Неизменное обязательное психиатрическое освидетельствование
Согласно положениям части 2 статьи 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 должен периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматриваться с учетом накопленного опыта и научных достижений.
Удивительно, но данный перечень ни разу не пересматривался, а поправки, внесенные в 2002 г., не в счет, так как они носили технический характер и непосредственно сам перечень не затронули. Кроме того, изменения, вносимые в законодательство с момента его принятия, вообще не затрагивали данный нормативно-правовой акт, превращая его в своеобразный музейный экспонат.
Так, ОПО подлежат работники, выполняющие работу при постоянно пониженной температуре воздуха рабочей зоны в производственных помещениях (ниже допустимых значений по Санитарным нормам микроклимата производственных помещений, утвержденным Минздравом СССР). На момент утверждения Перечня в 1993 году действовали Санитарные нормы микроклимата производственных помещений, утвержденные еще Минздравом СССР от 31 марта 1986 г. N 4088-86, однако они были отменены в связи с принятием Санитарных правил и норм СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21). И вот уже на протяжении 20 лет никаких изменений в перечень не вносилось в связи с принятием новых СанПин, хотя за такой период времени перечень должен был быть пересмотрен минимум четыре раза.
В целом же ситуацию с особенностями прохождения ОПО при поступлении на работу ярко характеризует поговорка "все гладко на бумаге, да забыли про овраги". К сожалению, учреждения здравоохранения направляют работодателям ответы, что комиссия по ОПО может состоять и из 2 психиатров (пример из личной практики), при прохождении работниками ОПО электроэнцефалограммы и иные процедуры фактически не проводятся, на местах отсутствуют специалисты с действующими сертификатами специалистов, а в случае привлечения работников из разных регионов комиссия направляет запросы в регионы по поводу нахождения работника на учете в специализированных учреждениях, а ответы на них приходится ждать гораздо больше установленного срока в 10 дней, а это увеличивает сроки прохождения ОПО до неприличных размеров. Особняком стоит вопрос с работниками, осуществляющими трудовую деятельность в отдаленных, пустынных местностях. В настоящее время работодатели не понимают, каким образом нужно организовывать прохождение ОПО в таких случаях.
Помочь разрешить эту проблему поможет принцип "все новое - это хорошо забытое старое", а именно: пункт 2.7 порядка проведения медосмотров, утвержденного Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90, предусматривал возможность их проведения по месту дислокации вахт при решении администрацией вахтовых организаций вопроса об их финансировании. Аналогичная норма, регулирующая порядок прохождения ОПО в отдаленных местностях, в настоящее время отсутствует.
По моему мнению, основной причиной смешения понятий ПМО и ОПО является несовершенство законодательства, регулирующего процессуальные моменты охраны труда. Методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а затем и методика проведения специальной оценки условий труда не предусматривают в соответствующей графе карты специальной оценки условий труда (карты аттестации рабочего места) "Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте", необходимость прохождения работниками обязательного психиатрического освидетельствования не реже чем раз в пять лет. Упоминания об ОПО в них отсутствуют.
Кроме того, в типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181 н, обязательного психиатрического освидетельствования нет, в отличие от обучения по охране труда и проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Выражу уверенность, что организации, проводящие специальную оценку условий труда, в перечне мероприятий по улучшению условий труда, разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, также не указывают ОПО в качестве мероприятия по улучшению условий труда.
Дальше - хуже. В приказе Минтруда России от 10.12.2012 N 580 н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", расходы страхователя на проведение обязательного психиатрического освидетельствования не подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов.
На основании чего ОПО оказывается в роли "бесприданницы", остается не совсем понятным, так как порядок прохождения ОПО появился раньше порядка обучения по охране труда, а ч. 6 ст. 213 ТК РФ императивно закрепляет, что медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Поэтому внятных оснований для обоснования причин отсутствия ОПО в качестве мероприятия, подлежащего финансовому обеспечению, в приказе Минтруда России от 10.12.2012 N 580 н попросту не имеется.
У работодателя возникает "когнитивный диссонанс", когда он, проведя по всем правилам ПМО и СОУТ, заключив договор с организацией, соответствующей требованиям статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", и с медицинской организацией, проводящей ПМО, и заплатив им сумму денег, когда эксперты и врачи ему ни слова не сказали о необходимости прохождения работниками ОПО, вдруг оказывается привлеченным к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, искренне не понимая, за какие "грехи" он платит штрафы, исчисляемые сотнями тысяч рублей. А работодателя, проведшего ОПО, ставят перед фактом - возмещения за ОПО не положено. На сегодняшний день работодатели порой не знают, где находятся врачебные комиссии, созданные для прохождения работниками ОПО, вследствие отсутствия необходимой информации. Мне удалось найти информацию о действующих комиссиях в отношении всего лишь 18 регионов.