Середа Михаил Юрьевич
Середа М. Ю. Подписчиков: 988
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3746

Болонский процесс и юридическое образование в России

64 дочитывания
25 комментариев
Эта публикация уже заработала 5,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Большинству юристов известно, что юридическое образование в России реформировано соответствии с требованиями Болонского процесса. Основой реформы является Болонская декларация, представляющая собой «Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье, 19 июня 1999 года». Для большинства правоведов реформа ассоциируется с переходом на двухуровневую систему образования – бакалавриат и магистратура. Однако немногие представляют себе, какие идеи лежат в основе данного явления.

Какие преимущества дает Болонский процесс?

Основная идея, на взгляд автора, заключается в следующем.

С начала 1990-х годов наметилась тенденция, в соответствии с которой возможности европейских университетов (прежде всего - финансовые) стали значительно уступать возможностям высших учебных заведений США и стран Азии (Японии, Китая, Южной Кореи). Преодолеть это отставание в рамках политики одного государства стало затруднительным. В результате было принято решение сделать так, чтобы программы подготовки в европейских ВУЗах стали сопоставимыми.

Приведем пример: студент изучает физику в университете Гейдельберга в Германии. При этом в Университете Цюриха есть доступ к мощному адронному коллайдеру, а в университете Стокгольма имеется отличная обсерватория. Гейдельберг в силу ограниченности финансовых возможностей, таким оборудованием не обладает (тогда как, например, Массачусетский технологический институт в США обладает всем). Однако, если образовательные программы университетов Германии, Швейцарии и Швеции гармонизированы, студент имеет возможность часть курсов прослушать в этих странах, причем они будут зачтены ему в родной alma mater.

Для юриспруденции аналог следующий. В Университете Амстердама открыта магистерская программа по морскому праву. Программа узкая, но такие специалисты нужны. Чтобы читаемые курсы были высокого качества, нужно иметь 10-12 преподавателей, разработавших свои узкие курсы. Если своих не хватает (а зачем на одном юрфаке 10 профессоров по морскому праву, даже в Амстердаме?), вспоминаем, что в Лондонском университете королевы Марии есть профессор – признанный специалист в области морского страхования, а в университете Барселоны читается отличный курс по правовому обеспечению морского туризма (кстати, к этому же профессору едут студенты, например, из Варшавы, обучающиеся по программе «защита прав потребителей»). Далее – та же схема, что и с физиком.

Вывод – в основе Болонского процесса лежит разумная идея, и она вполне применима к юриспруденции. Для государств со скромными расходами на образование Болонский процесс – необходимость.

Почему все это не работает в России?

Собственно, главная, на взгляд автора, причина – лица, принимавшие решение о внедрении принципов болонского процесса в России, не понимали, зачем это нужно.

Далее, исходя из своего преподавательского опыта, постараюсь выделить более конкретные причины:

1. Преимущества болонского процесса начинают работать на стадии магистратуры. А в России восприятие магистерского образования пока еще искажено:

-для студентов цель обучения в магистратуре – в большей степени получение «корочки», чем получение знаний. На многие должности с дипломом бакалавра просто не берут. Отсюда отношение – главное – «сдать», а не получить максимум знаний;

-для университетов магистратура – способ найти дополнительные «часы» для преподавателей. Нагрузка падает, оплата в реальном выражении – тоже (причем - катастрофически). Следовательно, основной целью при формировании магистерских программ вольно или невольно становится справедливое распределение нагрузки;

-для преподавателей магистратура – способ увеличения количества часов, и их нельзя в этом обвинять. С учетом низких (мягко сказано) зарплат, преподаватель в 80% случаев не будет разрабатывать действительно полезный авторский курс под конкретную программу, а сделает курс на основе своей диссертации - так проще.

2. В России отсутствует традиция «модульного» обучения. Вкратце его суть в следующем – конкретный курс не читается раз в неделю в течение полугода/года раз в неделю с последующим зачетом/экзаменом. Вместо этого в университет на 2 недели в командировку приезжает «светило» (например, в уже упомянутый Амстердам приезжает профессор из Эдинбурга – специалист в области налогообложения морских перевозок) и проводит интенсивный курс, предполагающий 2 недели занятий только по данному предмету. В конце – аттестация. После этого шотландец уезжает в командировку в Брюссель, где читает свой курс уже магистрам в области финансового права. И так далее.

Ряд российских ректоров понимают преимущества такой системы и согласны, что хотя бы в течение семестра она целесообразна. Но здесь стоит вопрос перехода количества в качество – так должно работать несколько десятков ВУЗов.

Полагаю, что «модульная» система – вопрос времени.

3. Специалисты с глубокими познаниями в конкретной области (киберправо, страховое право, право интеллектуальной собственности) востребованы на российском рынке только в столицах.

4. Встроить российскую систему в общеевропейскую препятствует крайне слабое знание студентами иностранных языков.

В качестве вывода хотелось бы сказать, что в целом Болонский процесс – полезное направление. Однако для того, чтобы от него был эффект, требуется четко представлять, как он работает.

В статье представлена личная точка зрения автора, которая допускает возможность дискуссии.

Поддерживаете ли Вы преход на систему "бакалавриат-магистратура"

Проголосовали: 10

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

25 комментариев
Понравилась публикация?
10 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Середа Михаил Юрьевич
Комментарии: 25
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Про модульную систему - интересная идея!

+2 / 0
картой
Ответить

Скажу так, что реализовать эту идею непросто - нужно, чтобы сразу много ВУЗов ввели такую систему.

+1 / 0
Ответить

А зачем нам морское право, если мы плаваем на своих надувных лодках в камышовых зарослях речки Лодыженка?...

0
Ответить

Морское право было приведено в качестве примера.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Как раз речь и идет о том, что есть программы, которые, с одной стороны, нужны, а с другой - там не может быть так много студентов, чтобы иметь штат преподавателей под эту программу в одном ВУЗе. Выход как раз в том, что эти преподаватели в течение учебного года могут читать модульные курсы (1-2 недели) в разных ВУЗах.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Представьте ситуации, что студент проболел эти 2 недели - пролежал в больнице. Что тогда? Как наверстать пропущенный материал и сдать экзамен?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Интересная публикация, благодарю Вас Михаил Юрьевич 👍🤝

+2 / 0
картой
Ответить

Старался добавить максимум конкретики и личного опыта.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Это не для российского ума дело!

+1 / 0
картой
Ответить

Павел, я не считаю, что есть какие-то настолько сложные вопросы, которые "не для российского ума дело". Ломоносов тоже так считал)

0
Ответить

Я считаю так, что некоторые вопросы просто не вписываются в рамки российского менталитета.

+1 / 0
Ответить

Павел, уважаю Вашу точку зрения, но, по моему, тут менталитет вообще ни при чем. Речь идет исключительно об организационной стороне системы образования. А так можно было бы утверждать, что в российский менталитет не вписывается, например, Макдоналдс или банковская карта. Другое дело, есть сложившиеся традиции образования, и менять их надо достаточно осторожно.

+2 / 0
Ответить

Середа Михаил ЮрьевичПишет 06.11.2019 в 19:57
сложившиеся традиции образования, и менять их надо достаточно осторожно.

Вот насчет этого вы правы. Но у нас, извините, никто образование делать "европейским" не желает. Как был совхоз, так и остался. Преподы только мозги засоряют студентам фигней, которая написана в учебниках, да и то,не всегда соответствующая действительности.))

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я как работник образования, не делю его на "европейское" и "отечественное". Скорее на качественное и некачественное - это от страны не зависит. Одна из "подспудных" идей этой публикации - если мы гармонизируем наше образование с европейским - то мы не просто "списываем" их идеи, а пытаемся понять, что лежит в основе этих идей, и как их можно правильно применить в наших условиях.

Например, обмен студентами в России имеет даже больший потенциал, чем в Европе, так как у нас страна большая, и ВУЗов уж побольше, чем в Бельгии.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Сложилось впечатление, что вся проблема не в системе, а в грамотном финансировании.

+1 / 0
картой
Ответить

Нет, не только. Хотя уровень магистратуры априори предполагает высокий уровень оплаты преподавателя за аудиторные занятия.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

А зачем нам болонский процесс, если у нас есть товарищ Путин со своими товарищами?...

+1 / 0
картой
Ответить

Вячеслав, статья немного о другом. Я вообще не сторонник смешивать вопросы общей оценки действующей власти и вопросы о конкретных мерах по совершенствованию той или иной сферы.

Здесь я попытался описать, почему не работает одна из годных идей, заложенных в Болонском процессе.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (25)

Как пополнить бюджет казны?

Налоговые мытари, ненародные неизбранники уже не знают как изголиться чтобы ободрать чернь до кровавого мяса, вытрясти из народа последние гроши. А вот богатых они не трогают, ибо сами не бедные.

Из-за повышения налога на добавленную стоимость с 20 до 22% плата за свет поднимется уже с января 2026 года. Сообщение ФАС.

Федеральная антимонопольная служба представила свежий проект нормативного акта, который пересматривает максимально допустимые и минимально приемлемые расценки на электроэнергию для населения.

Первый отечественный мессенджер MAX

В России запустили национальный мессенджер МАХ, разработанный в рамках реализации проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Часть жителей России уже подключилась к российскому приложению,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы