Должна ли подпись в документах быть как в паспорте

Предлагаю рассмотреть такой вопрос: «Должна ли подпись в документах быть как в паспорте?» максимально подробно с юридической точки зрения.
Что говорит закон
Обязанность граждан лично расписаться на второй странице паспорта регламентирована постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
В соответствии с приказом МВД России от 13.11.2017 г. № 851 сотрудник МВД России при выдаче паспорта обязан предложить гражданину поставить свою подпись в паспорте и имеет право не отдавать паспорт в случае, если гражданин не ставит подпись.
Для чего нужна личная подпись в паспорте?
Личная подпись служит идентификатором гражданина, как и фотография, и иные личные данные.
Но с течением времени, учитывая весьма длительный период действия паспорта, меняется и внешность человека, и его почерк.
Поэтому действующее законодательство не содержит норм, обязывающих граждан расписываться в документах (любого вида) точно как в паспорте.
Можно ли расписываться в документах иной подписью?
Прямого запрета расписываться другой подписью в законе нет, однако вместе с тем подпись в паспорте является как бы «эталоном». В случае, если подпись сверяют (например, в банке при оформлении документов, в посольстве или у нотариуса), ее будут сверять именно с той, что стоит в паспорте – «эталоном».
Если подписи будут выглядеть не похоже, то есть основание усомниться с том, что это действительно именно этот гражданин расписался. Данное основание может служить основанием для отказа в принятии документов или их возвращении.
Так органы Росреестра вправе приостановить сделку по регистрации перехода права собственности, если у сотрудника возникнут сомнения в подписи на правоустанавливающем документе. В таком случае сотрудник Росреестра вправе вызвать заявителя на личный прием и попросить расписаться в документе еще раз лично при регистраторе.
Таким образом, во избежание лишних проблем и беготни в важных документах лучше расписываться «как в паспорте».
В случае сомнений на счет того, чья подпись стоит в документе, именно расписавшемуся лицу придется доказывать, что это его подпись или не его. А не лицу (органу), в этом усомнившемуся.
Если гражданин хочет официально изменить свою подпись, то тогда только вместе в паспортом: в новом паспорте – новая подпись.
Обратная сторона медали
Как указано выше, если документ подписан подписью, отличающейся от подписи в паспорте, он юридической силы не потеряет. Так, нельзя в кредитном договоре намеренно расписаться другой подписью и впоследствии утверждать, что договор недействителен и долга никакого нет.
В данном случае, как и при подписании иных документов, расписываясь, гражданин выражает свое волю, свободное согласие с изложенными в документах условиями и обязанность на их соблюдение.
А при принятии на себя обязательств важна не подпись, а личность человека.
Если я расписываюсь в договоре купли-продажи, то я лично принимаю на себя обязательства. Моя подпись может в корне отличаться от той, что стоит в паспорте, но это не значит, что за меня расписался другой человек. Это сделала я собственноручно и, как следствие, со всем согласилась.
При возникновении сомнений в вопросе «чья подпись стоит в документе», когда лицо, якобы расписавшееся в нем, все отрицает, заинтересованное лицо вправе провести почерковедческую экспертизу.
Поэтому задача второй стороны заключаемого соглашения – убедиться, кто именно ставит подпись, а не сверять ее правильность начертания с чем-либо.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
1. Нет нормы права, обязывающей гражданина ставить подпись в паспорте. При получении паспорта Вам предлагают поставить подпись (именно так прописано в инструкциях), а предложение не обязывает.
2. Есть утвержденные и действующие нормы по написанию ФИО, где первая буква - заглавная (смотрите свои паспорта).
3. Есть нормы и ГОСТы на оформление документов, где подпись лица, заверившего документ должна иметь расшифровку в формате ФМО (смотрите свои паспорта, кто у Вас там ручку расписывал?). Кстати кто-нибудь видел любой закон, подписанный должным образом уполномоченным на то лицом? Очень сомневаюсь... Об этом я писал www.9111.ru
Я уж не говорю про печать, которая не соответствует ГОСТу 51 511, про формулировку "регистрация", которая по факту должна называться "пропиской" (регистрируют временно проживающих).
Так что если Вы ставите роспись в паспорте, значит Вы со всеми этими нарушениями согласны. Ну а дальше Вас просто "имеют" всеми известными и неизвестными способами.
Двадцать лет назад я получила пожизненный паспорт. И в нем подпись не соответствует моей нынешней. А если я еще проживу лет 10, то она еще изменится.
В середине 90-х был случай у моего знакомого по работе. Он говорил, что с годами его подпись настолько изменилась, что он мучился несколько подписывая документ в кассе Сбербанка. Раньше подпись в банках сверяли с эталонной и это была проблема. Я сначала думал что это шутка, но однажды был свидетелем этого шоу! В своём районе и банке его знали и не особо обращали внимание на подпись, но однажды он при мне хотел снять деньги в другом отделении и несмотря на несколько попыток подписей денег так и не получил! Банковских карт тогда ещё не было. Такая вот история!
Ну это кошмар конечно.
Постоянно в СССР. особенно когда ты молод или в чужой кассе.
Очень похожая история была с моим отцом. Он травмировал руку и от этого движение кисти стало несколько ограниченно. В Сбере его раз пять просили подписать по новой. Еле убедил.
Лишь бы статейку написать. Подлинность подписи определит экспертиза? Бред. Да может определить, что возможно эта подпись принадлежит данному человеку. Это, как полиграф из того же разряда! Да и ДНК не дает 100% гарантии. Запудрили мозги народу.
Что значит "Лишь бы статейку..."?! Очень актуальная информация, лично для меня, например. Кто Вы такой, чтобы судить, нужно автору писать статью или не нужно?!
Все так и есть. Нам сложности и неприятности не нужны. Есть подпись и нечего ее менять, приобретая лишнюю головную боль.
Так и есть! -- Замещала начальника больше года и ненамеренно подпись очень изменилась! Когда мою карту зажевал банкомат при получении её, были трудности с воспроизведением "старой" подписи. Ещё и бюрократ в банке попалась. . .
А я не согласна на счет выражения "Бюрократ в банке". В случае, если проверка в кредитном учреждении, а у них проверки тоже есть, как и везде, то под раздачу попадет, сама того не ведая, та самая милостивая дама (а докажи, что это не ты сама расписалась?). Так что лишний головняк - никому не нужен. Я на её месте поступила бы точно так же, принципиально. Ведь это Я, а не другая тётя, беру на себя ответственность за всё, что связано с финансами, деньгами. Тем более, если дело касается личной подписи.