Дмитрий Николаевич
Дмитрий НиколаевичПодписчиков: 73
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5278

Проблемы диктатуры и демократии в учении Маркса и Энгельса

638 просмотров
75 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 6,19 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Знакомство с многочисленными и разнообразными политическими учениями французских социалистов и коммунистов наложило отпечаток на политико-правовое учение Маркса тем более, что его основные интересы и научные изыскания относились к сфере политэкономии. Дело не только в том, что значительная часть “Манифеста коммунистической партии” текстуально совпадает с составленным сен-симонистами “Изложением учения Сен-Симона” при непременной замене авторами “Манифеста” слова “эксплуатация” термином “борьба”. Это был, скорее всего, полемический прием, призванный подчеркнуть активное, наступательное начало, лежащее в основе того варианта коммунистической идеологии, сторонниками которого были Маркс и Энгельс. Важнее то, что многие положения политико-правовой идеологии, которые порой считаются достоянием исключительно марксистской теории, были известны и широко распространены во французской социалистической литературе 20–40-х гг. XIX в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры на период перехода от капитализма к социализму или к коммунизму, а также идея отмирания государства при коммунизме.

В истории мировой политической мысли и политической жизни Европы и России второй половины XIX-XX вв. совершенно особое место занимает марксизм. Он возник в 40-х гг. XIX в. в Германии, где тогда назревала буржуазно-демократическая революция.

Особенностью революционной ситуации в Германии в сравнении с ранними буржуазными революциями в странах Западной Европы (Голландия, Англия, Франция) был выход на арену политической борьбы нового класса - пролетариата, выступившего со своими особыми требованиями. Но пролетариату недоставало политической программы, стратегии и тактики революционной борьбы, обоснования перспектив создания нового общественного строя.

Выполнение этой задачи взяли на себя молодые немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Жертвуя собственными творческими планами, Энгельс, вынужденный работать в торговой фирме в Манчестере, в течение многих лет самоотверженно оказывал финансовую поддержку семье Маркса.

Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному обществу «Союз коммунистов», преобразованному из созданного немецким коммунистом-утопистом, В. Вейтлингом общества «Союз справедливых».

По поручению II съезда «Союза коммунистов» Маркс и Энгельс составили «Манифест коммунистической партии» (1848) - документ, в котором четко изложены основные позиции нового миросозерцания: материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической роли пролетариата, творца нового коммунистического общества.

После раскола Интернационала бакунистами и перенесения его Генерального Совета в Нью-Йорк Маркс продолжает работу над «Капиталом», но труд, которому были отданы 40 лет жизни, остался незавершенным: 14 марта 1883 г. Маркса не стало.

Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» (1878), подводившей итог развития марксизма за три десятилетия, основными частями марксизма называет философию (диалектический и исторический материализм), политическую экономию и социализм (теорию научного коммунизма).

Каждой из трех частей соответствуют свои основные теоретические источники: немецкая классическая философия, английская политическая экономия, французский утопический социализм.

Среди наиболее выдающихся мыслителей, оказавших влияние на создание марксистского учения, обычно указывают немцев Л. Фейербаха и Г. Гегеля, англичан А. Смита, Д. Рикардо, Р. Оуэна, французов А. Сен-Симона, Ш. Фурье.

Материалистическое понимание истории, новый взгляд на роль экономики в жизни общества дало возможность создателям марксизма вскрыть основное противоречие капитализма - противоречие между производительными силами и производственными отношениями, между общественным характером производства и частным способом присвоения.

Это противоречие проявляется как антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Оно находит свое разрешение в пролетарской революции. Взяв власть в свои руки, пролетариат превращает средства производства в общественную собственность.

Нередко вообще марксизм называют политическим учением, так как задача, которую ставили перед собой создатели марксизма, заключалась в выработке научной теории, способной, являясь теоретическим выражением пролетарского движения, вооружить пролетариат для ниспровержения экономического и политического господства буржуазии, завоевания политической власти. А в собственном смысле слова политическая власть, по мнению Маркса - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Власть нужна пролетариату, утверждалось в «Манифесте Коммунистической партии», для того чтобы «вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е., пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил».

Учение о диктатуре пролетариата с неизбежностью вытекало из марксистской теории классов и классовой борьбы. Маркс и Энгельс объясняли существование классов и их столкновение между собой степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена.

Маркс пишет: то, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:

1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства; исторический марксизм пролетариат

2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата;

3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Историческое значение марксизма в мировой мысли и политической жизни Европы и России второй половины XIX-XX.

Краткая биографическая справка об основателях рассматриваемого направления - К. Марксе и Ф. Энгельсе. Проблемы марксизма как идеологии пролетариата.

Итак, проблемы диктатуры и демократии в учении К. Маркса и Ф. Энгельса обусловлена следующим.

Марксизм как идеология пролетариата, как научное выражение его коренных интересов возник в 40-х годах XIX века.

Основоположниками учения научного коммунизма были Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Карл Маркс - немецкий философ, экономист и политический мыслитель, создатель коммунистической идеологии.

Фридрих Энгельс - философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла Маркса.

Они создали идею революционного пролетариата - диалектический и исторический материализм. Одним из ключевых вопросов в учении К. Маркса и Ф. Энгельса является «классовая борьба». В своем труде «Манифест коммунистической партии» они говорят: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

Согласно марксистской теории исторического материализма, деление общества на классы, характеризующееся различным отношением к средствам производства, представляет собой не случайное следствие древних завоеваний, а закономерную особенность определённых общественно-экономических формаций. При этом объективным результатом борьбы между классами - которая обусловлена противоположностью их интересов и непосредственно ведётся именно за эти интересы - является приведение производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно меняющихся производительных сил общества. В частности, именно таким образом происходит смена самих общественно-экономических формаций. Поэтому классовая борьба является основной движущей силой истории разделённого на классы общества. С точки зрения марксистов классовая борьба будет всегда и везде, в любом обществе, где существуют антагонистические классы. Именно такими классами и являлись, по мнению философов, буржуазия и пролетариат.

Под буржуазией понимается класс капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд. Пролетариат - класс наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу.

Первыми элементами буржуазии является свободное население первых городов, сословье горожан, бывших крепостных Средневековья. Великие географические открытия, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров, развитие техники и производства дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента.

В той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья. С новыми рынками увеличивался и спрос.

Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов способствовала распространению буржуазии по всему миру. Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль.

Повсюду, везде, где она достигала господства, разрушились все феодальные, патриархальные, идиллические отношения.

Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других.

Средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На определенной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать резвившимся производительным силам, и феодализм был уничтожен.

Место феодальных отношений заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии.

Однако подобная участь настигла и буржуазию. Буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, отношениями собственности оказалось не в состоянии справиться с всевозрастающим переизбытком производства, вызывающим торговые кризисы.

Производительные силы, находящиеся в распоряжении буржуазии, стали непомерно велики, буржуазные отношения задерживают их развитие, непрекращающийся рост производительных сил приводит в расстройство все буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности направлено против самой буржуазии.

И этим оружием является диктатура пролетариата. Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием. Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа, Таким образом, оружие, которым буржуазия ниспровергла феодализм, было который их непосредственно эксплуатирует.

Как политический термин «диктатура» представляет собой противоположность «демократии» безотносительно к классовому характеру власти. В этом политическом смысле термин «диктатура» характеризует только политическую форму классового господства безотносительно к его классовому характеру и фиксирует всего лишь такие формальные признаки политической формы этого господства, как полная или частичная отмена выборов, наличие в обществе репрессий, направленных против оппозиции, деспотический и тиранический характер политической власти вообще, выражающийся в отсутствии свобод слова, печати и собрания.

Марксистский термин «диктатура пролетариата», как и «диктатура буржуазии», коренным образом отличается от политического термина «диктатура». В отличие от этого узко-политического понимания слова «диктатура» марксистское его понимание исходит не только из формы политической власти, но прежде всего из классового её содержания, из классового характера. С марксистской точки зрения диктатура пролетариата представляет собой тип государственного устройства на переходном этапе от социалистической революции до полной и окончательной победы социализма - до создания бесклассового социалистического общества. Эта власть называется диктатурой потому, что она, осуществляя самую широкую демократию для трудящихся, использует силу, когда это необходимо, для подавления сопротивления эксплуататорских классов и пресечения деятельности враждебных социализму элементов.

Она представляет собой систему государственных учреждений, юридических норм и идеологии, призванных обеспечить и защитить политическую власть рабочего класса и господство общественной собственности на средства производства.

Точно так же и диктатура буржуазии представляет собой такую систему государственных учреждений, юридических норм и идеологии, которая обеспечивает политическую власть класса капиталистов в целом, господство частной собственности и рыночных отношений, а также классовую власть буржуазии.

Диктатура буржуазии может осуществляться в самых разных политических формах от парламентской демократии до фашизма, точно так же и диктатура пролетариата знает целый ряд политических форм от власти советов до «народной демократии» (т. е., таких государственных учреждений, которые по форме напоминают учреждения буржуазных государств). Диктатура буржуазии осуществляется либо прямым военно-политическим насилием буржуазии над трудящимися, эксплуатируемыми и угнетёнными, т. е., военно-репрессивным подавлением всех попыток протеста и освободительной борьбы, либо обманом масс, игрой на их политических предрассудках, использованием их политической неразвитости, манипулированием общественным мнением, информационной диктатурой. Формы диктатуры буржуазии определяются, таким образом, остротой социально-экономических противоречий и классовой борьбы, а также степенью политической зрелости рабочего класса и его политического авангарда. Точно так же и формы диктатуры пролетариата, например ограничение и лишение политических прав мелкобуржуазных и буржуазных слоёв, во многом определяются соотношением классовых сил.

Различия по классовой сути порождают и различия в формах диктатуры пролетариата. Какие бы формы ни принимала диктатура пролетариата, она всегда опирается на органы власти в корне отличные от органов власти всех форм буржуазных государств, на принципиально иной государственный аппарат (пролетарское государство) и на массовое вовлечение в политику широких слоёв трудящихся.

Другое отличие диктатуры пролетариата от диктатуры буржуазии заключается в том, что если последняя нужна капиталистам на протяжении всего исторического периода их классового господства, т. е., она является неизбежным результатом капиталистического способа производства, то первая нужна рабочему классу сугубо временно, только для построения бесклассового социалистического общества.

Потому она принципиально ограничена историческими рамками перехода от капитализма к социализму.

Таким образом, окончательная победа пролетариата (построение бесклассового социалистического общества) станет и моментом самоуничтожения этого пролетариата как класса.

Для построения социализма как бесклассового общества, т. е., для полной и окончательной победы социализма диктатура пролетариата должна решить следующие задачи: социальные (уничтожение классов), экономические (развитие доставшихся ему в наследство от капитализма производительных сил, так и создание новых социалистических производственных отношений), политические (по мере укрепления социалистической идеологии превратить советы трудящихся (или иные органы власти советского типа) из органов власти классового авангарда, выступающего от имени трудящихся, в органы власти трудящихся, осуществляющие эту власть через самих трудящихся) и идеологические (обеспечение господства социалистической идеологии, и прежде всего перевоспитание широких масс народа в духе приоритета общих интересов над частными, общенародного над индивидуальным, возвышение всего победоносного рабочего класса до положения хозяина своей страны, своей экономики и т. д.).

Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превратит себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упразднит старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожит условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса.

Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽
Ваганов Максим Владимирович
Подписчиков 6461
сегодня, 12:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.2М
Татьяна - бойкая и сильная российская женщина. В чем же заключается ее сила? Она является бойцом по натуре,...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Наталья
Подписчиков 3952
вчера, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.7М
Мотивация труда является важным фактором при достижении успеха в работе и повышении производительности.
Подробнее
Неинтересно
0
2
Андрей
Подписчиков 36
вчера, 17:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг32.2к
На протяжении многих лет ученые искали планету, схожую с Землей, способную обеспечить жизнь какую мы знаем.
Подробнее
Неинтересно
0
4
Корнилова Ирина Владимировна
Подписчиков 1427
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.1М
Здравствуйте, дорогие читатели сайта 9111.ru!
Подробнее
Неинтересно
0
96
Шмидт Александр Александрович
Подписчиков 20674
вчера, 13:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.9М
В соответствии с предложенным законопроектом от партии ЛДПР, женщины, воспитывающие ...
Подробнее
Неинтересно
02:59
Поделитесь этим видео
0
54
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5296
вчера, 17:09
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.5М
Подробнее
Неинтересно
00:14
Поделитесь этим видео
0
32
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5296
вчера, 17:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.5М
Подробнее
Неинтересно
00:57
Поделитесь этим видео
0
27
Ковригина Светлана Витальевна
Подписчиков 17496
сегодня, 09:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.9М
С кем останется ребёнок после развода? Определение места жительства ребёнка через суд: позиция Верховного суда
Подробнее
Неинтересно
0
21
Кадыров Руслан Олегович
Подписчиков 28503
вчера, 13:09
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.8М
Все диалоги воспроизведены по транскрибации аудиозаписи заседанияТерпеливо выслушав перечитанный истцом иск,...
Подробнее
Неинтересно
0
63
Ксения-Питер
Подписчиков 2472
вчера, 13:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.5М
Здравствуйте уважаемые читатели и не только!
Подробнее
Неинтересно
00:09
Поделитесь этим видео
0
44
Александр
Подписчиков 8835
вчера, 13:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14М
Жизнь прожить, говорят, не поле перейти. Поэтому иногда судьба не дает гладко ...
Подробнее
Неинтересно
0
47