Телефонные мошенники. Как не попасться на удочку

Мобильные телефоны, смартфоны, айфоны, компьютеры, банковские карты прочно вошли в нашу жизнь. Каждый без исключения гражданин любого возраста, поколения, финансового положения пользуется ими в своей повседневной жизни. С помощью мобильных устройств и карт мы оплачиваем покупки в супермаркетах, делаем заказы, пересылаем деньги, получаем зарплату, пользуемся интернетом.
Новые технологии сильно упростили нашу жизнь, экономя время и деньги. Мы больше не носим письма на почту, не отправляем деньги в конвертах и пр. То, что раньше занимало дни и недели, сегодня совершается за несколько минут. Казалось бы – хорошо, идем в ногу с прогрессом, но не все так просто.
Опасности современных технологий
В то же время, несмотря на большое число плюсов, современные технологии таят в себе реальную опасность, так как в руках мошенников способны нанести нам существенный материальный урон.
Меры безопасности по защите данных устройств и информации, находящейся в них, в настоящих момент оставляют желать лучшего, Не стоит всерьез воспринимать и переносить на российскую действительность сюжеты из американских фильмов, где сотрудники ФБР по спутнику в течении нескольких минут находят людей и деньги, находящихся в любой точке мира. В Америке, не буду утверждать, возможно, так и есть, но не в России.
Основные уловки мошенников
В данной статье я хочу привести основные уловки, которыми пользуются телефонные мошенники:
1. Мошенники представляются сотрудниками банка, сообщают вам о том, что с вашей карты пытаются несанкционированно списать денежные средства, и поэтому, чтобы не допустить «сие действо», вы должны направиться в ближайший банкомат, вставить карту и совершить определенную последовательность действий или вести определенные коды.
2. Мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и говорят что ваш знакомый или родственник попал, например, в ДТП, задержан с наркотиками в кармане и, чтобы «решить вопрос», необходимо перевести N-нную сумму денег на такую-то карту или номер телефона.
3. Мошенники звонят вам с обычного номера, представляются сотрудниками какой-либо известной компании (IKEA, Samsung, пресловутого «ООО Рога и копыта, что душе угодно) и предлагают вам поучаствовать в какой-либо акции или купить товар, предварительно оплатив N-нную сумму.
4. Мошенники под различными предлогами начинают выспрашивать ваши персональные данные (данные паспорта, номера карт, пин-коды и др.)
Услышав что-либо подобное, смело кладите трубку.
Почему деньги не вернуть
В народе говорят «проще предотвратить, чем лечить». Вернуть похищенные таким образом деньги крайне сложно по следующим причинам:
1. Абонентские номера и банковские карты, используемые мошенниками, как правило, оформляются на «левых лиц» (бездомных, алкоголиков и др.) и после использования сразу выбрасываются.
2. Мошенников установить крайне сложно, так как отсутствуют свидетели и иные данные о них.
3. Технические возможности обнаружения местонахождения денег и самих мошенников отсутствуют.
4. Бюрократичность и затянутость взаимодействия банков, полиции, прокуратуры не позволяют оперативно среагировать на преступления. Бюрократизм, субординация и волокита у нас в крови.
Закон против мошенников
Нужно отдать должное государственным чиновникам, которые предприняли попытку на законодательном уровне если не пресечь полностью, то хотя бы уменьшить количество подобного безобразия. Федеральным законом от 29.07.2017 г № 245 было внесено изменение в Федеральный закон о связи. Цитирую:
«Проверка достоверности сведений об абоненте – физическом лице, сведений о пользователях услугами связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя осуществляется путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность абонента или пользователей услугами связи, подтверждаемых одним из следующих способов:
- предоставление документа, удостоверяющего личность;
- использование федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
- использование усиленной квалифицированной электронной подписи;
- использование единого портала государственных и муниципальных услуг;
- использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия».
Неплохая попытка исправить положение, но кто мешает жулику использовать номер телефона, паспорт и банковскую карту его пьющего соседа? Правильно, никто.
Также в структуре полиции создан отдел «К», в задачи которого входят:
1. Выявление и пресечение фактов неправомерного доступа к компьютерной информации (ст. 273 УК РФ.)
2. Выявление и использование подложных банковских карт (ст. 159 УК РФ.) и др.
Но опять таки нужно понимать, что количество преступлений с каждым днем растет, а штат сотрудников ограничен и раскрытие всех преступлений физически невозможно.
Резюме
Подводя итог, хочу сказать, что основное оружие, которое вы можете противопоставить жулику, покусившемуся на ваши кровные, – это ваша бдительность и бережное отношение к собственным деньгам. Как я уже сказал ранее, мы живем в России, и к вам в дверь не постучит Том Круз, напичканные современными гаджетами с ярым желанием вернуть ваши деньги.
В довершение хочу дать некоторые рекомендации.
1. Никогда не сообщайте «сотрудникам банка» ваши персональные данные (данные паспорта, карт, паролей и др.)..
2. Не оставляйте листочки с пин-кодами и паролями там, где их могут обнаружить. Лучше всего выучите наизусть.
3. Не совершайте никаких действий по инструкции «сотрудников» банка, если это связано с переводами денег.
Все данные о вас у сотрудника банка есть. Ему нет необходимости узнавать их у вас.
Надеюсь Вам было интересно.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Если вы сами звоните в банк по номеру, указанному на сайте это одно. А если вам звонят с неизвестного номера и требуют информации-это другое.
Подобные статьи на этом сайте писали уже многие, так что в следующий раз автору надо придумать новую тему для обсуждений.
Представляю Вам на обозрение свою первую публикацию.
Прошу оставлять отзывы.
Творческие личности. С таким сталкиваться не приходилось.))
Никогда не сообщайте «сотрудникам банка» ваши персональные данные (данные паспорта, карт, паролей и др.). Но, когда обращаюсь в банк с какими-то вопросами по карте, сотрудник банка просит назвать номер карты и для подтверждения фамилию имя отчество Так что не надо все это говорить? Ответьте пож.
Простая проверка личности что Вы это Вы а не сосед Вася, который нашел карту, при исходящем звонке минимальная информация, в виде паспортных данных или кодового слова, совсем другое если вам звонит сотрудник, хотя зачастую звонят как раз таки мошеники.
Спасибо!