Психологические основы допроса несовершеннолетнего

877 просмотров
24 дочитывания
0 комментариев

Типологические особенности психологии связаны в первую очередь с процессуальным положением лица, его правами и обязанностями, его взаимоотношениями с другими участниками следственных действий. Например, несовершеннолетний, выступающий в качестве свидетеля, старается иногда, не имея личной заинтересованности, определить линию поведения следователя и «угодить» ему своими показаниями, которые в этом случае оказываются не всегда объективными.

Законных представителей и близких родственников такого свидетеля (до 16 лет), если они присутствуют при допросе, беспокоит, прежде всего, вопрос, не будет ли каких-либо неприятностей по поводу даваемых показаний для допрашиваемого. Этим и определяется их психологическая линия. Для педагога участие в допросе несовершеннолетнего свидетеля равносильно исполнению своих обязанностей. Поэтому и психологический настрой его, как правило, вполне благоприятен для целей допроса.

Что касается потерпевшего несовершеннолетнего, то здесь объективность потерпевшего иногда осложняется тем, что подростки склонны бессознательно или с умыслом преувеличивать грозившую им опасность при совершении преступления. Если при допросе такового участвует законный представитель, то типологические черты его психологии подобны чертам самого потерпевшего. Во многих случаях они еще более эмоционально выражены и отличаются большей активностью, если потерпевший малолетний.

Из всей совокупности характеристик структуры личности несовершеннолетнего необходимо выделить социально-психологическую характеристику, которая включает в себя многообразные возрастно-психологические особенности, черты, свойства, тенденции и противоречия, присущие подростками и юношам.

Специфика допроса несовершеннолетнего обусловливается не столько подготовкой допроса, сколько зависит от психолого-возрастного критерия. Психолого-возрастные качества, присущие той или иной группе несовершеннолетних, определяют особенности подготовки допроса и другое, т.е. обусловливают специфику допроса несовершеннолетних. Кроме того, они позволяют примерно установить минимально-возрастной предел несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего.

Под минимальным возрастом следует понимать возраст, когда несовершеннолетнего целесообразно допрашивать, несмотря на то, что предмет допроса может быть ему недоступен. В этой связи некоторые авторы полагают, что особенности тактики допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлены особенностями психики (повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию и т.д.), незначительным или совсем отсутствующим жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке расследуемого события в целом или отдельных его элементов.

Социально-психологическая характеристика несовершеннолетнего включает общие (т.е. типологические) черты несовершеннолетних, особенные (индивидуальные черты воспитания), единые (особенности микросреды). В процессе жизнедеятельности несовершеннолетний формируется в личность. Черты и свойства, которые присущи личности, проявляются в его конкретных действиях. Психологические особенности личности подростка представляют собой сложную и многогранную систему процессов, состояний, свойств, качеств, проявляющихся по-разному не только в противоправном поведении, говоря о личности несовершеннолетнего подозреваемого, но и в ходе его допроса. Психологическую основу антиобщественного поведения несовершеннолетнего составляют поверхностные и искаженные нравственные и правовые представления и взгляды, отсутствие четких жизненных планов, ограниченность интересов, внутренняя противоречивость интеллектуальных, эмоциональных, волевых свойств личности правонарушителя.

Выделяют четыре стадии процесса формирования показаний несовершеннолетнего:

1. восприятия;

2. сохранения информации;

3. формирования будущих показаний;

4. воспроизведения.

Основой стадии восприятия служат ощущения. Предметом допроса несовершеннолетних в большинстве случаев являются экстероцептивные ощущения, т.е. зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные ощущения. Не менее значимыми при допросе являются проприоцептивные ощущения, содержащие информацию о движении и положении тела подростка в момент совершения преступного деяния. Реже следствие могут интересовать интероцептивные ощущения несовершеннолетнего, так как процесс совершения преступления заключается во внешних проявлениях и не затрагивает рецепторы, расположенные во внутренних органах подростка.

На допросе несовершеннолетние - свидетели, потерпевшие, подозреваемые - могут говорить, как они ощущали и воспринимали свойства предметов и факты, связанные с расследуемым событием. Особенности процессов ощущения и восприятия, характерные для несовершеннолетних разных возрастных групп, и определяют рекомендации относительно тактики допроса.

При допросе несовершеннолетних необходимо учитывать особенности восприятия детьми времени и пространственных отношений, очень часто имеющих важное значение для дела.

В зависимости от возраста несовершеннолетнего при допросе необходимо учитывать восприятие ребёнка. Например, ориентация во времени. Ребёнок возраста 7-10 лет может неверно интерпретировать время суток, утро может перепутать с днём, вечер с ночью. В этом случае необходимы дополнительные вопросы, беседа с несовершеннолетним. Возможно перед допросом несовершеннолетнего должностному лицу необходимо проконсультироваться с детским психологом, для уточнения возрастных особенностей ребёнка. Каждый жизненный этап несовершеннолетнего характеризуется возрастными особенностями.

Следующий этап формирования показаний связан с накоплением информации и ее сохранением в памяти допрашиваемого. В подростковом возрасте активно начинает развиваться логическая память, и несовершеннолетний переходит к преимущественному использованию именно этого вида памяти.

Что касается целей запоминания, то при совершении преступления преобладающую роль играет непроизвольная память, так как несовершеннолетний обвиняемый чаще всего не ставит перед собой цели сохранить в памяти свои действия и действия окружающих, поэтому запоминание происходит само собой и не требует волевого усилия. При произвольном же запоминании происходящее осмысливается, анализируется и при необходимости даже заучивается, что не характерно для подростка, совершающего преступление, так как преступные действия скоротечны, а для реализации вышеназванных процессов необходимо время. Точность и полнота показаний несовершеннолетнего зависит от того, насколько развиты процессы восприятия и запоминания и сколько времени прошло между восприятием и воспроизведением.

Стадия формирования будущих показаний, по мнению многих авторов, состоит из двух звеньев и включает в себя осознание цели и планирования. Осознание цели предполагает принятие решения о даче тех или иных показаний, а планирование включает мысленную обработку сохраненной информации для ее изложения в воспринятом виде или измененном. Степень изменения воспринятой информации зависит от выбора одного из способов психологической самозащиты. В процессуальном плане основной стадией является стадия воспроизведения. Именно на этой стадии реализуется основная задача допроса - получение от допрашиваемого имеющей значение для дела максимально полной информации в соответствии с тем, как допрашиваемый воспринял, сохранил ее в памяти и в каком виде решил изложить.

Выяснение черт характера может быть осуществлено путем допроса педагога, родителей, соседей и т.д. Разумеется, более полную характеристику могут дать родители несовершеннолетнего. Их допрос может быть нецелесообразным лишь в тех случаях, когда по обстоятельствам события преступления они могут быть заинтересованы в искажении действительности по личным мотивам с целью исключить возможность допроса их детей или из желания выгородить их, когда они были соучастниками преступления. В этих случаях, разумеется, их показания о характере детей могут быть необъективными. При оценке показаний несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, обвиняемых необходимо учитывать и внушаемость.

Мышление как элемент, формирующий показания несовершеннолетних, зависит от возраста допрашиваемого. Для детей младшего школьного возраста характерны быстрые и решительные выводы, преимущественно, индуктивные, часто без основания. Мышление подростка существенно отличается от мышления младшего школьника, у него оно становится более глубоким, отвлеченным. Подросток гораздо легче выделяет главные существенные признаки предметов и явлений, устанавливает связь между ними, делает умозаключения. Одна из особенностей психического развития подростков, которая имеет влияние на формирование свидетельских показаний, заключается в том, что у них затруднены последовательность рассуждений и обоснование отдельных положений, возникающих в ходе рассуждений, выражающиеся в пропуске отдельных звеньев доказательств, введении лишних смысловых звеньев. Мышление старшеклассников приобретает ряд новых существенных особенностей, заключающихся в развитии теоретического мышления, связанного с высоким уровнем абстракции и обобщения обоснованности выводов. Усиливается тенденция к доказательности и логической аргументации тех или иных положений.

Подписаться
Донаты ₽
Гуденкова Елена Викторовна
Подписчиков 6977
19.03.2024, 13:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.3М
Покупка квартиры или дома у частного лица может быть выгодной сделкой, но требует ...
Подробнее
Неинтересно
0
15
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 405
12.03.2024, 15:59
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг659к
Информатор Boeing Джон Барнетт, который раскрыл проблемы безопасности внутри авиационного гиганта,...
Подробнее
Неинтересно
0
Сережа Салинников
Подписчиков 4833
02.02.2024, 19:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.1М
Пьяный неадекват с размаху ударил 4-летнего ребёнка по голове в магазине "Пятерочка" города Курчатова:...
Подробнее
Неинтересно
01:23
Поделитесь этим видео
-2
28
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 405
12.12.2023, 15:59
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг659к
Глава федерации Мехмет Буюкекси заявил: «Это инцидент прискорбен».Федерация ...
Подробнее
Неинтересно
0
0