![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/02/60x60/551c2a4381d6d67b2945fab12fc3782e.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/01/60x60/962d36ed4ec92243966214a931645bb0.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/02/60x60/551c2a4381d6d67b2945fab12fc3782e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201708/30/60x60/338600.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202103/22/60x60/b46e8694d28dd14bdaa211420d8ef86d.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202304/04/60x60/e23a750457a72a94ece6373a49c6b472.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/18/60x60/262eabfc90a609ab03597024513fc0d6.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/13/60x60/966d92f2b8caaec3ba1445bbf9a90f5e.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/11/60x60/e6fce3b86538f6fc984904f8e819dd67.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/22/60x60/1896a2761beb0bc79a687f50aff6bc8e.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202405/21/60x60/41847939072685762e7e92df43749f98.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/b2421a467ab2ac73b6dba4fb54978a3a.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/16/60x60/b2421a467ab2ac73b6dba4fb54978a3a.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
Почему у одних договоры простенькие на одну страницу, а у других длинные с кучей подробностей, читать замучаешься? Потому что вторые уже набили шишек и больше не относятся к договору как к формальности, а прописывают в нем все условия и договоренности. А первые непуганые еще, думают что поговорили и достаточно, а договор это так – неизбежная формальность.
Вот несколько распространенных ошибок, которые приводят к недоразуменям и конфликтам с контрагентами:
1. Не подписываются дополнительные сметы и приложения к договору, если возникли дополнительные работы. Ну например проложили вы кабель, а клиент говорит нужно еще 10 метров проложить. Он думает это будет плюс немного к цене договора, а тебе нужно закупить материал, отправить на объект людей, оплатить транспорт и работу персонала, может еще доставка и установка оборудования понадобится, еще и прибыль заложить нужно. В итоге «еще чуть-чуть» выливается для заказчика в сумму, к которой он оказывается не готов. Он делает круглые глаза и думает, что его хотят надуть, а ты уже потратился. Вот если бы ему сразу показали смету на доп. работы, он бы видел что к чему, и либо был бы готов, либо сразу отказался.
2. Клиент просит удешевить проект, но к дешевому результату оказывается не готов. Ну нельзя взять дешевые материалы, сэкономить на работах и получить тот же результат, как из дорогих материалов с полным комплектом работ. В итоге клиент думает, что ты схалтурил, а ты просто не смог сделать конфетку из г… В таких ситуациях нужно отдельным перечнем прикладывать к договору то, от чего клиент отказался или удешевил. Тогда на его претензии всегда можно будет ткнуть его носом в эту бумажку и освежить ему память.
3. Не прописываются подробности сделки: конкретный срок доставки, критерии проверки, все параметры товара (цвет, вид, вес, толщина, материал и т.д.), условия возврата или замены, кто несет транспортные расходы в случае возврата или замены и т.д.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: