Особенности использования объектов авторского права в сети Интернет
Основной особенностью использования произведений в сети Интернет является то, что они выражены в электронной (цифровой) форме. Согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ, «авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко-или видеозаписи, в объемно-пространственной форме». О цифровой форме в данном пункте не упоминается. Возникает вопрос, является ли цифровая форма объективной формой выражения произведения?
«Цифровая форма предполагает кодирование любой информации, как правило, в двоичной системе (0 и 1). При этом передача информации проходит цикл взаимосвязанных стадий: начинается с загрузки информации в цифровом коде, а заканчивается обычно устройством, которое, декодируя сигнал, позволяет интерактивному адресату визуально воспринимать сообщение на экране монитора или иного устройства и при этом создавать материальные копии» .
«Цифровой объект по сути – цепочки битов, которые могут быть уникально идентифицированы…» .
Согласно Рекомендации Международного союза электросвязи (МСЭ-Т Х.1255) цифровыми объектами могут быть сети, сервисы, документы, права доступа, транспортная информация, устройства или отдельные чипы, авторские произведения или любая другая информация, представленная в виде структуры данных.
В одной из работ, посвященной цифровым технологиям, проводится сравнительный анализ материальных и цифровых объектов. Например, для материальных объектов характерен уникальный набор свойств, индивидуальность, в то время как цифровые объекты обладают свойствами типичности, абстрактности и др.
А.И. Савельев выделяет следующие основные особенности цифровой формы выражения:
-значительная степень независимости произведения от носителя, на котором оно содержится, что обусловливает легкость распространения таких произведений;
-неразрывная взаимосвязь цифрового контента и процесса его копирования, выражающаяся в том, что доступ к цифровой информации возможен лишь посредством ее копирования, контроль над ее копированием означает контроль над доступом к ней;
-возможность одновременного доступа и использования одного экземпляра произведения множеством лиц;
-легкость процесса изменения произведений, выраженных в цифровой форме. Это свойство позволяет создавать множество версий одного и того же произведения, в том числе в различных представлениях (например, файлы txt, pdf, doc, html и т.д.) .
На основании изложенного, цифровой объект можно определить, как легко распространяемую, изменяемую и преобразуемую в различные форматы максимально приближенную к оригиналу копию материального объекта, позволяющую получить наиболее точное представление о нем.
«Объективной формой является объект материального мира – вещь, которая выражает творческий результат непосредственно или опосредованно. Ее характерной чертой является способность сообщать результат в неизменном виде на протяжении достаточно длительного периода времени» . Объективная форма – это форма, доступная для восприятия человеком. Важно, что это может быть не только непосредственное восприятие - мысленное или с помощью органов чувств, а также опосредованное – с помощью техники. Оригинал произведения, выраженный в виде файла или совокупности файлов, может быть первоначально записан на компьютер, используемый автором. Посредством ввода данных на компьютере автор воздействует на цифровой носитель информации с целью выражения своего творческого замысла. Таким образом, электронная форма произведения – это объективная форма выражения произведения, так как выражена на материальном носителе.
Использование электронного произведения осуществляется с помощью компьютера, а значит факт предоставления доступа к произведению в объективной форме на носителе информации, используемом данным компьютером, соответственно является использованием самого произведения.
Основным отличием использования произведений в электронной форме от произведений на бумажном носителе является возможность многократного использования электронного произведения без искажения. Однако использования электронного произведения может осуществляться в разных форматах в зависимости от настроек компьютера, программного обеспечения или от того, какой формат выберет автор или пользователь. Данная особенность одновременно является как преимуществом, так и недостатком, ведь возможность беспрепятственного копирования таких объектов без потери качества может осуществляться с нарушением прав авторов. Электронная форма в процессе копирования позволяет осуществлять преобразование произведения, добавлять или исключать какую-либо информацию.
Произведение как объект авторского права – это единство формы и содержания. Во время использования произведения в разных форматах, важно, чтобы изменялась лишь форма, но не содержание. Например, аудиовизуальное произведение может быть выражено в режиме 2D или 3D, что зависит от воспроизводящего устройства. В данном случае изменяется лишь формат воспроизведения, содержание произведения остается неизменным.
Однако есть и другие примеры, когда преобразование в другой формат влияет на содержание произведения. Так, перевод программы для ЭВМ на другой язык программирования носит творческий характер, так как предполагает применение различных приемов. В данном случае создается производное произведение посредством творческого вклада нового автора.
Доступность и простота копирования произведений в электронной форме не должны создавать благоприятную среду для нарушения авторских прав. Лица, получающие доступ к произведениям в электронной форме неправомерно, не становятся обладателями каких-либо законных прав на данное произведение. Доступность электронных произведений широкому кругу лиц требует совершенствования механизмов защиты прав авторов с учетом особенностей электронной формы.
Результатом выражения произведения в объективной форме является создание оригинала произведения. Говоря о произведения в электронной форме, подразумевается, что создание оригинала автором сопровождается его взаимодействием с компьютером.
В Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. понятия оригинала произведения не содержится. В ст. 14ter есть лишь упоминание об оригиналах произведений искусства и рукописей в контексте правил их перепродажи.
В п. 1 ст. IVbis Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. говорится о том, что положения данной статьи распространяются не только на произведения в первоначальной форме, но и на произведения в других формах, которые исходят из оригинала, то есть этим подтверждается возможность произведения иметь различные материальные формы выражения.
Согласно Директиве № 2001/84/ЕС от 27.09.2001 «О праве перепродажи в интересах автора оригинала произведения искусства» под оригиналом понимается произведение, изготовленное самим автором, а также его копии, изготовленные в ограниченном количестве под контролем автора.
Оригинал произведения – это исходная объективная форма, которая впервые получила закрепление на каком-либо материальном носителе. Такое определение можно вывести на основании норм ст. 6-7 Договора ВОИС по авторскому праву. В Согласованных заявлениях к данным статьям даются разъяснения о том, что оригинал и экземпляры произведения относятся исключительно к зафиксированным экземплярам, которые могут быть выпущены в обращение в виде материальных предметов.
В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие оригинала произведения упоминается в статьях 1257, 1270, 1272 и др., но его определение отсутствует. Согласно ст. 1291 ГК РФ можно определить, что понятие оригинала применяется к произведениям живописи, скульптуры, литературы и др.
Не смотря на то, что законодатель в ГК РФ не дает определение оригинала произведения, он различает понятия оригинала и экземпляра. В соответствии со ст. 1268 ГК РФ экземпляр произведения – это его копия, выраженная в любой материальной форме. Однако если речь идет о произведении, созданном первоначально в электронной форме, то оригинал и экземпляр не будут иметь отличий.
При отчуждении автором оригинала произведения, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1291 ГК РФ). Переход права собственности на оригинал произведения не влечет переход исключительного права на это произведение.
Согласно п. 1 ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не связаны с правом собственности или иными вещными правами на материальный носитель, в виде которого выражено произведение.
Как уже было отмечено выше, особенностью произведений, которые первоначально созданы в электронной форме, является полная идентичность оригинала и его копий. В данном случае возникает вопрос, как отличить оригинал и возможно ли это. Это можно определить, сопоставив время создания каждого из файлов. Файл, созданный по времени раньше остальных, будет оригиналом. Однако необходимо учесть тот факт, что настройка даты и времени на компьютерах может быть неверной, а также то, что информацию о файлах, в том числе дату и время, можно легко изменить в настройках.
Учитывая данную ситуацию, предлагается отнести вопрос определения первоначального произведения к ведению самого автора. Оригиналом произведения, созданного первоначально в электронной форме, будет являться экземпляр, указанный автором.
Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Основной особенностью правоотношений в сети Интернет является то, что они возникают по поводу объектов, выраженных в электронной форме.
2. Объективная форма произведения – любая форма, доступная для восприятия человеком как непосредственно – с помощью органов чувств, так и опосредованно – с помощью техники. Электронная форма произведения является объективной формой выражения, так как выражена на материальном носителе – компьютере. Электронное произведение может быть первоначально создано автором посредством ввода данных на компьютере для реализации творческого замысла или переведено в данную форму без изменения содержания для его дальнейшего использования, в том числе в сети Интернет.
В связи с этим, чтобы на законодательном уровне подчеркнуть тот факт, что электронная форма произведения – это объективная форма, п. 3 ст. 1259 ГК РФ необходимо дополнить фразой «в электронной форме» и изложить следующим образом: «Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко-или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, в электронной форме».
3. Не смотря на активный оборот цифровых объектов в сети Интернет, на сегодняшний день в действующем законодательстве, а также в доктрине отсутствует единое понятие цифрового объекта. Большинство доктринальных определений раскрывают данной понятие с технической точки зрения, но не отражают правовой сущности. С учетом существующих мнений, а также признаков цифрового объекта, данному понятию можно дать следующее определение: «легко распространяемая, изменяемая и преобразуемая в различные форматы максимально приближенную к оригиналу копия материального объекта, позволяющая получить наиболее точное представление о нем».
4. Необходимо различать понятия «оригинал» и «экземпляр». Оригинал произведения – это исходная объективная форма, которая впервые получила закрепление на каком-либо материальном носителе. Экземпляр произведения – это его копия, выраженная в любой материальной форме.
Основное отличие объекта, выраженного в электронной форме, от объекта, выраженного, например, на бумажном носителе, - возможность многократного копирования без искажения содержания.
Если произведение первоначально создано в электронной форме, то оригинал и экземпляр не будут отличаться.
В отношении таких произведений вопрос определения оригинала относится к компетенции самого автора.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: