«Метеоры», «Ракеты», «Восходы», «Кометы». Почему в России нет ничего подобного?
«Метеоры», «Ракеты», «Восходы», «Кометы» — пассажирские суда, бороздящие речные просторы СССР. Почему в России нет ничего подобного?
Тут всё же стоит обратиться к истории и немного к гидродинамике. В СССР над различными вопросами скоростного судостроения занимался Ростислав Алексеев, КБ которого было основано ещё во время Великой отечественной войны. Он был выдающимся экспериментатором и благодаря ему появились речные и морские теплоходы на подводных крыльях, а начинал он с яхтенного спорта, для соревнований он строил яхты сам по собственным чертежам. Во время своих исследований он, создав множество проектов судов на подводных крыльев, он подошёл к пределу его качеств (при достижении определённого порога скорости подводное крыло теряет несущие свойства), благодаря чему он постепенно переключился на создание летательных аппаратов, использующих экранный эффект для движения (широкое и короткое крыло создаёт на малой высоте разницу давлений над и под крылом такую, что воздух под крылом как бы держит летательный аппарат над поверхностью). Поэтому, по большому счёту, Ростислав Евгеньевич перестал интересоваться уже отработанной темой.
В процессе эксплуатации были установлены и недостатки - помимо упоминавшейся выше низкой экономичности, это невозможность эксплуатации на высокой волне и глубокая осадка. Что касается двигательной установки (которая должна быть лёгкой, компактной и иметь при этом высокие показатели удельной мощности), то это вообще была беда СССР (которая была по наследству передана РФ) - создание двигателей, особенно дизельных (особенно это касается тепловозных дизелей, эту историю можно долго рассказывать). Современная российская промышленность, опирающаяся на советские разработки, не может разработать надёжный дизельный двигатель для скоростных кораблей (а двигатели предыдущего поколения, М-400/401 ленинградского завода, которые стояли на советских судах на подводных крыльях, базировались на конструкции ещё 30-х гг. и славились не только прожорливостью, но и низкой надёжностью).
Тем не менее, сейчас принимаются меры для возобновления перевозок на судах на подводных крыльях. Ведётся постройка двух судов проекта "Комета 120 М" (120 мест, 65 км/ч, дизель MTU мощностью ок. 2000 л.с.), уже построенное судно используется на перевозках в Крым (спущено на воду в 2017 г.). Первый этап строительства проходит на Рыбинском судостроительном заводе "Вымпел", достройка - на заводе "Море" в Феодосии.
И, в качестве постскриптума, об экранопланах, которые также упомянуты предыдущими комментаторами. Дело в том, что у этого типа летательных аппаратов тоже есть свои ограничения. Во-первых, его грузоподъемность зависит от рельефа местности, над которым летит аппарат - ему нужна ровная поверхность, которая в реальности редко где может встретиться: летом даже на реках может быть волнение, зимой - ледяные торосы. Во-вторых, двигатели экранопланов всё время полёта работают в самом невыгодном, тяжёлом режиме. Во время движения над поверхностью воды вокруг двигателей создаётся облако водяной пыли, которое приводит к очень быстрой коррозии элементов конструкции двигателей, в отличие от гидросамолётов, которые в таком режиме работают только на взлёте. Кроме того, в 60-е годы уровень развития радарных технологий был таким, что засечь перемещающуюся низко над поверхностью воды цель было невозможно - поэтому десантные или ракетные экранопланы казались очень перспективным средством ведения войны на море и обеспечения десантных операций. Но прогресс не стоит на месте - экранопланы вполне различимы для экранов современных радаров, соответственно, их можно сбить. Так что отказ от использования больших судов, использующих экранный эффект, был оправданной мерой. Тем не менее, такого рода аппараты строятся - в России существует несколько небольших предприятий, выпускающих экранопланы для частных заказчиков; кроме того, год назад был анонсирован запуск пассажирской линии на экранопланах между Таллинном и Хельсинки, для чего предполагалось заказать новые суда в России.Интересно
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты