Магомадов Арби Ибрагимовича
Магомадов А. И. Подписчиков: 8

"История происхождения чеченских тайпов и тукхумов"

465 дочитываний
2 комментария
Эта публикация уже заработала 38,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Я хочу представить свою работу под названием «История происхождения чеченских тапов и тукхумов». В ней я опирался, как на исторические факты, так и на исследовательские труды нашего преподавателя Натаева С.А. Как говорит наш преподаватель историю нельзя написать, она уже написана ее только можно изучать. Таким образом изучая историю политического института чеченского общества как «тайп и тукхум» я пришёл к таким выводам, что - Одним из самых мало изученных вопросов в научной литературе это вопрос о происхождении чеченского тайпа, проблема которого является этнический компонент тайповой системы Чечни. В моей работе рассматривается процесс формирования этнического компонента тайповой системы Чечни и развитие тайпов «нечеченского» и «чеченского» происхождения в этносоциальной структуре чеченского общества и происхождение а так же проблема общественного института «ТУКХАМ».

Чеченский тейп – это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на т. н. "гары" (ветви) и "некъи", - термин имеющий значения фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальне союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного-единения.

Тейповая организация, является ячейкой, где формируется личность. Тейп устанавливает и поддерживает этические нормы, находящиеся вокруг термина «оьздангала», означающего скромность, воспитанность, собранность, чистосердечие, обходительность. Фактически тейп – это группы нескольких родов, живущих на общей территории и находящихся между собой в отношениях социального равенства. Тейповая группа – это общность близкородственных фамилий. В селах и аулах Чечни, имеются целые кварталы и улицы, где издавна живут выходцы из одного тейпа и называются они его именем. Тейповая группа, как и семейная, выступает как целостное образование, каждый ее член стремится поддерживать ее авторитет, осуждение человека за отход от родовых и религиозных предписаний переживается и осуждается всеми ее членами. В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов). В чеченской тейповой номенклатуре обнаруживаются названия, основанные на территориальной принадлежности. Например, Харачой («пещера»), Хьачарой («сливовая долина»), Шарой («ледник»). Имеются тейпы, чьи названия составлены по производственному признаку, по названиям ремесел. Например, Пешхой («печеделатели»), Дешни («золотых дел мастера»), Хой («стражники»). Существует также условное деление тейпов на «чистые» и «смешанные». На звание «чистых» претендуют исконно чеченские тейпы, называвшиеся «нохчмакхой», которые населяли район близ горы Нашхо, а затем расселились по всей Чечне (Беной, Центорой, Курчалой, и др.). В ассимилированные или «смешанные» тейпы вошли иноплеменники (Гуной – имеющий родство с терскими казаками, Дзумсой – с грузинами, Варандой – с хевсурами, Харачой – с черкессами, Г 1 езлой - татарами, Суьли - аварцами, Г 1 умкхи - кумыками, Жуьтки - евреями-татами).

Есть предание о том, что исконно чеченские тайпы (около 20) населяли область Нашхо в горах и оттуда расселялись по всей Чечне. Эти тайпы этнографы называют "чистыми ". А те тайпы, в которые вошли иноплеменники - "нечистыми". Однако под этой условностью лежит легенда, по которой "чистые" тайпы тысячелетиями хранили, как священную реликвию, огромный медный котел, на котором древней письменностью были обозначены названия "чистых" тайпов "Нечистым″ тайпам удалось захватить этот котел и расплавить его на костре. Согласно другим легендам, эту чеченскую реликвию во время Первой Русско-Кавказкой войны утопил в высокогорном озере Кезенои-Лм имам Шамиль, дабы тем самым прочнее консолидировать чеченскую нацию в борьбе против русской агрессии.

Котел был разрушен по приказу имама Шамиля двумя чеченским наибами в 1845 или в 1846 году. Наибы были представителями тайпов Нашхо и Дишни. Осознав содеянное, они начали обвинять в этом святотатстве каждый другого. Между ними завязалась вражда, и их потомков удалось примирить лишь в 30-е годы XX века. Знаменательно, что после разрушения котла военная удача покинула чеченцев. В войсках Шамиля начались раздоры, раздоры начались и между чеченцами. Разрушительная для единства народа энергия распрей проявилась в разрушении «национального котла», а затем породила трагическое событие: поражение в Кавказской войне.

Хроника исчезла через сто лет, когда в 1944 году чеченцев депортировали в Центральную Азию. Известен человек, который хранил «къоман тептар». Но этот человек, как и хранимая им реликвия, бесследно исчез где-то на бескрайних казахстанских просторах. Связь поколений – можем ли мы утверждать, что она не распалась, если именно с «казахстанского пленения» среди чеченцев появились свои «иваны не помнящие родства», появились удивительные личности, которые называют себя чеченцами, но не являются таковыми ни по духу, ни по крови.

Нашхой. Нашхо - местность, считающаяся родиной "чистых тейпов". Это этногенетический центр средневековых нохчиматиенов, населявших по данным армянских исторических источников юго-восток Чечни. Иногда все население Нашхо причисляется к одному тейпу.

В своей работе М. Мамакаев пишет: «Тайпов в Чечне в исследуемый нами период с относительной точностью насчитывается более 135. Из них более 20 некоренные, а образовавшиеся от представителей других народов, но уже давно прочно вошедшие в состав чеченского общества. Ассимилировавшиеся в разное время и при различных условиях, одни из них шли в страну вайнахов сами, в поисках удобных земель, а других приводили сюда сложившиеся исторические обстоятельства, и они вынуждены были перенять чужой для них язык, чужие обычаи и верования. Разумеется, эти люди не имели здесь ни тайповых гор, ни общинных земель, ни каменных склепов (солнечных могил) для похорон умерших своих сородичей. Это обстоятельство для нас интересно еще и тем, что оно решительно отвергает “теорию” абсолютно чистого этнического происхождения вайнахов, в частности, чеченцев. В Чечне существовал институт усыновления отдельных людей и семей в форме принятия в состав своего тайпа посторонних лиц. «Тайп с большим торжеством принимал в свой состав постороннего человека, при этом вступавший был обязан для этого торжества зарезать быка. А поэтому таких лиц еще до сих пор называют «сту бийна хилла вежарий» (букв. «ставшие братьями, зарезав быка»). При этом принятые в тайп не принимали названия тайпа, приютившего их, и никто не принуждал их к этому». Фамилия для лиц, принятых в тайп, образовывалась по признакам их этнической принадлежности. Отчество этих лиц, как правило, не произносили. Так, например, Суьйлин Аба (Дагестанец Аба), Iаьндин Исраил (Андиец Исраил), ГIумкин Муса (Кумык Муса) и т. д. Фамилия же у чеченцев, как правило, образовывалась от имени ближайшего предка. Например, ГIабин некъийн Оьздамиран воI Виса. Но были случаи, когда они образовывались и от наименования рода, так, например: Терлоевы, Мержоевы, Гуноевы, Дишниевы и др. Вступавший в тайп получал право пользоваться общественной землей, загоном, лесом, покосами, а его частная собственность (пахотная земля и пр.) оставалась ему. Так же принятый в тайп получал защиту и покровительство, что было очень важно в условиях постоянных распрей и междоусобиц из-за малоземелья в горах. Инициатива и право усыновления членов других тайпов принадлежали кровнородственной группе «цхьана цIийна нах», а не тайпу. Речь идет о тайпах, происходящих, как считается, от представителей других народов. Точное число таких тайпов никто не знает, но обычно считается, что их около двух десятков.

Многие чеченские авторы полагают, что только «коренные» тайпы имели собственную тайповую территорию, и, в частности, тайповую гору.

Что касается о происхождение и проблеме института чеченского общества «Тукхам», относительно происхождения «тукхумов» в научной литературе сформировались различные мнения. Одна из наиболее известных в прошлом теорий происхождения тукхумов заявляла об общинно-родовом строе как о начальной форме общественной организации всего человечества, сохранившейся у горских народов Кавказа. Так например ученный историк Максим Ковалевский, впервые наиболее пристально рассмотревший тукхумы, исходил из того, что они представляли собой наиболее ранние виды фамильных родов, и для наглядности сопоставлял их с ирокезским родомя, а ирокезский род – это термин который был основан Морганом к одному из племя «дикарей» «Синека» проживавших на территории Южной Африки. Однако, известный дагестанский ученый Расул Магомедов указал на то, что этот подход является ошибочным. Он писал, что традиции «занижения» уровня общественного развития горцев восходят к дворянско-буржуазной историографии. «В дворянско-буржуазной историографии это тезис о «дикости» и «хищничестве» горцев выдвигается основной причиной столкновения с русской армией…». Со временем советское кавказоведение доказало, что подобный подход к природе северокавказского рода является крайней архаизацией «тукхумов» т.е подражание стилю взглядов Ковалевского, что привело к отказу такой лживой теории. Как писал чеченский ученый М.Мамакаев, северокавказский род «отнюдь не был архаическим родом, каким он был у ирокезов».

Тукхум являлся Военно-экономическим или военно-политическим объединением, союз тайпов которые не связанны между собой кровным родством, но объединившихся для совместного решения общих задач - защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а также окружающего района, где тейпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на своём диалекте вайнахского языка, таких диалектов насчитывается к тому периоду около восьми.

2 комментария
Понравилась публикация?
8 / -3
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Хорошая, познавательная статья. Молодец! Пишите еще и из истории, и о сегодняшней жизни. Я была в Чечне в 2016 году, очень понравилось.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Интересная публикация.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

А был ли "мальчик"? Не отвлекли ли нас решением ВС по делу Долиной от другого решения ВС, которым отняли у "всех" и "гораздо более важное"?

Итак, вчера обрушила на себя гору хейта своим личным мнением по решения ВС РФ по делу Долиной. А сегодня предлагаю подумать своим читателям над еще более важной темой. Но такая ли уж это СИЛА,...

Это конфликт интересов и фиаско М. Барщевского?

Михаил Барщевский является полномочным представителем Правительства РФ в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ. Это государственная должность, которую он занимает с начала 2000-х.

Так всё же MAX или МАКС?

Вчера прочитал в новостях, что Госдума приняла закон о создании домовых чатов в мессенджере MAX, а сегодня уже пошли "круги по воде". Оказалось, что все УК так быстро создали чаты своих домов,...

Нагиева потребовали признать иноагентом из-за слов о фильмах про войну

Дмитрий Нагиев, любимец публики и телеведущий с фирменным прищуром, угодил в эпицентр скандала. Искрой, воспламенившей конфликт, стали его слова об "усталости" от военной тематики в кино. Реплика,...
00:52
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы