Формирование цифровой экономики в России: состояние, проблемы, перспективы развития.
Аннотация: В статье рассматриваются ключевые аспекты цифровизации в современном мире. Анализируется состояние цифровой экономики в России в равнении со странами-лидерами. Выявлены проблемы и пути решения по ускорению процесса цифровизации экономики в России. Анализируются основные направления новой стратегии цифровизации экономики России в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Начало распространения цифровых инноваций пришлось на 1960-е гг. Первым этапом развития цифровых технологий считается автоматизация уже существующих технологий и бизнес-процессов. Второй этап пришелся на середину 1990-х гг., когда произошло активное внедрение Интернета и мобильной связи в жизнь общества. Новая технологическая эпоха началась в первое десятилетие XXI века и ознаменовалась зарождением нового поколения экономики – «цифровой», для которой характерны внедрение и использование цифровых технологий в экономическую деятельность. Данные технологии сопровождаются системными изменениями во многих сферах политики, бизнеса, общества, а также появлением более современных форм организации работы власти, государственного и частного секторов экономики.
Благодаря внедрению цифровых технологий в производство и реализацию товаров и услуг, в сферу образования и государственные услуги, общество будет получать «цифровые дивиденды», под которыми стоит понимать рост национального благосостояния, материальную прибыль и прозрачность процессов государственного управления. Ориентиром цифровизации экономики является повышение ее эффективности и конкурентноспособности.
За последние годы можно наблюдать развитие цифровой экономики в России. Однако существует значительное отставание нашей страны от стран-лидеров по следующим показателям: низким темпам роста производительности труда, медленном освоении и внедрении новых технологий, уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП и т.д.
Уровень конкурентноспособности России в развитии цифровой экономики на мировом уровне зафиксирован в Мировом рейтинге цифровой конкурентноспособности (World Digital Competitiveness Ranking).
Таблица 1
Позиции стран-лидеров, а также России, Китая и Казахстана в глобальном рейтинге цифровой конкурентоспособности за 2018 г. (DIGITAL COMPETITIVENESS RANKING 2018*).

В целом рейтинг был рассчитан на 63 страны. Россия расположилась на 40 строке рейтинга, поднявшись на 2 пункта с 2017 года. США, Сингапур, Швеция, Дания и Швейцария занятии лидирующие позиции в рейтинге на 2018 год. Казахстан обошел Россию на две позиции, заняв 38 строчку рейтинга. Из стран БРИКС лучшие показатели у Китая – 30 место (см. табл. 1).
Низкий уровень развития технологий и слаборазвитая цифровая инфраструктура являются факторами, сдерживающими цифровизацию в отстающих странах. Следствие этих факторов - неэффективность использования факторов производства, неквалифицированность человеческих ресурсов, низкий уровень конкурентоспособности, производительности и эффективности.
Скорость внедрения цифровых технологий связана с обеспечением экономической безопасности, поэтому для России принципиально важно повышать свой уровень прогрессивности относительно других развитых стран.
Наиболее актуален вопрос прогрессивности страны для реального сектора экономики, от уровня цифровизации которого зависит конкурентоспособность выпускаемой продукции, позиции страны на мировых высокотехнологичных рынках, формирующих предпосылки для устойчивого развития.
На сегодняшний день многие отечественные технологии не соответствуют мировому уровню, поэтому Россия импортирует их из-за рубежа. Если продолжать ориентироваться на западные технологии, то страна всегда будет выступать в роли догоняющего и вторичного игрока, увеличивая при этом свою технологическую зависимость. Цифровая экономика будет развиваться, но принадлежать она нам не будет.
Переход России к цифровой экономике обусловлен Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р. «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»». В программе определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации.
Принятие программы свидетельствует о том, что высшее руководство страны понимает неотложность и важность трансформации российской экономики, и необходимость разработки плана действий по решению данной задачи.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» рассчитана на период до 2024 г. и требует на реализацию 522 млрд руб., из них средств госбюджета – 150 млрд. Предполагается, что остальная сумма будет возлагаться на компании информационной отрасли.
В программе определены следующие направления развития цифровой экономики:
• нормативное регулирование;
• кадры и образование;
• формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
• информационная инфраструктура;
• информационная безопасность.
Для каждого из направлений установлены определенные показатели успешного выполнения задач к 2024 г.:
1. Нормативное регулирование:
• успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
• успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);
• успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.
2. Кадры и образование:
• количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тыс. человек в год;
• количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тыс. человек в год; доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40%.
3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов:
• количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн руб.) – 30 единиц;
• количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 млн долл.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10.
4. Информационная инфраструктура:
• доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97%;
• во всех крупных городах (1 млн человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше.
5. Информационная безопасность:
• доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов, – 75%;
• доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет», маршрутизируемая через иностранные серверы, – 5%.
Программа подразумевает как поддержку развития уже существующих сквозных технологий, так и создание необходимых условий для возникновения новых платформ и технологий.
Однако данная программа далеко не совершенна и не имеет глубокой проработки. В результате она не дает ни четкого направления политики в цифровой сфере, ни четких приоритетов по реализации программы, непонятно, каким отраслям и направлениям нужна гос. поддержка. А также непонятен субъект: кто, что и для кого будет производить?
Появилась возможность исправить обозначенные проблемы в Программе, в связи с решением о разработке Национального проекта по цифровой экономике, вытекающего из указа президента России № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». Соответственно, программа должна быть трансформирована под требования, стандарты и методологию Национального проекта. Таким образом, появится возможность обеспечить взаимосвязь между переходом к цифровой экономике и обеспечением технологического суверенитета страны в ИТ и других отраслях. [3, с.18]
Также Программа практически не сопряжена с другими смежными документами стратегического планирования, такими как «Стратегия развития информационного общества» и «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации». Причиной является большое количество ресурсов, которое потребует данное взаимодействие. Без устранения данной проблемы Программа никогда не станет реальным инструментом ускоренного научно-технологического развития нашей страны.
Говоря о способах решения выявленных проблем, во-первых, необходимо определиться с технологическими приоритетами развития цифровой экономики. Они должны быть закреплены за электроникой, микроэлектроникой, робототехникой и искусственным интеллектом. Во-вторых, в реализации Национального проекта должны участвовать органы государственной власти регионов. В-третьих, переход Программы в формат Национального проекта изменит размер ее бюджета, уже гарантированного.
Главное понять, что разрыв между Россией и Западом в уровне развития цифровой экономики нельзя догнать «числом», т.е. количеством IT-компаний, скоростью передачи данных или количеством кадров. Обеспечить ускоренное и эффективное развитие цифровой экономики возможно лишь при условии внедрения и использования цифровых технологий во взаимосвязи с развитием реальной экономики и переходом к инновационной модели развития.