Жидков Игорь Анатольевич
Жидков И. А.Подписчиков: 247
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14

Без теории нам смерть (Часть 3)

230 просмотров
5 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Продолжение.

В рамках обсуждения вопроса о праве наций на самоопределение при образовании советского государства несерьёзными и голословными являются упрёки в том, что по решению В.И. Ленина «этносы были привязаны к конкретным территориям» (куда же их ещё привязывать; скорее наоборот, территории привязывались к этносам, где это было возможно), которые «нарезаны были так, что они не всегда соответствовали традиционным местам проживания тех или других народов».

В многонациональной России создание мононациональных территориальных единиц не всегда было возможно, в том числе по причине исторически сложившегося перемешивание народов, невозможности создать абсолютное большинство коренного населения в соответствующей национально-государственной единице. Особую проблему составляли города, бывшие часто русскими островками в нерусских районах. В.И. Ленин по этому поводу писал: «Отрывать города от экономически тяготеющих к ним сел и округов из-за "национального" момента нелепо и невозможно».

Как правило, национальный состав территорий был неоднороден, при выделении национальный территорий необходимо было учитывать и межнациональные хозяйственные связи, совместную жизнь народов, что усложняло эту работу и не позволяло сделать всё по идеалу, поэтому «..национальный состав населения - один из важнейших экономических факторов, но не единственный и не важнейший среди других» (Ленин В.И. ПСС, т.31 с.149).

Ставя вопрос о свободе отделения, большевистская партия предвидела, что большинство народов, тесно связанных с русским крепкими экономическими, политическими и культурными узами, не захочет отделяться от России. Партия и не считала отделение лучшим способом решения судьбы того или иного народа.

Необходимо отметить, что исторически панский романовский царизм, выросший на матрице киевской Руси, мягко говоря, не поощрял национальную государственность народов, входивших в состав Российской империи. Как указывалось ранее, наряду с Великим княжеством Финляндским, имевшим особый статус, отношения с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством отличались международно-правовым характером и имели форму протектората. В отношении других образований стремились достичь унитарной формы государственного устройства и централизации.

Действительно, унитарная форма государственного устройства в тех условиях самодержавию была наиболее удобна и наверно единственно возможна, какая тут могла быть федерация, царь же был самодержец с титулом на полстраницы с перечислением субъектов. При этом административно-территориальное деление Российской империи осуществлялось субъективно, без особого учёта национального состава соответствующей территории и границ расселения этих самых этносов.

Нужно отметить, что Российская Советская Республика до января 1918 года также была унитарным государством (принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, и Главной Резолюции III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 28 (15) января 1918 г. "О федеральных учреждениях Российской Республики"). В дальнейшем централизация обеспечивалась на основе, так называемого принципа демократического централизма.

В то время федерация считалась лучшей формой государственного единства, сочетающей в себе преимущества крупного и мелких государств (Монтескье, Руссо, Сен-Пьер). «В России федеративные идеи встречаются впервые у декабристов. При этом если Н. Муравьев предлагал создать федерацию по географическому признаку, то наиболее радикальная часть декабристов - Общество соединённых славян - выдвигало идею национальной федерации. Буржуазные федерации, существовавшие в 1918 г., - США, Швейцария, Австралийский Союз, Южно-Африканский Союз были многонациональными государствами. Однако структура их не учитывала национальных особенностей населения. Члены федерации - штаты, кантоны - были не национальными государствами, а простыми территориальными объединениями, сложившимися в силу тех или иных исторических обстоятельств. Они не преследовали целей разрешения национального вопроса и были чисто территориальными, игнорирующими национальные особенности населения» (О. А. Чистяков).

В 1917 году политические условия изменились. Февральская революция, как результат противоречий между купеческо-фабричной Москвой и чиновничьим Петроградом скинула царизм, всколыхнула народную массу и высвободила её негативную энергию от царского, помещичьего и религиозного гнёта, копившуюся более 200 лет со времён церковного раскола и обмана крестьянства после отмены крепостного права. На окраинах России стали расти национальные движения, выдвигаться требования по созданию национальных государственных образований. Царизм и прочее барство для народа стали невыносимыми вдруг, пошли волнения, да такие, что все были в шоке.

Немногочисленная большевистская партия, которой требовалась опора в крестьянской среде, не могла не учитывать такие факторы и включила вопросы национальной государственности (право народов на самоопределение), в свою программу по национальному вопросу, с целью сплочения трудящихся масс. Право на самоопределение означает не только право на отделение, но и безусловное право на объединение с другими народами, если последние в свою очередь желают этого.

Прежде чем выискивать сегодня недостатки в уникальном опыте советского строительства, проводимого в условиях разрухи и гражданской войны, и алкать для своего облегчения унитарности или соответствия границ расселению, нужно сначала изучить материальную часть, почитать авторитетных специалистов по этому вопросу. Например, О.А. Чистякова - советского и российского правоведа, специалиста в области истории отечественного государства и права, заведующего кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, из монографии которого «Конституция РСФСР 1918 года» (изд. 2-е, перераб. - "Зерцало-М", 2003 г.) и почерпнуты многие сведения в настоящей статье:

Проведение национально-территориального принципа требовало одновременного учета довольно большого круга факторов, среди которых важнейшим была воля самого населения. Только со второй половины 1918 г., после принятия Конституции, начинают возникать автономии, специально выделяющие территории, населенные определенной национальностью. С этого времени все автономные республики, области и трудовые коммуны строятся с обязательным учетом национального состава населения.

Для определения территории автономных единиц и практического размежевания создавались специальные комиссии из представителей наркоматов по делам национальностей, внутренних дел и других, а также представителей от соответствующей национальности. Для строительства автономии во время гражданской войны характерно стремление точно выделить национальную территорию, что привело к двум отрицательным последствиям. В одних случаях пренебрегали экономической целостностью района. В других случаях пришлось даже разорвать территориальное единство.

В результате большой работы по национально-государственному размежеванию удалось обеспечить большинство за коренным населением в основной массе вновь созданных автономий. В шести из девяти новых АССР, АО и ТК процент коренного населения был выше 50. Наиболее высоким он был в Чувашии (86%) и Трудовой коммуне немцев Поволжья, наименьшим в этой группе - в Татарии (51%). Однако не везде удалось добиться такого положения. В Киргизской республике коренное население составляло только 46,6%, в Башкирии - менее половины.

Крен в сторону приоритета национального фактора над экономическим, допущенный во время гражданской войны, был исправлен в послевоенные годы путем проведения так называемого округления территорий некоторых автономных единиц, т.е. присоединения к ним районов с небольшим процентом национального населения, но экономически связанных с основным ядром республики или иной автономии. Наиболее значительной была работа по созданию так называемой Большой Башкирии, существенно увеличившая территорию и население республики.

В первые годы Советской власти, когда шло формирование РСФСР и других советских республик, право несанкционированного центральной властью свободного выхода было целесообразно, ибо позволяло народам свободнее выразить свою волю и упрощало национально-государственное строительство. Впоследствии, когда Российская Федерация, а также и другие советские республики окончательно сложились, необходимость в такой форме самоопределения отпала. Поэтому в Конституции РСФСР 1925 г. мы уже не найдем нормы, подобной той, что содержится в п. "д" ст. 49 первого Основного Закона РСФСР (Принятие в состав РСФСР новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее).

Признание права наций на самоопределение - это был краеугольный камень большевистской национальной программы, принципиальное, основанное на теории условие, призванное разрешить национальный вопрос, причём, на основе национально-территориального принципа (…никакое государство не может существовать без территории, а национальное, соответственно, - без национальной территории (резолюция 7-ой конференции РСДРП (б)).

И.В. Сталин в своём проекте «Общие положения Конституции Российской Социалистической Советской Федеративной Республики", исходя из программных положений партии и сложившегося законодательства, сформулировал принцип построения РСФСР следующим образом: "Совдепы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, - объединяются в автономные областные союзы... Областные советские союзы объединяются на началах федерации в Российскую социалистическую республику...», что нашло отражение в принятой Конституции РСФСР 1918 года - РСФСР учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик (п.2 гл.1). Конституция предоставляла право Советам областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, объединиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР (п.11 гл.5).

Что можно в этом отношении, например, сказать про Всероссийскую политическую партию «Единая Россия». Да практически ничего.

С третьей попытки удалось найти пару документов. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", предусматривающий укрепление, сохранение, гармонизацию, создание, соблюдение и прочее всё хорошее в общих выражениях.

Среди основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации гаранту Конституции видится, в том числе формирование чувства гордости за историю России и предупреждение попыток фальсификации истории России, реализации которых он фактически препятствовал на последнем заседании СПЧ и ранее, очерняя роль В.И. Ленина при создании советского государства, основанного на принципах федерализма и праве наций на самоопределение.

Кроме того, есть довольно детально разработанная государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (сроки 1 января 2017 г. - 31 декабря 2025 г.) с бюджетом в 24,378 млрд. Рублей, в том числе на 2020 год - 2,3 млрд. Рублей. По-чиновничьи, Федеральное агентство по делам национальностей довольно неплохое в смысле финансов ведомство. Не знаю, кто-нибудь слышал про мероприятия, реализуемые в рамках этой программы, улучшается ли у нас связь с соотечественниками, межнациональные отношения и т.п.. И интересно, знают ли что-либо об этой программе единороссы, да и сам гарант, что-то сомневаюсь.

Но самое интересное состоит в том, что у ВПП «Единая Россия» практически нет никакой содержательной программы как таковой, в том числе по национальному вопросу.

В её предвыборной программе на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва они характеризуют себя как «устойчивое народное большинство Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», имеющее цели - благополучие человека и развитие России, проведение последовательного курса на стабильность, без революций и потрясений, безопасность наших детей, возможность достойно трудиться, жить и учиться и право без страха смотреть в будущее» (и дальше в том же духе на одной странице). Можно предположить, что этих целей для себя и своих детей они добились уже давно.

Решения последнего, т.е. крайнего (нужно быть реалистами) 18 съезда этой партии состоит всего из декларативных 13 пунктов, отсылающих (так и хотелось написать другую приставку) на Указы Президента РФ. Нормативная экономия называется. Не отказывает себе партия ни в чем во всех смыслах этого выражения. Будут стремиться выполнить все, что принято органами власти.

И после этого, как можно что-то говорить про недостатки и ошибки в таких краеугольных и принципиальных вопросах государственного строительства, якобы, совершенных на заре прошлого века. Как же отличается деятельность этой самоустранившейся партии от работы КПСС, пронизывавшей всю систему советских органов государственной власти и фактически управлявшей этой системой.

При этом у критиков прошлых достижений нет никаких собственных теоритических учений, они всё исполняют в рабочем порядке, опять тот же план мистера «Ху ис..». Создатели первого государства Советов в то время руководствовались коммунистической теорией об отмирающей роли государства. Поэтому впоследствии благодарные потомки могли бы, если бы захотели, изменить форму государственного устройства страны, однако принцип федерализма они последовательно продублировали потом во всех последующих конституциях РСФСР, СССР, РФ. А в соответствии с Уставом ООН уважение принципа равноправия и самоопределения народов для развития дружественных отношения между нациями ныне является одной из целей этой организации. Хотя разный подход к Косово и Крыму об этом не свидетельствует.

В этой связи примечательно, что сказал И.В. Сталин члену Президиума ЦК Д.И. Чеснокову за несколько дней до своей кончины: «Вы должны в ближайшее время заняться вопросами дальнейшего развития теории. Мы можем что-то напутать в хозяйстве. Но так или иначе мы выправим положение. Если мы напутаем в теории, то загубим всё дело. Без теории нам смерть, смерть, смерть!..». Похоже, дело гибнет.

Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽
Шмаков Денис Игоревич
Подписчиков 176
05.06.2024, 13:48
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг534.7к
Масоны: происхождение и тайны движенияМасонство — это одно из самых загадочных ...
Подробнее
Неинтересно
-1
19
Анна
Подписчиков 115
07.02.2024, 21:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг23.4к
Иногда получение водительских прав может оказаться сложным заданием, требующим множества подготовки и навыков.
Подробнее
Неинтересно
-1
11
Шмаков Денис Игоревич
Подписчиков 176
05.06.2024, 13:48
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг534.7к
Масоны: происхождение и тайны движенияМасонство — это одно из самых загадочных ...
Подробнее
Неинтересно
-1
19
Лавренко Валентина Васильевна
Подписчиков 707
11.05.2024, 23:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.4М
Недавно с одной студенткой 2 курса колледжа, будущего преподавателя дополнительного ...
Подробнее
Неинтересно
0
11
Хохлов Даниил Андреевич
Подписчиков 36
02.04.2024, 23:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6832
Школа полный отстой. Вместо теории и внятных примеров вам будут читать ПДД и показывать ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Виталий Борисович
Подписчиков 1077
27.03.2024, 14:37
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.3М
Подробнее
Неинтересно
00:44
Поделитесь этим видео
0
0
Алена))
Подписчиков 1121
09.02.2024, 10:08
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг102.1к
При подходе к вопросу о начале времени и возникновении Вселенной, наука с помощью ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Ясиненко Алексадр Алексеевич
Подписчиков 29
07.02.2024, 15:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2256
Реинкарнация – это вера в возможность переселения души из одного тела в другое после смерти.
Подробнее
Неинтересно
0
0