Трансваáль-парк
Трансваáль-парк — спортивно-развлекательный комплекс, открытый в июне 2002 года на юго-западе Москвы в районе Ясенево на Голубинской улице. Был первым аквапарком, построенным в столице. 14 февраля 2004 года произошло обрушение конструкции крыши сооружения, что привело к гибели 28 человек. В 2013 году на его месте был открыт новый аквапарк «Мореон», ставший частью нового одноимённого развлекательного комплекса.
Проект «Трансвааль-парка» разрабатывался архитектурной мастерской «Сергей Киселёв и партнёры», архитектор — Нодар Канчели. Спортивно-развлекательный комплекс представлял собой многоуровневое пятиэтажное здание, имеющее в плане форму китового хвоста, общей площадью 20,2 тыс. м², из которых около 7 тыс. м² были «зоной водных развлечений». Заказчиком проекта выступила компания «Европейские технологии и сервис», привлекшая для строительства кредит Сбербанка в размере 17,3 млн долларов. Общая стоимость строительства оценивалась в 40 млн долларов.
Изначально планировалось привлечь европейских строителей, но из-за возникших трудностей с получением необходимых лицензий и отсутствием на тот момент в России необходимых ГОСТов, исполнителем стала турецкая компания «Кочак Иншаат Лимитед» (Koçak İnşaat Ltd), согласившаяся построить аквапарк, а также частично финансировать строительство (16 млн долларов).
Строительство комплекса началось в 2000 году, и уже через 19 месяцев в июне 2002 года «Трансвааль-парк» был введён в эксплуатацию. На момент постройки аквапарк стал крупнейшим в Европе и, помимо зоны водных аттракционов, включал спортивный бассейн, два отделения саун, боулинг с кафе-баром и бильярдной, ресторан, тренажёрный зал, салон красоты. Комплекс вмещал около 2000 человек.
Обрушение
14 февраля 2004 года в 19:15 произошло обрушение купола в комплексе «Трансвааль-парк». По некоторым оценкам, в момент аварии в аквапарке находилось до 1300 человек. 14 февраля 2004 года пришёлся на субботу, выходной день, тем более в этот день традиционно отмечается День святого Валентина (День всех влюблённых), что привлекло в аквапарк большое количество отдыхающих, особенно молодёжи.
Площадь обрушения составила примерно 5 тыс. м². Купол постройки упал на зону водных развлечений, не задев только взрослый бассейн. В результате трагедии 28 человек (из них 8 детей) погибли, 12 получили тяжёлые увечья и около 200 получили различные ранения.
Причины обрушения
Официальной причиной катастрофы в «Трансвааль-парке» была названа ошибка проектирования. Среди прочих версий обрушения конструкции аквапарка также рассматривались версии взрыва, неблагоприятные геологические условия или использование некачественных материалов.
Расследование длилось около 20 месяцев, в результате чего к уголовной ответственности были привлечены главный конструктор Нодар Канчели и начальник Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолий Воронин. В 2006 году они были освобождены. Канчели был амнистирован по его ходатайству в честь 100-летия Госдумы. 30 августа 2006 года в отношении Воронина было прекращено уголовное преследование ввиду отсутствия состава преступления. Представители потерпевших пробовали обжаловать решение суда об амнистии Канчели и Воронина, но Замоскворецкий суд Москвы оставил в силе решение прокуратуры.
В 2005 году, в годовщину трагедии, у стен «Трансвааль-парка» был установлен памятный камень с фамилиями погибших.
13 февраля 2008 года пострадавшие в результате аварии и родственники погибших подали жалобу в Европейский суд по правам человека с требованиями признать, что Российская Федерация допустила нарушения, и обязать её выплатить справедливую компенсацию потерпевшим.
В 2013 году на месте аквапарка был открыт многофункциональный оздоровительный комплекс «Мореон», на территории которого работает часовня в память о трагедии.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Я помню этот день 14 февраля 2004 года... В тот день мой сын был с классом в этом аквапарке. Я с ужасом узнала это известие по ТВ... Стала сразу звонить сыну, но телефон его был вне доступа... К счастью, у него просто разрядилась батарейка...
Ну а мне тогда сделали Первую полостную операцию в ГКБ №50 и, мы с соседями по палате, обсуждали, что с точки зрения СОПРОТИВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ (СОПРОМАТА) могло случиться.
Я изучала сопромат в институте... это один из любимых моих предметов был...
Ну у меня первое высшее ИНЖЕНЕРНОЕ. Я закончил МГТУ "СТАНКИН", стал ИНЖЕНЕРОМ ТЕХНОЛОГОМ, по сопромату у меня ЧЕТЫРЕ, а в ГКБ №50 когда с ТРАСВААЛЬПАРКОМ СЛУЧИЛОСЬ, мы в УМЕ РАССЧИТЫВАЛИ БАЛКИ ТРАСВААЛЬПАРКА НА СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ и, пришли тогда к выводу, что дело не в НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЯХ ТРАНСВААЛЬПАРКА.
А у меня по сопромату ОТЛИЧНО и по строительной механике тоже ОТЛИЧНО. Я любила эти предметы... Как и НАЧЕРТАТЕЛЬНУЮ ГЕОМЕТРИЮ и ВЫСШУЮ МАТЕМАТИКУ, по которым у меня тоже ОТЛИЧНО в дипломе. Я почти всем одногруппникам курсовые решала по этим предметам..
А в чём тогда было дело? В качестве материалов, в качестве строительно-монтажных работ или диверсия какая-то была?
Очень хороший материал, автору респект!
Я не могу нарадоваться этой статье!