Икона как Лик и Слово Господа.
Краткое содержание :
Для истово верующих христиан, особенно православных, с самого начала обращения и до последних дней ИКОНА - отсвет света Божьего, Его Лик, Его свет, Его Частичка. Но оказывается спор о том, нужна ли Икона в принципе, что это такое, каково ее значение ведутся уже несколько тысяч лет.
Этот спор об Иконе, ее возможности и необходимости, ее происхождении и значении с исторической точки зрения немногим моложе либо даже совпадает по возрасту с возникновением самой Церкви Христовой. Практически с первых лет с момента Вознесения Господня и начала распространения Благой Вести по миру и вместе с возникновением первых христианских общин в процессе общения друг с другом, а также с окружающими их язычниками, у христиан возникала потребность в большем и красочном выражение того Чуда, которое свершилось. С тех давних лет начались робкие потом все более значительные попытки как выразить Образ Вочеловеченного Бога — Сына и Его Матери в изображении, так и сопротивление этому (иконоборчество) .
Этому противоборству и объяснению необходимости и даже предопределенности появления Иконы как Образа Воплощенного Сына Божьего (Богочеловека), значению и роли в современном мире именно Православной Иконы посвящено множество работ как настоятелей Церкви так и ученых богословов.
Например, выведен такой постулат, что каноническая (выполненная определенным образом, свойственным именно церковному написанию) Икона как выраженный в Образе самый смысл христианства вообще явление, не охватываемое человеческой культурой.
По мысли, например, Л.А. Успенского: «... то, что содержит Икона, что она несёт, не зависит от культуры даже церковной. Культура даёт лишь средство выражения, раскрывающее соответствие иконы Евангелию. … ни Евангелие, ни крест, ни мощи святых никакого отношения к культуре не имеют...».
Этот тезис основывается на анализе христианской истории и особенно на закреплении догмата иконопочитания как неотъемлемой принадлежности в особенности Православного христианства Седьмым Вселенским Собором, приравнявшим Икону к Евангелию, Кресту и мощам христианских святых.
Если, проанализировать бесстрастно запрет Ветхого Завета на изображение Всевышнего, введенный именно потому, что Образ Господа никогда и никому до Христа не являлся, то получаем, что запрет на изображение Бога введен еще и потому, что Его изображение при отсутствии Его явления - явная ложь. А на лжи истинной веры не построить
Но когда Господь через второе лицо в Божественной Троице — единородного Сына своего вочеловечился и явил Свой именно очеловеченный Образ миру, то изобразить этот Образ максимально верно - и есть одна из задач Церкви Христовой, как носителя Благой Вести.
Поскольку Образ воплощенного в человеке Бога — это и есть, если вдуматься, сама Благая Весть, весть о том, что Господь до того возлюбил людей, что послал к ним Сына своего и через него очеловечился, познал все тяготы человеческие, принял на себя все человеческие грехи и отпустил их через вознесение Христа через Крест на небо — в Царствие Небесное.
Об этом очень много и писал Успенский. Он в своих работах очень верно о формулирует мысль о том, что Христос — Сын Божий еще и воплощенное Слово Божие, первый богослов, поэтому Лик Его запечатленный на Иконе — это есть не только Образ Божьей ипостаси но и запечатленное в Образе само Слово Божие, то есть все то, что Христос нес в наш грешный мир (свет Божьего лика и Благая Весть о прощении всех человеческих грехов и возможности стать новым человеком, слившись с Господом).
Поэтому Икона (в особенности Православная — не задетая мирским художественным воздействием, в отличии от большинства западных католических изображений Христа и его матери) есть даже не атрибут Православия, она больше, хоть и принадлежит христианству она самостоятельная Благая Весть, которая в отличии от любого текста не нуждается в переводе, через Икону и с ее помощью человек постигает Бога и причащается им, впитывает христианскую веру.
Поэтому Икона (в Церковном, Православном ее понимании) создается, конечно же, через людей, но также как и Евангелие, Крест и мощи святых послана непосредственно Господом через Сына Своего— она Его Послание, непосредственно воздействующее на людей, поэтому феномен надкультурный и внекультурный.
Икона создает христианскую и общечеловеческую культуру, а не наоборот, так же как Господь есть альфа и омега — Он есть сущий и нет ничего, чего бы через него не возникло, а Икона — это его (через Христа) выражение, проявление обязательно созидающее и непосредственно создающее.
Тот кто видел и стоял особенно перед старыми иконами это созидание Нового Мира не мог не ощутить на себе. Этот Мир словно свет, идущий от Иконы, который входит непосредственно в смотрящего с такой силой, что только и можешь пр себя сказать: "Господи прости меня грешного..."" и Опять: " Только прости". Первые мгновения больше ничего в голову и не идет... Только слезы.. Но не горечи, а какого-то нового обретения...
Необходимо сделать вывод, что Икона стоит и в основании всей человеческой культуры, особенно христианской эпохи, тому немало доказательств как исторических (христианская иконопись началась еще в Римских катакомбах, где проходили первые собрание христиан, то есть она лежит в основании Церкви Христовой, Икона повлияла на всю культуру человечества как запечатленный Лик и Слово Божие).
Потому человеческая культура (вся, не только христианская) зиждется на Иконе, а не наоборот. Это Икона снова и снова создает и одухотворяет наш мир - мир людей.
Ощущали ли Вы на себе воздействие Иконы ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: