Выбор жизненного пути

В современном мире образование играет важную роль в жизни любого человека. Выбор учебного заведения далеко не легкая стезя, от которой потом зависит дальнейшая жизнь. Всем нам хочется воплотить мечты в реальность, обучаться тому, чем мы хотим заниматься, работать там, где хотелось бы и для удовольствия, а не проснуться в 40 лет с осознанием того, что занимался не тем, о чем думал и мечтал в детстве или в подростковом возрасте.
Речь не идет о том, чтобы мечтать о карьере космонавта, хотя все возможно…
Препятствия при поступлении
Учебные заведения основаны на подготовке к дальнейшей самостоятельной жизни – это обучение по той или иной специальности. Однако перед подростком встает трудный выбор, от которого зависит его судьба. Выбор вуза, факультета, специальности, может, и города (как это часто бывает, дальше от родного крыла).
Способные абитуриенты могут почти без трудностей выбрать бюджетное учебное заведение по своему желанию, так как имеют высокий балл «по уровню интеллекта». Перед более слабыми возникает много трудностей. Рассмотрим некоторые из них.
1. БЕСПЛАТНО. Попасть на бюджетное высшее обучение не так просто. Подготовка к предстоящему ЕГЭ требует немалых усилий (см. прошлую статью «Глобальные проблемы ЕГЭ и ОГЭ»), ведь баллы играют немаловажную роль, так как являются главным требованием любого вуза, ведь государство не будет обеспечивать неспособного к саморазвитию учащегося.
2. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Родители – самые близкие люди, которые способны дать дельный совет в трудных жизненных ситуациях, но нельзя считать нормальным, если родитель пытается реализовать через свое чадо то, что у него когда-то не получилось. Такое приводит подростка к нежеланию учиться и вообще может разрушить его психику и жизнь. Окончательное решение всегда за абитуриентом.
3. КОРРУПЦИЯ. Не имея достаточно средств для платного образования или достаточный балл, некоторые родители пытаются таким образом помочь ребенку, заплатив некоторую сумму (все же меньше, чем платное образование), чтобы последний поступил.
Подкупив должностные лица, можно попасть под уголовную ответственность не только опекуну, но и абитуриенту.
4. ПРИКОРМЛЕННЫЕ ВУЗЫ. Под данным выражением кроется мысль, что из-за взяток некоторые высшие учебные заведения не берут хорошие умы, так как те не имеют большой финансовой поддержки (малоимущая семья). Около 10 % подростков отказываются от поступления в желаемый вуз, потому что не имеют возможности дать взятку.
5. СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ. Довольно неплохо, когда знакомый может помочь в случае неуверенности в своих силах и нехватке баллов. Однако стоит учесть, что данное поступление при помощи других тоже не является честным тогда, когда другие дети кусают локти, имея высокий процент балла, например, не ниже 4.5, но не имея возможности получить место.
Такие довольно крупные издержки для общества приводят к необратимым последствиям. Некоторые получают желаемое, идя к своей цели, а некоторые разрушают свой жизненный путь уже на таком раннем этапе, выбрав не то, именно не то.
Важно знать
У каждого вуза существуют особые критерии, некоторые распространяются на все заведения без исключений. Все они имеют бюджетные места, их количество ограничено. Для того чтобы быть окончательно уверенным в получении данного места для обучения, можно пройти определенный конкурс при вузе, но всегда нужно относиться объективно к своим шансам вообще поступить.
Подростки, которые уезжают в другие географические субъекты РФ, должны удостовериться в наличии общежития в том случае, если не было договоренности с родителями о том, что проживать, к примеру, возможно и в съемной квартире одному или с другом.
А также желательно раньше разузнать о наличии корпусов данного учебного заведения, чтобы не было проблем с перемещением по городу в поисках какого-либо корпуса для получения зачета по предмету.
Программы социального характера
Вот несколько интересных моментов, что помогут в удачном выборе вуза.
Стипендиальные программы
Как таковая система начисления денежных средств за заслуги учащегося студента: хорошая/отличная учеба, спортивная активность, участие во всевозможных олимпиадах международного уровня и т. д. Во всех университетах денежная выплата разная, и нужно узнавать об этом заранее.
Магистерские программы
Если абитуриента расстроил его собственный выбор специальности, то по истечении 1 года обучения есть возможность изменить направление и дальше продолжить свою деятельность студента, уже углубляясь в изучение других наук.
Международные программы
Ученики, которые имеют страсть к изучению иностранных языков, могут пройти аттестацию по любому из них и претендовать на учебу по обмену.
Надо только захотеть
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому», – говорил Жан-Жак Руссо.
Вот одна из причин, почему существует процент детей, не имеющих абсолютного представления о будущей жизни. Заканчивая полное среднее образование, будущий студент должен четко и ясно ощущать свою необходимость в этом мире. Знать свое предназначение, то есть область или направленность на эту область, быть может, какого-то искусства (если работу любого рода деятельности можно назвать таковым), должен любой, что хочет что-то от жизни.
Желание быть художником, юристом, педагогом, психологом, философом, гробовщиком, монахом, писателем, переводчиком или даже железнодорожником дает неограниченные способности, которые ведут к исполнению того, чего хочешь. Не всегда трудно получить это, но возможно. Объясните своим детям, что только время, желание и энергия приведут их к реализации своих второстепенных потребностей (первое – это нужда) и жизненных целей.
Российское государство пусть и не всегда относится лояльно к ученикам, студентам, будущим рабочим, но все же идет навстречу тем, кто действительно хочет учиться, поступать самостоятельно в высшие учебные заведения.
Считаете ли вы правильным в навязчивой помощи с выбором ВУЗа со стороны родителей?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Это теперь иллюзия выбора...
"Заканчивая полное среднее образование". Судя по моей племяннице (она закончила 9-й класс), уже в 8-ом от них требовали, чтобы дети определились с выбором профессии. Конечно, есть такие, кто "хочу, как родители" или просто "заболевшие" чем-то определённым. А так... Мало ли в жизни случаев, когда человек идёт учиться, а после первого курса понимает-нет, не моё. Может, я ошибаюсь, но на мой взгляд у большинства наших детей очень узкий круг знаний о специальностях, существующих в мире. И растут, как грибы, бесконечные бухгалтеры, менеджеры, экономисты, юристы... Какая разница-всё равно ведь высшее.
так это задача родителей - рассказать ребёнку своему о том, какие специальности есть и помочь ребёнку найти то, к чему у него душа лежит. А если человек 11 классов отучился и не знает, чем дальше хочет заниматься, то это очень печально, потому, что ждать его никто не будет, а решение, в какой вуз идти, нужно принимать уже сейчас.
Константин, уточните, пожалуйста: РАССКАЗАТЬ о разных специальностях или просто ПЕРЕЧИСЛИТЬ их ребенку? Хорошо, если вы сами поработали в разных областях и можете просветить своё чадо. Что можно поведать о профессии, если ты не работал сам? Общие фразы? Ребёнок хочет быть сомнологом, акваномом, спелеологом.. И? Ну это врач, который занимается проблемами сна; специалист по изучению водной флоры и фауны; исследователь пещер. Это он и без вас в интернете прочитает, а конкретика где? Я училась в советское время, мне хотелось стать писателем, но я считала-глупо писать "про жизнь", если ты её не видела? Работала с юности в разных местах, меня хвалили, а я понимала-не моё это всё. И в результате я, чистый гуманитарий, которым всегда была, выбираю профессию бухгалтера, уйдя из педагогического института, где меня уговаривали остаться. Я не хочу спорить с вами, да, это печально, когда к концу школы нет осознанного выбора. Просто вспомнилось: когда-то к нам в школу приходили родители-врачи, работники ГАИ, следователи, парикмахеры, токари, моряки... и рассказывали. О работе, обязанностях, специфике той или иной профессии. К кому-то мы и на производство ходили. Я, наверное, жуткая пессимистка в данном вопросе, но я не верю, что подросток в 16-17 лет уверен на 100 процентов, что он знает, кем он хочет быть. Идут учиться, как правило, поближе к дому; туда, куда позволяют поступить финансы; где меньше конкурс и пр. Это из моих жизненных наблюдений. Если у вас они другие, могу только порадоваться.
В 16 лет Александр Македонский войсками командовал. Определится техническая или гуманитарная направленность уже необходимо, иначе можно и до 40 лет выбирать. Обычно дети это легко делают, а более глубокую специализацию можно изменить в процессе учебы, во многих вузах говорят, что в процессе можно с факультета на факультет перевестись и даже в другой ВУЗ. В процессе жизни приоритеты часто меняются, для этого существует 2 высшее образование. Или самообразование. Учеба не самоцель, а путь к любимой работе, если Вы можете успешно работать без диплома, то можно вообще не заморачиваться. (Я знаю много таких людей в области АЙ Ти) Отсутствие диплома не помешало ни умениям, ни карьере. Поэтому не стоит давить на ребенка, что если не поступил, то жизнь кончилась. Для всех ситуаций, вкл армию, есть разные решения и родители должны внушить ребенку спокойствие и уверенность, что любая ситуация разрешима и можно найти много путей для достижения желаемого.
Александра Македонского к этому готовили едва ли не с рождения. Не у каждого отец царь Филипп)))
Это был частный пример. Раньше люди взрослели быстрее. Такова была позиция общества. В 15 лет замуж, в 45 - старушка-мать. Сейчас у нас в школе психолог, на полном серьезе, утверждает, что последние исследования показали, что подростковый возраст надо продлить до 30. С одной стороны это смешно, с другой мы стараемся чтобы дети дольше оставались маленькими, в первую очередь это связано с тем, что у молодых родителей, не может быть взрослых детей. Отсюда неудержимое желание направить ребенка по пути, который родителям кажется оптимальным. И возникают ситуации, особенно с послушными детьми, что они четко следуют указаниям родителей. Но для самых детей это нередко является насилием над личностью. Поэтому, мне кажется, более разумно отпустить ребенка в свободное плавание, а поддержка со стороны родителей должна быть максимально незаметна и ненавязчива.
Вы сами говорите, что ребёнок хочет быть, например, специалистом по проблемам сна. Если он уже знает это, то какой смысл ему рассказывать об этой профессии? Пусть сам читает, ищет информацию и тд. Когда я говорил, что родители должны детям про профессии рассказывать - это означало то, что нужно рассказывать, какие профессии наиболее востребованы в современном мире. Рассказать ребёнку о том, в каких профессиях, на ваш взгляд, ваш ребёнок больше успехов достигнет, какие у него способности, таланты и в каких профессиях это могло бы пригодится. Вот, что означает "рассказать про профессии". А информацию по поводу того, чем занимается специалист по изучению водной фауны - это любой школьник за минуту найти сможет и без вас. Поэтому, это вообще не проблема. А вот раскрыть потенциал своего ребёнка, отследить современные тренды и рынок труда, понять, в каких местах в вашем городе мог бы работать ваш ребёнок и как в эти места попасть - вот тут и нужна помощь родителей, так как подростки зачастую даже в своём городе плохо ориентируются и не знают, как первое место работы выбрать и тд. А по поводу того, что вы считаете, что 16-17 летний не знает кем хочет быть - это не правда. Лично я уже в 8 ом классе понимал, кем я хотел бы работать, а в каких профессиях я бы точно не стал бы работать. Да, абсолютное точное понимание не всегда есть, но примерная сфера деятельности, в которой они хотели бы работать - это уж понять зачастую можно. И так же, можно понять, в каких сферах точно не хотел бы работать подросток. И уже от этого отталкиваться.
"Когда я говорил, что родители должны детям про профессии рассказывать - это означало то, что нужно рассказывать, какие профессии наиболее востребованы в современном мире. Рассказать ребёнку о том, в каких профессиях, на ваш взгляд, ваш ребёнок больше успехов достигнет, какие у него способности, таланты и в каких профессиях это могло бы пригодится. Вот, что означает "рассказать про профессии". " - это не рассказать, это обсудить, и не профессии, а способности самого ребенка и их возможное применение! Так что Вы Константин сами не точны в выражениях.
А по существу, одна моя учительница (как учитель давшая мало) высказала однажды здравую мысль, что подросток понимает и осознает в какую сторону начинать двигаться, когда поработает, неважно где, но поймет что-такое работа и откуда берутся деньги, запомнив это я приминила на практике и не пожалела, 1 - воспоминаний море, 2 - опыт в разных профессиях и понятие что зарплату на любой работе зря не платят!
Вы не можете поработать во всех сферах. Правильно? Я уже не говорю о том, что для того, чтоб поработать в определённых сферах, вам нужно образование. Если вы хотите стать пилотом самолёта, то вас никто полетать не пустит, если вы не имеете образования и сотен часов налёта со старшими пилотами. И подобных сфер множество. Вам, зачастую, никто не даст просто так взять и поработать, чтобы понять, нравится вам эта сфера или нет. Я уже не говорю о том, что это просто потеря времени. Так как люди годы теряют только из за того, что мечутся из одной сферы в другую. За 3-5 лет можно стать уже очень грамотным специалистом в определённой области, но вместо этого вы предлагаете поработать в разных местах, чтоб понять, к чему душа лежит. И поэтому, мы, нередко, встречаем людей, у которых 5+ лет опыта, но в одной сфере они не более 2 х лет поработали и поэтому серьёзные должности им никто не даёт. А более молодой специалист, который изначально понял, чего он хочет, ему легко дают хорошие должности, так как он изначально инвестировал своё время в одну специальность, а не метался по разным. Время - это ограниченный ресурс и его нельзя безолаберно использовать, если вы вообще хоть чего-то хотите достигнуть в своей профессии.
Всё-таки не соглашусь с вами, хотя с интересом прочитала ваш ответ Юлии.
"..отследить современные тренды и рынок труда, понять, в каких местах в вашем городе мог бы работать ваш ребёнок и как в эти места попасть." Начнём с того, что "самые востребованные" профессии могут быть абсолютно непривлекательными для подростка. Далее. Если взять того же сомнолога. У нас в области немало людей, нуждающихся в помощи такого специалиста. Востребован? Нет ни одного. Такой специалист должен быть обеспечен соответствующей аппаратурой, приобретать которую слишком дорого. Это мне подробно было разъяснено нашими медиками. Так что об учёбе или работе в городе (да и в целой области) речь не идёт. "Потенциал ребёнка?" Вещь хорошая. Вам не приходилось встречаться с людьми, истинные таланты которых раскрывались лет так в тридцать? Мне-да. И,если вы внимательно читали предыдущие комментарии-я не говорю ЗА ВСЕХ подростков, что они не могут в этом возрасте определиться. Есть и другие. Просто их меньшинство. Вы опираетесь на свой опыт-я знал, где я не буду работать. Я это тоже знала. А вот где буду? И здесь я больше согласна с Юлией. Я начинала работать нянечкой в детсаду и поняла, что я не хочу и не смогу быть воспитателем. Убирала в парикмахерской (без стажа в училище не брали), многому научилась у девушек-мастеров, и, посмотрев профессию с "изнанки" ,определила-нет, не моё. Работала в библиотечной сфере. И,знаете, я не считаю это время потерянным. К 23-м годам у меня был такой жизненный опыт, какой не получишь ни в одном ВУЗе. И профессию бухгалтер я выбирала уже осознанно. В 23 года. Скажи мне кто-нибудь в 16 лет, что я буду специалистом в этой области, я бы рассмеялась ему в лицо. Вы рисуете, на мой взгляд, возможно, правильную картину (в идеале). Но только в идеале. Призываете посвятить себя чему-то одному, но досконально. В моей школе биологию преподавал человек, дико, страстно влюблённый в геологию, знавший о камнях, если не всё,то почти всё. И мечтавший быть только геологом. Глупый несчастный случай сокрушил его мечту и несомненный талант в этой области. Может показаться странным, но меня уже тогда его судьба навела на многие размышления. Не собираюсь разубеждать вас. Я просто смотрю на свою дочь. Она ушла работать в 14 лет "все равно куда" , от конюшни до "Фаберлика". И я не мешала ей. В 19 лет она поняла, что может быть очень хорошим специалистом в области флористики. Она НИКОГДА не интересовалась этим, какой такой потенциал я могла рассмотреть в ней, когда в доме даже слово "флорист" не звучало))) А сейчас я смотрю на свою племянницу, которой говорят-либо химико-биологический либо физико-математический. Других классов в их гимназии нет. Она не "физик" однозначно. "Лирик"? Так я тоже так когда-то думала.
'
Не угадаешь как лучше. Однако, решать нужно вместе.
Дети сейчас ленивы наглы учиться не хотят, а хотят сразу зарплату а родители должны их пристроить на работу и купить диплом.
Если ваши таковы, не нужно говорить про всех.
Неправда, дети такие, какими мы их воспитали.
А вот как нас готовили к вступлению во взрослую жизнь и совершенно бесплатно.
Бренды Советской эпохи. "Советская средняя школа"
www.rline.tv
Бренды Советской эпохи. "Советская высшая школа"
www.rline.tv
Сравните с нынешними возможностями, а главное, на что нам, родителям, необходимо обратить внимание, кого выращивают из наших детей и для каких целей. И это уже не шуточки, не фантастика, а тревожная реальность.
Ольга Николаевна Четверикова (доцент МГИМО). Проект "цифровая школа" - смертельный приговор образованию.