Хотели как лучше, получилось как всегда (электронный документооборот в школе)
В нашей стране самая большая бумажная нагрузка на учителей в мире. По исследованию Teaching and Learning International Survey, в 2013 году российский учитель работал в среднем 46 часов, из них 15 уходило на заполнение бумаг. Ксения Букша размышляет, какие проблемы тянет за собой бумажная волокита.
Именно «бумажки» все учителя называют помехой в работе номер один. Электронные дневники и журналы не улучшили обстановку: у многих педагогов нет хорошего школьного компьютера, и им приходится всё дублировать — причём после урока и, скорее всего, уже дома. Журналы внеурочных занятий остаются бумажными, календарно-тематическое планирование почти везде сдают в бумажном виде.
Учителю приходится расписывать универсальные учебные действия, компетенции, писать технологические карты к каждому уроку. К этому добавляются анализы и отчёты по контрольным, контрольно-измерительные материалы, психологические портреты классов, списки учеников для разных нужд, кое-где — ещё и инвентаризации кабинетов и многое другое.
Не добавляют радости и новые формы подтверждения квалификации, для которых надо набирать баллы путём написания статей и участия в конференциях. Учителя обязаны проходить курсы по ФГОС (на практике — нередко за свои деньги).
А пресловутые ВПР (Всероссийские проверочные работы), для проведения которых детей снимают с уроков? К ним приходится готовиться специально (в некоторых школах даже организованы «кружки по подготовке к ВПР»). Время учеников и учителей, отведённое на обучение, опять уходит на отчётность и контроль.
Отдельная беда — система оценки труда учителя по баллам, которые он выставляет ученикам. Получается, что, оценивая учеников, он оценивает сам себя
Образовательная система стремится к гиперконтролю над исполнителями. Отчёт о формальном, измеримом результате одерживает верх над процессом. А ведь самое интересное в учительской работе — это творчество. На него времени почти не остаётся.
Страдают и родители. Знакомая мама первоклассницы перечисляет, что за первую неделю сентября ей пришлось распечатать, заполнить или пройти:
- заявление на продлёнку;
- договор на продлёнку;
- два отдельных заявления на обеды и полдники;
- запрос на предоставление электронного доступа к меню ребёнка;
- запрос на открытие электронного дневника;
- заявление на доступ в школу по магнитной карточке;
- регистрацию на сайте ГТО с целью получения УИН;
- согласие на обработку персональных данных;
- согласие (отказ) в связи с прививкой от гриппа.
- Начало года — ещё не всё. Предполагается, что родитель младшеклассника должен вовсю сотрудничать с учителем, помогая своему ребёнку. Школьные проекты и презентации, доклады и рефераты ученик 1-3 класса делать сам не может. Многие задания по литературе, окружающему миру, технологии рассчитаны на помощь родителей и поиск информации в интернете.
Почему родители должны заниматься этим в своё свободное время, и что если они не могут? Ответ прост: потому что это не вполне домашнее задание, а своего рода «отчёт о деятельности» ребёнка. Как и портфолио школьника — к счастью, необязательное.
Взаимоотношения школы с родителем сложны и многообразны: она рассматривает его и как партнёра (владельца «обрабатываемого продукта» — ребёнка), и как клиента (но такого, который вряд ли сможет уйти к конкуренту), и как объект контроля, и даже как потенциальную угрозу в случае конфликта интересов. Этот многосторонний статус отношений школы и родителя вызывает у чиновников тревогу и желание всё предусмотреть и расписать. Поэтому всё происходит в атмосфере формального «сотрудничества», а в реальности складывается ощущение равнодушия и формализма.
У меня двое школьников, которые учились в нескольких школах. Я вывел хоть и не строгий, но работающий практический принцип: чем меньше в школе формальностей, тем лучше в ней учат и тем больше её любят ученики. Не только потому, что бумаги съедают силы и время учителя, но и потому, что за количеством бумаг всегда стоят определённые отношения — доверия или недоверия к людям. А учиться приятнее там, где доверие есть.
Источник: https://mel.fm/shkola/6549107-paper_school
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Никому не нужное огромное количество бумажулек-отчётностей самый настоящий бич всех отраслей.
Электронный дневник - ЧУШЬ СОБАЧЬЯ! первый раз столкнулся с ним, работая в Гимназии имени Академика Басова в 2011 году... полная ересь!
А касательно всякой муры, которую выполняют ученики начальных классов (точнее, их родители): почему ("тупой вопрос") никто коллективно не возмущается, никто не ходит к директору, не заявляется в Департамент образования? Когда же ВОЗМУЩЕНИЕ перерастёт в КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ?!
И как они себя оценивают?
Тему урока практически не объясняется. Лишь общие фразы. Ребёнок, типа, сам должен изучать всё самостоятельно. Сейчас племяши учатся во втором классе. Просто ужас!
В ВУЗах уже частенько стали требовать средний бал по предмету 5,5 и выше. Всем понятна объективность такой «поголовизации» отличников.
Учитель говорит что у них нет времени каждому ученику объяснять. Тем более если в классе больше 30 человек..
Ахах. Сейчас пожалею их и расплачусь.
А как же нам объясняли? Когда нас в классах было по 42-45 человек?
Наверное учителя были молодые.. Сейчас молодёж в школу не затащить и большой зарплатой..

Электронный дневник - удобная вещь. Я слежу за успехами. Остальная писанина, порождает бюрократию.
Если что-то можно не контролировать - лучше не контролировать. Это не проблема школы, это проблема сегодняшнего общества в целом. Мы стали рабами правил и бумажек. Скоро перед приветствием будем подписывать разрешение на обычное "Здравствуй". А то, мало ли... и в суд.