Габриелян Армен Владимирович
Габриелян А. В. Подписчиков: 36
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 315

Насколько правомерен запрос МВД о предоставлении копии базы «1С. Бухгалтерия»

598 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 45,62 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Согласно Пункту 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" (далее - Закон о полиции) предоставляет полиции право "для выполнения возложенных на нее обязанностей" "в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию...".

Первый предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции случай, когда запрос полиции возможен, сформулирован так - "в связи с расследуемыми уголовными делами". Иначе говоря, запрашивать и получать сведения полиция вправе по расследуемым ею, находящимся в производстве уголовным делам.

Во-первых, в связи с тем, что по уголовному делу действия могут быть осуществлены (производятся) лишь в рамках уголовного процесса. "Расследование уголовного дела" - это понятие уголовно-процессуальное. В его содержание не входит оперативно-розыскная (розыскная), административная, как и любая иная не урегулированная УПК РФ, деятельность.

Во-вторых, такого рода деятельность ("расследование уголовного дела") может быть реализована только следователем (дознавателем и др.), в производстве которого находится уголовное дело, и (или) иным органом предварительного расследования в части, ограниченной рамками предусмотренного уголовно-процессуальным законом поручения. УПК РФ известны следующие разновидности исходящих от органа предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело, такого рода поручений:

а) письменные поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также поручения о содействии при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ);

б) поручения следователю (дознавателю и др.), органу дознания о проведении "в другом месте" следственных или розыскных действий (ч. 1 ст. 152 УПК РФ);

в) поручения органу дознания о розыске подозреваемого (обвиняемого), чье место нахождения неизвестно (ч. 1 ст. 210 УПК РФ);

г) поручения об оказании на территории иностранного государства правовой помощи по уголовным делам (ст. 455 УПК РФ).

Так как праву полиции проводить оперативно-розыскные мероприятия, изымать при этом документы и т.п. посвящен п. 10, а не п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, последовательно заявить, что органу дознания "в связи с расследованием уголовного дела" может быть поручено лишь производство процессуальных действий.

Запрос же, и это в-третьих, процессуальным действием не является. УПК РФ не урегулированы основания, условия, порядок его оформления и направления. Как следствие тому, в-четвертых, уголовно-процессуальным законом не предусмотрено право следователя (дознавателя и др.) давать поручение кому-либо о направлении запроса в учреждение и (или) должностному лицу. Не предусмотрено УПК РФ такого средства расследования уголовного дела, коим является запрос. И если данное процессуальное действие и может быть осуществлено в рамках уголовного процесса, то его правовой основой является не УПК РФ, а другой нормативно-правовой акт. Таковым, полагаем, в нашем случае и будет п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции. Однако он позволяет направлять запрос не следователю, а полиции по находящемуся у соответствующего органа дознания (дознавателя) в производстве уголовному делу.

К этому выводу мы приходим, потому что запрос "в связи с расследуемыми уголовными делами" без наличия под ним закрепленной в УПК РФ правовой основы не может быть законным, даже несмотря на закрепленное в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции право полиции направлять определенного рода запрос. Это с одной стороны. С другой стороны, право п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции все же действует и в том числе, несомненно, при направлении запроса "в связи с расследуемыми уголовными делами". Однако возможности такого законного требования о предоставлении сведений (документов и др.) ограничены рамками, установленными УПК РФ. А они не позволяют органу дознания (дознавателю) направлять запрос в учреждение (должностному лицу) по не находящемуся в его производстве уголовному делу.

Регистрация обязательна

Запрос может быть направлен не только "в связи с расследуемыми уголовными делами", но и по "находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции". Применительно к административным делам законодатель прямо указывает на то, что они должны быть в производстве полиции (сотрудника полиции). С этим все ясно.

Но помимо уголовных дел и дел об административных правонарушениях в производстве сотрудника полиции могут находиться материалы проверки заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции. В этом случае запрос законен лишь тогда, когда указанные заявления (сообщения) о происшествиях зарегистрированы в строгом соответствии с требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации о предоставлении государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденного Приказом МВД России от 1 марта 2012 года N 140. Именно поэтому в случае направления запроса в ходе такого рода проверок в самом запросе обязательно следует указывать регистрационный номер, под которым в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (далее для краткости - КУСП) зарегистрировано заявление или сообщение о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, и дату его регистрации.

Рассматриваемый аспект редакции п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции лишает оперативных работников полиции права запрашивать у юридических лиц справки и документы (необходимую информацию) по не зарегистрированным в КУСП заявлениям (сообщениям) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии. Они могут, конечно, воспользоваться предоставленным им п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона и ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" правом изымать документы, предметы, материалы. Однако такое изъятие может быть произведено лишь в ходе проведения гласных либо негласных оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Полномочия запрашивать и получать документы и сведения Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" никаким сотрудникам полиции не предоставляет. Полиция же согласно ч. 1 ст. 6 Закона о полиции может осуществлять свою деятельность только в точном соответствии с законом.

Законодатель тем самым поставил препоны не перед запрашиванием сотрудниками полиции справок, документов и (или) иных сведений, а перед запрашиванием таковых по неизвестно каким материалам, по не зарегистрированным в КУСП заявлениям (сообщениям) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии. В то же время в КУСП подлежат регистрации не только сообщения о преступлениях, но и сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, и иная информация о происшествиях. Иной информацией может быть и та, что является согласно ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" основанием для проведения оперативно-розыскного мероприятия, а равно любая иная информация о происшествии.

Об этом следует помнить. Следует также иметь в виду то обстоятельство, что отсутствие номера КУСП и даты регистрации заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии в запросе ставит его в ранг немотивированного, а значит, и незаконного документа. На получившее такой запрос должностное лицо (учреждение) закон не возлагает обязанности его исполнения.

Мотивировка запроса

Предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции запрос обязательно должен быть мотивированным. Иначе обязанности его исполнять у учреждения (должностного лица), которое его получило, не возникает. Ведь согласно ч. 4 ст. 13 Закона о полиции обязательному исполнению подлежит лишь запрос, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции. А в последнем речь идет о мотивированном запросе.

Полагаем, нельзя признать запрос мотивированным и в том случае, если в нем не указаны фактические основания его направления. Под фактическими основаниями здесь подразумеваются доказательства и иные сведения, из содержания которых следует возможность наличия в учреждении (у должностного лица) запрашиваемых сведений (документов и др.), а равно относимость таковых к находящемуся в производстве органа дознания уголовному делу (делу об административном происшествии, иному зарегистрированному происшествию).

Обычно в запросе учреждение (должностное лицо) предупреждается об ответственности "за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде". Зачастую в запросе отсутствует статья закона, которой предусмотрена указанного вида ответственность. Не ссылается в нем сотрудник полиции и на ч. 4 ст. 13 Закона о полиции. Тем самым он не обосновывает возложение Законом на учреждение (должностное лицо) обязанности исполнения данного запроса.

Таким образом, запрос со стороны органов полиции в адрес компании является немотивированным и соответственно необязательным к исполнению и за него не предусмотрена ответственность за его невыполнение.

Однако, считаем необходимым ответить на этот запрос письмом от лица компании и заявить о недостатках запроса и соответственно отсутствии его мотивировки и возможности в соответствии с действующим законодательством его исполнить.

Понравилась публикация?
3 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Габриелян Армен Владимирович
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы