Проблемы правоприменения в сфере эквайринга банковских карт
Рост рынка торгового эквайринга ограничивается рядом факторов объективного характера, вследствие действия которых в ближайшее время объемы рынка не претерпят серьезных изменений. Однако это не означает, что участникам рынка следует занимать пассивную позицию, не стимулируя рост рынка и не вкладывая ресурсы в его развитие.
Разработка правовых норм, регулирующих безналичные расчеты в условиях использования новых технологий, должна использовать результаты теоретических исследований правовых проблем расчетных правоотношений.
Отсутствие как таковых законов и мягкость, а порой и невозможность наказания, дает возможность развития мошенничества.
Основной тип рисков мошенничества при эквайринге ТСП:
Предоплата. Оплата товара или услуги - сейчас, а их предоставление - когда-либо в будущем. Так зачастую продают туристические путевки, мебель, авиабилеты, билеты на различные мероприятия. Если в итоге товары или услуги клиенту не предоставлены, то есть полное право оспорить транзакцию.
Гарантии. Магазин предоставляет свою гарантию, то есть обещает клиенту, что купленный им товар будет исправен в течение определенного срока. В зависимости от того, как гарантия описана в договоре, может измениться финансовая ответственность ТСП или эквайрера.
Транзакции без предъявления карты. Для банков очевидна рискованность операций с оплатой по карте без ее предъявления. Торговые точки продают товары или услуги по почте, телефону или через Интернет без предъявления карты. Однако не стоит забывать, что практически по всем таким операциям у клиента есть право на отказ платежа по транзакции, если он не получил оплаченные товары/услуги или по его карте в этом ТСП было совершено мошенничество. Именно к этим ТСП мошенники проявляют особый интерес, если не предпринимаются защитные меры. Существует большая вероятность, что оплаченные в течение последнего месяца заказы не будут выполнены, а значит, держатели карт обратятся в свои банки с заявлением оспорить транзакцию.
Риск несостоятельности (банкротства) торговой точки. Закрытие ТСП может повлечь за собой оспоренные транзакции. Чем больше торговый оборот и длительнее период между получением возмещения торговой точкой и доставкой товара или оказанием услуги клиенту, тем выше риск.
Контроль и предотвращение мошенничества являются одной из важнейшей задач управления рисками карточного бизнеса. Основные рекомендации для карточного бизнеса – это формирование собственного отдела безопасности и создание системы безопасности бизнеса в целом (кадры при формировании такого подразделения лучше подбирать среди сотрудников аналитических служб правоохранительных органов).
Для успешного развития необходимо разработать свод законодательных актов, которые будут регулировать, и упрощать работу банков-экваиров и торгово-сервисных предприятий, а также снизят риск мошенничества в сфере пластиковых карт.