Правовой всеобуч: "чисто прокурорская проверка".
Проверка субъектов предпринимательства прокуратурой сильно отличается от проверок и всех остальных мероприятий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю именно в силу статуса самой Прокуратуры России и ее полномочий.
Для начала надо понять следующее: Прокуратура Российской Федерации - это единая централизованная федеральная система органов, осуществляющих в соответствии со своей компетенцией от имени государства надзор за исполнением Конституции РФ, законов РФ и соблюдением прав и свобод человека и гражданина на территории России.
Надзор этот может осуществляться и осуществляется за всеми и всем (даже за иными государственными органами). Надзор этот осуществляется и за исполнением законов и соблюдением прав человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.п. 1, 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон о прокуратуре). Составной частью прокурорского надзора являются, конечно, и прокурорские проверки (абзац 2 п. 1 ст. 22, абзацы 2 и 5 п.1 ст. 27 Закона о прокуратуре).
Необходимо отметить, что прокурорская проверка (проверка прокурором исполнения законов либо проверка прокурором соблюдения прав и свобод человека и гражданина) - это самое распространённое средство прокурорского надзора, которое может применяться во всех направлениях надзора для или по фактам обнаружения любых правонарушений в любых сферах деятельности, в том числе и предпринимательской.
При этом, в отличии от проверок упомянутых в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон О защите прав) органов сама процедура проведения проверки не определена никаким законом. А в силу прямого указания в упомянутом Законе о защите прав, он не распространяется ни на прокурорский надзор в целом ни на прокурорские проверки, в частности. Поэтому при проведении проверок прокуроры руководствуются только Законом о прокуратуре. Эти законом в отношении прокурорской проверки установлено, что она проводится по решению соответствующего прокурора или его заместителя, типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма о расширении пределов проверки (возможно и такое при необходимости) утверждается генеральным прокурором РФ — ст. 21 Закона о прокуратуре.
Утверждены указанные формы в настоящее время Приказом Генерального Прокурора России от 17.03.2017 N 172 "О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и их можно посмотреть на сайте Генеральной Прокуратуры.
В соответствии с вышеизложенным проведение прокурорских проверок имеет свои особенности:
Часть проверок (плановые) проводится на основании собственных планов работы прокуратур на ближайший календарный период (обычно год). Такие планы являются служебными документами, доступ к которым закрыт. Поэтому, обычно факт проверки для проверяемых лиц становится полной неожиданностью. В соответствии с вышеуказанной статьей 21 Закона о прокуратуре о проводимой проверке руководитель организации (или предприниматель) оповещается о ней не позднее дня ее проведения (интересное оповещение-практически по факту).
Внеплановые прокурорские проверки проводятся в основном на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (абзац 2 п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г.N195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", далее - Приказ N 195). Как раз о таких проверках (по поступившим сведениям) проверяемые лица обычно уведомляются заранее.
К особенностям проведения прокурорских проверок можно отнести еще и следующее:
-Законом о прокуратуре прямо запрещено вмешательство в осуществление прокурорского надзора. Поэтому прокурор не обязан давать никаких объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов.
-Также не обязан предоставлять эти материалы кому бы то ни было для ознакомления (п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре).
-Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать какие либо материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения (п. 3 ст. 5 Закона о прокуратуре).
Отсюда ясно видно, что контроль за действиями проводящего проверку прокурора весьма затруднен (если вообще возможен).
Можно выделить и еще «чисто прокурорские» особенности проводимых ими проверок, установленных Законом о прокуратуре:
-Прокурор проверяет исполнение Конституции РФ и законов РФ;
-Проверяет соблюдение прав и свобод человека органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.п. 1, 2 ст. 1 Закона о прокуратуре).
-при этом фактически проверяет исполнение подзаконных актов, изданных на основе и во исполнение конкретного закона (п. 9 Инструкции, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 июня 2011 г. N 168).
Из изложенного видны широчайшие полномочия прокуроров при проведении проверок.
Установленный законом общий срок проведения прокурорской проверки в тридцать дней может быть увеличен еще на тридцать дней в случае исключительной необходимости. Увеличен он может по решению прокурора или его заместителя. Последующее продление срока проверки еще на тридцать дней возможно только по решению Генерального Прокурора РФ или уполномоченным им заместителем. Но при этом, при проверке организации, имеющей филиалы (представительства, обособленные подразделения) в разных субъектах Федерации устанавливается для каждого филиала (представительства и подразделения) отдельно (п.п. 4 и 5 ст. 21 Закона о прокуратуре).
Прокурорские проверки могут быть как выездными, так и документарными (в этом их сходство с любыми другими проверками). Выездные поверки проводятся как правило по фактам обращений о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, выявленным (или подлежащим выявлению) фактам многочисленных или грубых нарушениях закона, а также обращений по наиболее актуальным (резонансным) вопросам.
Прокурор при проведении проверки вправе затребовать от руководителя проверяемого лица представления любых необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно.
Исходя из Закона о прокуратуре предмет и пределы проверки практически не ограничены.
Но при этом прокурор не имеет права:
-вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре);
-подменять иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре)
Хотя данные запреты нигде не конкретизируются (ни в законах, ни в судебной практике), но это дает хоть какую то возможность при наличии определенных фактов запустить механизм сдерживания прокурора (через вышестоящих прокуроров, общественность, суд).
Результат проверки оформляется произвольным образом - законодательство не содержит требований к такому документу.
На практике результаты проверки оформляются:
-актом проверки,
-протоколом проверки,
-протоколом или актом осмотра,
-письмом.
Такие документы соответствуют нормам Закона о прокуратуре и являются основаниями для применения мер прокурорского реагирования - вынесения представления об устранении нарушений закона либо предостережения о недопустимости нарушения закона (ст. ст. 23, 24, 25.1 Закона о прокуратуре).
По итогам проверки прокурор может и возбудить дело об административном правонарушении, вынося соответствующее постановление (п. 2 ст. 22, ст. 25 Закона о прокуратуре, ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ).
Это постановление оформляется по правилам, предусмотренным для составления протокола об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.4, ст. 28.2 КоАП РФ), а именно должны быть указаны:
-место, время совершения и событие административного правонарушения,
-объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.
Это постановление отсылается для рассмотрения в уполномоченный орган или должностному лицу (ст. 25 Закона о прокуратуре), которые и выносят по итогам рассмотрения решение по существу о привлечении к административной ответственности или об отказе в таком привлечении (ст. 29.9 КоАП РФ).
Требования прокурора, выдвинутые им в процессе проверки, должны быть удовлетворены. В противном случае виновные лица могут понести ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ (Невыполнение законных требований прокурора). Санкции очень строгие: для предпринимателей штраф от 2 000 до 3 000 рублей; для юридических лиц - штраф от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Необходимо также твердо запомнить следующее:
-обжаловать действия прокурора можно вышестоящему прокурору либо в суд;
-но при этом постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не обжалуется.
Достаточно ли у прокуратуры РФ полномочий или их надо добавить?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Надо прокуратуре вернуть полностью общий надзор и право возбуждать уголовные дела. Сейчас немного она у нас беззуба.