Манипуляция! Узнать и обезвредить.

Врага надо знать в лицо, а бить в морду. Андрей Гарольдович Кнышев — писатель-сатирик.
Сделал так, как хотел,
хорошо или худо, не знаю.
Не беги от волны, милый мальчик.
Побежишь - разобьет, опрокинет.
Но к волне обернись, наклонися
и прими ее твердой душою.
Знаю, мальчик, что биться
час мой теперь наступает.
Мое оружие крепко.
Встань, мой мальчик, за мною.
О враге ползущем скажи...
Что впереди, то не страшно.
Как бы они ни пытались,
будь тверд, тебя они
не убьют.
Николай Рерих
Не убьют (1916)
Понимаю, что пишу длинно и не особо просто. Я совершенно осознанно отказываюсь от упрощения, и это станет понятным после прочтения части про механизмы манипуляции.
Так же понимаю, что интернет форум – не СМИ юридически. Однако форум является местом коммуникации и частенько (очень часто) использует информацию официальных СМИ. Поэтому позволю себе в данной статье объединить признаки манипуляций и манипуляторов.
Предназначена только для тех, кто реально не хочет быть жертвой манипуляций.
К написанию сподвиг анализ публикаций на форуме, которые я разделила на группы:
1. Около РПЦ и веры
2. Около СССР
3. Около власти.
4. «Простейшие» манипуляции от явных манипуляторов
5. «Сложные» манипуляции.
6. Публикации антиманипулятивные, потому малообсуждаемые, включая публикации «по тематике»
Прошу прощение за несколько нудный экскурс в теорию манипуляций. Но без этого шага другие действия мало осмыслены и беспорядочны.
Головной мозг человека состоит из двух полушарий. Левое полушарие — это сознание, правое — бессознательное, там же находятся инстинкты. На поверхности полушарий находится слой серого вещества. Это кора головного мозга. Под ней содержится белое вещество. Это подкорковые отделы мозга. Психика человека представлена тремя составляющими: сознанием, бессознательным и барьером между ними — т.н. называемой цензурой психики.
Цензура психики работает следующим образом – сличает информацию, поступающую извне, с уже имеющейся и решает, оставить ли её для активного использования или отправить в «архив». В «архив» отправляется большая часть информации.
При этом, информация, которая перешла в подсознание, по прошествии какого-то времени начинает воздействовать на сознание, а значит через сознание, на мысли и на поведение человека. В подсознание откладывается любая информация, когда-либо воспринятая человеком, абсолютно не важно, запомнил ли он ее или нет. При этом такая информация может усиливаться, если она была обогащена эмоциями. Чем сильнее и актуальней эмоция, тем больше вероятности запоминания и усиления смысловой нагрузки.
Наверняка вы когда-либо слышали слово архетип. Это таинственное слово как раз и обозначает заложенные в психику человека ещё до его рождения установки (готовность реагировать тем или иным образом на ситуацию)., связанные с опытом предшественников, а так же собственный опыт знания, установки. При этом следует иметь в виду, что человек не всегда действует так, как говорит (парадокс Лапьера).
Информация личного бессознательного постоянно пополняется в течении жизни. Информация, поступающая из окружающего мира, со временем будет переработана с задействованием глубинных слоев бессознательного, а также находящихся в бессознательном архетипов и паттернов поведения, и далее эта информация перейдет в сознание в виде возникновения у человека определенных мыслей и как результат — совершения соответствующих поступков.
Манипулировать сознанием напрямую невозможно. Есть лишь опосредованный путь – через эти самые архетипы.
Особенно важно понимать, что наибольшая восприимчивость к информации – в детском возрасте. Поэтому любой манипулятор будет апеллировать именно к детскому состоянию человека, а не взрослому, именно поэтому – манипуляция всегда есть игра (Э.Берн). Мы все родом из детства, установки, заложенные в этот период, заложены на всю оставшуюся жизнь.
Для создания массы из детей (взрослых по паспорту) очень важно апеллировать к социальным архетипам «семья», «общность». Большинство людей проживает в социуме, взаимодействуют друг с другом в рамках одного общества схожего социального устройства, а значит имеют почти одинаковые страхи и радости, заботы и проблемы и т.п. Первоначальное подключение разума отдельных людей в единый разум происходит еще в детском саду и школе. Таким образом с детства в психике человека формируются механизмы, воздействие на которые в последующем позволяет объединять людей в массы и подчиняться вождю/ главе государства.
В массе намного легче справиться со страхами, тревожностью. Платой за это является подчинение. Когда человек хочет сделать что-то отличное от общепринятого, он становится перед выбором: сделать это сознательно и пойти по пути противостояния обществу (а значит почувствовать страх), или делать все так как все, и относительно безопасно жить дальше. Большинство выбирает последнее.
Из всех средств массовой коммуникации наивысшим манипулятивным эффектом обладает телевидение. Специфика подачи материала построена таким образом, чтобы сначала провоцировать в индивиде симптомы психопатологии, а позже — снимать их, посредством телетрансляции, тем самым, обеспечивая устойчивую зависимость, ничем особо не отличающуюся от наркозависимости
.
Телевидение задействует сразу оба полушария и все органы восприятия, поэтому его воздействие наиболее сильное.
Печатное слово задействует в основном левое, сознательное полушарие. Но и оно (печатное слово) очень даже может манипулировать. Манипуляция начинается с подключением эмоций. Эмоционально заряженные публикации – отличный способ манипуляции и обращения к подсознательному.
Механизмы манипулятивного воздействия при коммуникациях:
1. Упрощение, стереотипизация. Массовые коммуникации предназначены именно для массы. Предполагается усредненное понимание отдельного человека, который может адекватно воспринимать только простую информацию. Существует правило СМИ - Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на 10 пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение. Концепцию упрощения выдвинул еще в начале 20-х г. У.Липпман («журналист № 1» США). Он считал, что процесс восприятия - подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу. По его выражению, редактор должен опираться на стереотипы и рутинные мнения и «безжалостно игнорировать тонкости». Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа. Типичный пример упрощения – «совковые» люди упорно цепляются за прошлое, давайте мыслить будущим. Таким образом, человеку отсекается путь к его устоям и привычным типам реагирования. Темы «около СССР» частенько грешат именно этим. Комментарии так же способствуют закреплению стереотипа. Например, самый распространённый комментарий «Всё плохо, но ничего не изменится, ибо от нас ничего не зависит, толку то нам думать никакого» (собирательный образ). Этот же комментарий свидетельствует о том, что комментаторы успешно погружены в детское состояние. Не все, использующие тему СССР сознательные манипуляторы. На мой взгляд, неманипуляторам лучше бы было обозначать цель публикации и управлять комментариями (в разумных пределах).
2. Сенсационность. Механизм, которым более всех грешат копирайтеры. Не знаю, осознают ли они, что так действовать им просто позволяют, позволяют те, кто и являются настоящими манипуляторами. Сенсация частенько является прикрытием чего-то более важного. Сенсация обычно негативно заряжена. Нервозность это как раз тот механизм, который резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию. Нервозность так же сознательно поддерживается в комментариях специально обученными людьми. Думаю, эти персонажи хорошо известны форумчанам. Но, несмотря ни что, функцию свою они выполняют исправно, хоть и умом не блещут и используют всё те же пресловутые стереотипы. Сюда же можно отнести так называемые « Большие психозы» - катастрофы например. Такие события однозначно объединяют в толпу без каких либо намёков на поиск решений. На фоне «больших психозов» рождаются многие предположения, похожие на фейки.
3. Фабрикация фактов. Используется только в том случае, если информацию проверить достаточно
трудно. В последнее время это даже откровенная ложь в расчёте на то, что масса уже достаточно обработана для того, чтобы не затруднять себя обдумыванием. Причем ложь становится наиболее эффективной, когда опирается на заложенный в подсознание стереотип. Основные методы фабрикации фактов были отработаны в ведомстве Геббельса – ложные сведения подстраховывались правдивыми. Яркий пример. На форуме их не счесть. Начиная с пугалок (эмоционально негативно заряженных) про банковские карты и биометрические данные, заканчивая последним, из мною прочитанного - в школе будут преподавать библию! Любопытно, что этот факт даже был изложен вырванным из истинного контекста и послужил очередным поводом для негативизации и утраты критического мышления. Сюда же отнесу публикации «около РПЦ и веры». Факт того, что христианство – наши корни, весьма сомнительный факт.
4. Отбор для материала событий реальности. Применительно к форуму могу сказать – никакого отбора это лучший отбор. Анализируя публикации, натолкнулась на сетования о публикациях «не по теме» и на то, что информация хаотична. Многие радовались этой хаотичности. Огорчу сетующих – это именно так и надо для создания демократии шума. В этом шуме очень сложно разглядеть публикации, не замутненные стереотипами и призывающие к «подумать», вспомнить о своих реальных корнях и архетипах. Так надо (манипуляторам), ничего пока не изменится. Фильтровать придётся самим. Публикации «по теме» - по определению антиманипулятивные, потому малообсуждаемые. Механизм их популяризации есть, но используется мало.
5. Утверждение и повторение. Про то, как часто повторяются одни и те же сообщения даже и упоминать не стоит. Однако самым опасным повторением, свидетельствующем о весьма успешной обработке продолжаю считать собирательный комментарий «Всё плохо, но ничего не изменится, ибо от нас ничего не зависит, толку то нам думать никакого». Это делают уже сами люди, манипуляторы могут отдыхать, они славно поработали.
6. Изменение смысла слов и понятий. Тот факт, что слова часто вырывают из контекста меня лично уже не удивляет. Я понимаю, что для полного понимания нужен весь текст и сопряженные с ним сведения. Мало у кого из авторов прослеживается желание собрать максимум информации по теме (видимо срочность и количество публикаций превалирует).
7. Главнейший принцип любого оратора и манипулятора – я свой. Заигрывание в простонародность пока прокатывает. Интересный пример из недавнего – публикация адвоката Медведева про то, как надо разговаривать с детьми проглочена не жуя. Никто практически не обратил внимания на то, что информация лжива и противоречива, однако погружение в детское состояние прошло успешно и протащена идея о мудром руководителе и о христианской вере заодно (помимо личной потребности автора).
Признаки автора-манипулятора.
Прошу понять меня правильно – не все и не всегда осознают тот факт, что манипулируют. Это нормальное свойство человека. А вот если манипулируют сознательно – это совсем другая история.
1. Манипулятор всегда лжет. Почувствовать ложь может любой человек. Для этого нужно лишь внимательно читать и задать себе простой вопрос «Что я чувствую после прочтения»
2. Манипулятор часто выбирает роль жертвы. Он может жаловаться и просить совета, а затем начинает играть в игру под названием «Да, но….» (Э.Берн). Отличить такого просто – он никогда не предлагает решения ситуации и не принимает решений ни от кого. Таких не очень много, но они есть.
3. Манипулятор никогда не ответит на прямо поставленный вопрос. Если будете настаивать – начнется лобовая атака с переходом на личности. Цель атаки – заставить забыть о первоначально заданном вопросе, подменить понятия. Атака может быть и пассивной – вас непременно будут принуждать почувствовать себя виноватым. «Чувство» вины – отдельная история, достойная отдельной публикации. Манипулятор всегда даёт расплывчатые, «загадочные» ответы.
4. Манипулятор считает своим долгом вас «улучшить» и «причинить добро». Он всегда выступает якобы с позиции взрослого к вам, якобы ребенку. Признать, что другой тоже взрослый – провал манипуляции.
5. Манипулятор любит оперировать высказываниями великих, при этом не всегда понимая суть высказывания и личность автора этого высказывания. Некие вещи он возводит в абсолют/догму и не будет готов к обсуждению, тем более критике.
6. Манипулятор всегда преследует только свою цель – побуждение вас к действию в пользу него самого. Определить цель поможет простой вопрос «Чего бы я хотел/а, будучи автором публикации». Иногда можно и согласиться с целью и дать автору искомое. А иногда – нет.
7. Манипулятор оперирует понятиями «всё», «всегда», «мы». Массой манипулировать легче. Чем отдельным взрослым (не только по паспорту) человеком.
В экскурсе использована информация:
В. М. Бехтерев
Внушение и его роль в общественной жизни. — 2-е изд. — СПб.: Изд. К. Л. Риккера, 1903. — 144 с.
Коллективная рефлексология. — Пг., 1921. Объективная психология. — СПб, 1907-10.
Н.П.Бехтерева
Нейрофизиологические механизмы мышления. Л., Наука, 1985. 272 с. (совместно с Гоголицыным Ю. Л., Кропотовым Ю. Д., Медведевым С. В.)
Зелинский С.А
Информационно-психологическоевоздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. — СПб.: Издательско-Торго-вый Дом «СКИФИЯ», 2008. — 280 с.
Л. П. Гримак ГИПНОЗ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ (Истоки нашей страсти к телевидению) Прикладная психология, №1, 1999 год.
Опрос подразумевает несколько ответов.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Лучшие способы противостояния манипуляции это:
1.Научиться работать с информацией, выработать критическое мышление.
2.Совместно обсуждать негативное влияния информации с целью обретения навыков и умения анализировать различные тексты, определять направленность интересов создателей подобных текстов.
3.Изучать теорию СМИ
4.Знать основы общей психологии, психофизиологии, политологии, истории, литературы, философии
5.Ничего не делать
6.Дозировать информацию
Ну, Вы тоже ловко манипулируете тремя пунктами из шести, но, вот о таких способах борьбы с манипулятором, как повышение самооценки и независимость от мнения других как-то написать забыли.
Это не способы, а выигрыш в игре манипулятора.
Как видите, такого выигрыша нет. Я вполне сознательно встаю под удар, потому что не из трусливых. Именно обилие противостояния меня особенно и радует. Оно лишь означает попадание куда нужно. Самооценка адекватная, не бывает высокой или низкой.
Да Вы что? Перечитайте комментарий.
Именно повышение самооценки за счет независимости от других - и есть выгрыш манипулятора. Не имеет никакого отношения ни к критичности мышления, ни к знаниям (коих никогда не бывает слишком много). Самооценка строится на других критериях. Критика меня радует, ибо она живая. Как видите, я вам отвечаю, вполне спокойно. А вы что имели в виду?
Мы с Вами говорим на разных языках. Я по-русски пишу, читайте.
Способы борьбы с манипулятором:
- повышение самооценки (с людьми, твердыми в своих решениях, и способными сказать "нет", - манипулятор не станет связываться);
- независимость от мнения других (не проявлять эмоций при написании комментария).
Теперь понятно?
Я поняла вас. Возможно поторопилась, извиняюсь. Бывает, в пробке пишу, один глаз на светофоре, другой в телефоне.).
Про независимость от мнения других согласилась бы, если бы было указано каких-других. Поэтому как то не заострилась на этом. Независимость полная - иллюзия, особенно с возрастом понимаешь. На мнение, моё во всяком случае, могут оказать влияние многие факторы. Я вот побывала в буддистком монастыре на днях и ещё критичнее отношусь к христианству и Достоевскому, потому как зарядилась энергией, отряхнулась от страданий по Достоевски. Я не скрываю, что в одиночестве трудно, поэтому объединясь с людьми близкими по духу и они вполне могут что-то поменять в моём сознании. Ригидность сознания тоже не есть хорошо. Ригидность - трупное качество. Кстати, эпилепсия предполагает ригидность, что у Достоевского было весьма сильно выражено.
Самооценка... ну такое уж мое представление о ней, что не бывает она высокой или низкой, она либо адекватна реальности, либо нет. Манипулятор манипулятору рознь. Есть и такие, которые очень даже свяжутся, есть ведь и способы как ещё приподнять самооценку, а потом осуществлять интервенцию (такой приём есть в единоборствах - пропусить вперед и дать "завалиться"). Да, я не обо всем написала, тема то большая.
Я написала конкретно по вопросу, а Вы начинаете разводить демагогию.
Вы не понимаете Достоевского - и только. Тема закрыта.
Ок, я не понимаю.
К написанию сподвиг анализ публикаций на форуме, которые я разделила на группы:
1. Около РПЦ и веры
2. Около СССР
3. Около власти.
4. «Простейшие» манипуляции от явных манипуляторов
5. «Сложные» манипуляции.
6. Публикации антиманипулятивные, потому малообсуждаемые, включая публикации «по тематике»
Ну, и где анализ?
В тексте, частично. Я не в России сейчас. На днях будет продолжение.
Прочла внимательно. Вот, по трём первым пунктам и стоит разложить схемы манипуляций.
Ок. Сделаю. Не раньше понедельника.
Ну, анализ может быть за пределами высказывания, например: "Проанализировав ряд публикаций, мы сделали вывод..." далее по тексту.
Часть его именно там и есть) там, где про механизмы.
Да ничего там нет, схлоластическая ссылка, не более.
.."по волнам моей памяти"
Это самое главное, не слушать, не смотреть и не читать всё подряд.
Легко сказать. Иногда ловят как раз на эмоциях. Эмоциональная привязках-страшное дело, трудно противостоять.
Только не меня.
Манипулятор никогда не ответит на прямо поставленный вопрос. Если будете настаивать – начнется лобовая атака с переходом на личности. Цель атаки – заставить забыть о первоначально заданном вопросе, подменить понятия. Атака может быть и пассивной – вас непременно будут принуждать почувствовать себя виноватым. «Чувство» вины – отдельная история, достойная отдельной публикации. Манипулятор всегда даёт расплывчатые, «загадочные» ответы.
Вот скажите мне, пожалуйста: если я общаюсь с человеком и в процессе разговора этот человек задаёт мне вопрос. Я стараюсь не пропускать такие моменты, но бывает так что тема меняется или что-то отвлекло и я реально не помню заданный вопрос. Человек мне напоминает что он мне задал вопрос, но на просьбу повторить вопрос пытается обвинить меня в манипуляции как раз такой как вы описываете. Что я не отвечаю и навожу туман и ускользаю от вопроса и даю по мнению собеседника,, загадочные ответы,, . А ведь я действительно не помню этот вопрос и начинаю злиться. Так кто из нас манипулятор в этой ситуации? Может быть не всё так однозначно как вы описываете?
Человек этот манипулятор и есть. Вы не боитесь и правильно признаётесь. Подсаживает на чувство вины, манипуляторы всех мастей это обожают. Если принять эту вину на себя - так можно и ещё много чего на вас навесить. Всё именно так однозначно.
Как на Прямой линии.
Великое искусство писать отписки и говорить обтекаемо специально изучают.