требований пока только на добровольной основе. Об этом речь пойдет в отдельной статье.
Круг споров, рассматриваемых финансовым уполномоченным
• Требования потребителей о взыскании денежных сумм в размере, не превышающем 500 000 руб., за исключением требований о компенсации морального вреда и возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
• требования потребителей, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО.
Срок исковой давности для рассмотрения указанных требований составляет 3 года. Тут, в принципе, все соответствует нормам, закрепленным в ГК РФ.
Внимание! Потребитель вправе заявить перечисленные требования в судебном порядке лишь после их рассмотрения финансовым уполномоченным (ст. 15, п. 8 ч. 1 ст. 19, ст. 25 закона № 123-ФЗ).

Порядок обращения к финансовому уполномоченному
Шаг 1. Претензия страховщику
Такая претензия пишется в свободной форме и отправляется в адрес страховщика на бумажном носителе или в электронном виде. Срок рассмотрения претензии – 15 рабочих дней, если претензия направлена в течение 180 дней со дня, когда вы узнали о нарушении своего права, и в течение 30 дней в других случаях (ч. 1–3 ст. 16 закона № 123-ФЗ).
Шаг 2. Обращение к финансовому уполномоченному
После того как вы получили или не получили ответ от страховщика, вы имеете право направить свое обращение финансовому уполномоченному. Сделать это можно так же, как в случае со страховщиком, плюс дополнительные возможности: по почте на бумаге, электронно через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного или через портал Госуслуг, а также через форму обращения на сайте финансового уполномоченного. Есть требования к такому обращению, они закреплены в ст. 17 закона 123-ФЗ.

Порядок рассмотрения обращения финансовым уполномоченным
Вопрос – ответ
1) «Сколько стоит рассмотрение обращения финансовым управляющим и нужно ли платить госпошлину?»
Обращение потребителя финансовый уполномоченный рассматривает бесплатно, госпошлину также платить не нужно.
Обращение, поданное в порядке договора цессии (переуступка прав требования), рассматривается на платной основе, цена устанавливается советом Службы финансовых уполномоченных (ч. 6 ст. 16 закона № 123-ФЗ).
2) «Обязан ли я лично или через представителя присутствовать при рассмотрении моего вопроса?»
Нет, не обязаны. Финансовый уполномоченный рассматривает обращение заочно на основании предоставленных вами документов совместно с обращением. Но он может рассмотреть ваше ходатайство об очном рассмотрении обращения и принять соответствующее решение.
3) «В какие сроки будет рассмотрено мое обращение?»
В течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, в случае направления обращения потребителем;
в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя к финансовой организации.
Примечание: в случае принятия финансовым уполномоченным решения о рассмотрении обращения в очной форме течение срока рассмотрения приостанавливается со дня направления сторонам и до дня получения ими соответствующего уведомления. Течение срока рассмотрения обращения может быть приостановлено также в случае организации финансовым уполномоченным проведения независимой экспертизы (оценки) по предмету спора (ч. 7, 8 и 10 ст. 20 закона № 123-ФЗ).
4) «Каков срок вступления в силу Решения финансового уполномоченного?»
Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.
5) «Что делать, если меня не устроило решение? Могу ли я его обжаловать?»
Для потребителя решение финансового уполномоченного не является обязательным. В случае несогласия с таким решением потребитель вправе в течение 30 дней после дня его вступления в силу обратиться в суд в общем порядке с требованием к страховой компании, являвшимся предметом рассмотрения финансового уполномоченного.
Страховая компания вправе в течение 10 рабочих дней после дня вступления решения финансового уполномоченного в силу оспорить его в судебном порядке. В этом случае исполнение решения может быть приостановлено финансовым уполномоченным по ходатайству страховщика.
6) «Если решение финансового уполномоченного вступило в силу, то в какие сроки страховщик должен его исполнить?»
Срок исполнения решения финансового уполномоченного устанавливается этим решением, но не может быть менее 10 рабочих дней или более 30 дней после дня его вступления в силу.
7) «Как следует поступить, если страховая компания не исполняет решение?»
В случае неисполнения финансовой организацией решения финансового уполномоченного потребитель в течение 3 месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение, должен получить у финансового уполномоченного удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение может быть предъявлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения в течение 3 месяцев со дня его получения.
8) «В суде я имел бы право и возможность получить в качестве дополнительных оплат от страховщика штраф в пользу потребителя. Как в этом случае будет решаться такой вопрос?»
Взыскать со страховщика за неисполнение страховой компанией в добровольном порядке решения финансового уполномоченного вы имеете возможность в судебном порядке. Суд на основании заявления потребителя взыскивает с финансовой организации в пользу потребителя штраф в размере 50 % суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного (соглашением) (ст. 23, ч. 6 ст. 24, п. 3 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 25, ст. 26 закона № 123-ФЗ).
Думаю, тема достаточно любопытная. Важно, чтобы вы не тратили время напрасно, а следовали установленному порядку уже сейчас. Как я уже написала выше: потребитель вправе заявить требования, перечисленные в данном законе, в судебном порядке лишь после их рассмотрения финансовым уполномоченным.
Безусловно, возникает логичный вопрос: каковы минусы и плюсы такого нововведения? Представляется мне, что у юристов минусов будет на порядок больше, чем плюсов. А отношение к этому закону общества мы сможем не раз наблюдать на форуме 9111.
А пока я предлагаю сделать оценочные выводы в комментариях к этой статье. И помните: если у вас возникла сложная ситуация и вам необходима юридическая помощь, вы всегда можете обратиться к специалистам сайта 9111.
Берегите себя и всех, кто вам дорог! Не забывайте поделиться столь важной информацией в социальных сетях!
* В статье использованы цитаты из закона 123-ФЗ.
Как Вы считаете: новые правила рассмотрения споров лучше или хуже, чем прежние?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Хорошие страховые компании. Где потом потребитель свое через суд получает.
Пропустит сокращённые сроки обращения, когда ему будут мозг сушить: "Вы тут не правильно написали, и то не принесли", а потом если в суд обратится, этому автолюбителю судья в культурной форме скажет: "Ты чел срок и порядок обращения к финансовому уполномоченному пропустил, поэтому иди на уй, я не буду твой иск рассматривать". Новый закон благо для создателей страховых компаний.
Все делается чтобы СК не платили людям!
Еще придумали одну прослойку.
Не понятно, будет ли польза от такого закона и кому.
НГужен митинг Автолюбителей, владельцев АВто!
Богатые депутаты втюхали новый закон, по которому многие автовладельцы пропустят сокращённые сроки для обращения за причитающимися им выплатами, и после уже ничего не получат по справедливому (не заниженному) возмещению ущерба от ДТП. Все последние законы не в пользу обычных людей, а в пользу капиталистов.