Литвиненко Анастасия Александровна
Литвиненко А. А.Подписчиков: 1827
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг30.7к

Зарегистрировать переход права собственности на недвижимость: порядок действий и перечень документов

7 158 просмотров
529 дочитываний
12 комментариев
Эта публикация уже заработала 51,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В последнее время наблюдается увеличение числа случаев обращения физических и юридических лиц за судебной защитой в сфере имущественных прав и интересов.

Что говорит закон

Гражданский кодекс РФ в качестве самостоятельного основания возникновения, изменения, прекращения гражданских прав и обязанностей называет судебное решение (пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации).

Согласно ч. 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них осуществляются одним органом – Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальными органами.

Как регистрируют переход права

Переход права на недвижимость нужно зарегистрировать, если заключен договор купли-продажи, мены, дарения либо другой договор об отчуждении недвижимости.

Заявление и документы можно подать удобным для вас способом. Проведенная регистрация подтверждается выпиской из ЕГРН и регистрационной надписью на договоре.

Для регистрации перехода права нужно заполнить заявление, подготовить комплект документов и подать их на регистрацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав

Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. № 920 (ссылка на форму заявления).

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 г. № 883:

  • в форме документов на бумажном носителе: посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ; посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом: с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.

В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:

  • подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;
  • сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;
  • доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;
  • к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица – представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Документы, прилагаемые к заявлению

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:

  • документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
  • документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
  • иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Уплата госпошлины

Размер госпошлин регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3), его можно посмотреть заранее в любом открытом источнике. Однако рекомендуется на месте уточнить у специалиста, какую точно сумму и в какой пропорции участники сделки должны уплатить.


Законодательство постоянно претерпевает изменения, в связи с чем привычный размер стандартной госпошлины за ту или иную процедуру может изменяться.

С марта 2013 года была отменена необходимость государственной регистрации договора купли-продажи жилой недвижимости, соответственно, пошлина в этом случае взимается только за регистрацию перехода права собственности.

Квитанцию об оплате пошлины заявитель предоставляет, если сам сочтет нужным. Закон не требует включения данного документа в общий пакет (п. 7 ст. 18 закона №218-ФЗ).

Документы

Все документы и их реквизиты, переданные специалисту Росреестра, должны быть перечислены в расписке, которую сотрудник регистрационной службы выдает на руки каждому из участников сделки в качестве подтверждения их приема (пп. 1 п. 17 ст. 18 закона № 218-ФЗ).

В ней проставляются подписи заявителей и принимающего специалиста, дата и время приема. Желательно проверять содержимое такой расписки, не отходя от обслуживающего окна. При сдаче документов в МФЦ, по почте или посредством электронных сервисов способы направления уведомления установлены приказом Минэкономразвития «Об установлении порядка и способов уведомления…» от 15.03.2016 г. № 127 (п. 2):

• на электронную почту заявителя в виде ссылки на электронный документ, доступный для скачивания в течение месяца;

• бумажным письмом по почте, если документы представлены почтой без указания электронного адреса.

Периодически возникают случаи, когда документы теряются в процессе их перемещения между специалистами Росреестра, и доказать, что они вообще были сданы на регистрацию, можно будет только с помощью полученной расписки (уведомления). В противном случае возможны не только приостановка или отказ во внесении сведений в ЕГРП, но и проблемы с восстановлением утраченного документа.

На осуществление госрегистрации права собственности отводится максимум 9 рабочих дней при приеме документов в МФЦ (ст. 16 закона № 218-ФЗ). По прошествии этого срока, если государственным регистратором не было выявлено никаких ошибок в полученных документах и не возникло спорных ситуаций при анализе заявляемых и уже зафиксированных федеральной службой прав, заявитель приходит в Росреестр забирать документы. С 1 января 2017 года также реализована платная услуга доставки документов курьером (если соответствующий выбор сделан при подаче документов).

Как показывает практика, процесс сбора документов не бывает особо трудозатратным и длительным по времени, т. к. обычно у заявителя на руках имеются все документы. Исключение составляют случаи, когда требуется официальное согласие уполномоченного органа (например, опеки) или залогодержателя (часто такие письма готовит головной офис банка, и срок пересылки в регионы порой достигает нескольких недель).

12 комментариев
Понравилась публикация?
21 / -12
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Литвиненко Анастасия Александровна
Комментарии: 12
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые