Владимир
ВладимирПодписчиков: 4849
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.6М

Как русские конструкторы создали авиацию США

558 просмотров
86 дочитываний
58 комментариев
Эта публикация уже заработала 4,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Когда говорят про известных русских эмигрантов, особенно тех, кто внес вклад в развитие науки и техники, то чаще всего упоминают авиационных конструкторов, работавших в США. При этом, кроме Игоря Сикорского, мало кто из людей, всерьез не увлеченных историей авиации, назовет еще хотя бы пару фамилий.

Список же этот огромный. Даже в таких объемных трудах, как «Русская авиационная эмиграция» В. Михеева и «Золотая книга эмиграции», не все упомянуты.

Много места уделятьСикорскому, видимо, не стоит — о нем и так много знают. Можно лишь добавить, что основанная им фирма почти полностью состояла из русских эмигрантов (около двухсот человек), среди которых было немало известных людей. Они даже создали целый поселок с собственной школой, клубом, православной церковью и (!) русской оперой.

Не менее интересной фигурой был Александр Прокофьев-Северский. Он прославился не только как летчик, но и как талантливый организатор, создатель морской авиации на Балтике. Северский послужил прототипом «поручика Карповича» из книги «Повесть о настоящем человеке». Он был вторым в мире летчиком, который летал с протезом (первым был Юрий Гильшер).

В США Северский вместе с Александром Картвелли создал фирму Seversky Aircraft (тоже в основном из эмигрантов), позже Republic Aviation. Эта фирма создала знаменитый истребитель P-47 Thunderbolt и другие самолеты, включая состоящий ныне на вооружении A-10 Thunderbolt II.

Первый в США вертолет был построен фирмой Helicopter Corporation of America, которую создал Г. Ботезат. Фамилия вроде бы не русская, но звали-то его Георгий Александрович. Родился Ботезат в Санкт-Петербурге, родом из бессарабских дворян, и до революции уже считался одним из крупнейших специалистов по аэродинамике. Не все эмигранты из России уже были состоявшимися специалистами.

Например, Константин Захарченко лишь в 1916 году закончил Морской корпус. После революции уехал в США и уже в 1927 году со своим однокурсником Джеймсом МакДоннелом создал фирму, которая, правда, выпустила лишь один самолет. Захарченко уезжает в Китай, где создает конструкторское бюро и авиационный завод. По возвращении он снова возвращается к своему однокурснику в его фирму McDonnell Aircraft, где создает несколько уникальных вертолетов. Закончивший в 1908 году Киевский университет Михаил Струков уехал в США. В 1943 году создает там фирму Chase Aircraft, самым известным детищем которой стал военно-транспортный самолет C-123 Provider. Кроме фирм, созданных в США русскими конструкторами, на других предприятиях так же можно было встретить много русских фамилий.

На крупнейшей в то время американской фирме Curtiss-Wright с 1923 года работал конструктором Михаил Григорашвили. Позже он организует собственную небольшую фирму, занимавшуюся постройкой легких самолетов, а затем едет в Канаду, где на фирме Canadian Car and Foundry создаст свой собственный истребитель FDB-1. Так как его чаще всего упоминали как Майкла Грегора, то мало кто обращал внимание, что он был из России. До революции же Григорашвили был главным инженером завода, изготовляющего авиационные винты его собственной конструкции.

Потомок известного дворянского рода Борис Вячеславович Корвин-Круковский (почти вся семья расстреляна), военный летчик, пионер внедрения радио в авиации. В эмиграции он занимался как исследовательской деятельностью в области аэрогидродинамики, так и строил летающие лодки. 1925 году он становится вице-президентом фирмы EDO, работавшей в гидроавиации. Поплавки этой фирмы использовались в сотнях моделях гидросамолетов более чем двух десятков стран (включая СССР). Корвин-Круковский проявил себя и как конструктор, и как ученый, и как способный организатор. Он помог Сикорскому в создании его фирмы, в его компании нашло работу немало русских инженеров.

Самым массовым советским военно-транспортным самолетов в период Второй мировой войны и после нее был Ли-2, лицензионная версия американского DC-3 фирмы Douglas Aircraft. В создании этого самолета, как и других машин компании, принимал участие бывший студент Петроградского политехнического института, Владимир Клыков.

В другой американской компании, Glenn Martin, главным конструктором одной из лучших американских летающих лодок PBM Mariner был ученик Жуковского Михаил Ваттер. Позже Ваттер занимался противоракетной обороной и разработкой «шатлов». В фирме Consolidated работал Федор Калиш. Интересный факт — он был отправлен в СССР для налаживания там лицензионного производства летающих лодок «Каталина». В фирме Boeing разработкой крыла знаменитой «Летающей крепости», а позже и других самолетов занимался Янис Аккерман. И это лишь те, кто оставил наиболее заметный след в истории американской авиации.

Интересно

Проголосовали:37

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

58 комментариев
Понравилась публикация?
49 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 58
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Ваганов Максим Владимирович
Подписчиков 6411
сегодня, 11:34
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Что-то вдруг вспомнил легендарный фильм с Михаилом Евдокимовым "Не послать
Подробнее
Неинтересно
0
5
Виктория
Подписчиков 477
сегодня, 11:29
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.1М
Инаугурация президента России Владимира Путина состоится 7 мая. Впервые он принимал присягу в мае 2000 года.
Подробнее
Неинтересно
-1
11
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7124
сегодня, 09:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг8.3М
Несмотря на приход весны, у многих остается ощущение внутреннего опустошения, когда не радуют ни работа,...
Подробнее
Неинтересно
0
38
Казак Анатолий
Подписчиков 7026
вчера, 17:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.8М
Добрый день или добрый вечер уважаемые читатели!
Подробнее
Неинтересно
0
47
Николай Che🍒решнев.
Подписчиков 6200
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.7М
Здравствуйте, дорогие читатели! Я очень рад, что вы решили уделить немного времени моей страничке.
Подробнее
Неинтересно
0
85
Карина Юрьевна
Подписчиков 5830
вчера, 15:54
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.2М
Здравствуйте, дорогие читатели! Безусловно, брак и семейная жизнь - тяжелая ...
Подробнее
Неинтересно
-1
83
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 15866
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг23.2М
В каких случаях завещание не может быть признано недействительным? Или о том, как мне удалось доказать,...
Подробнее
Неинтересно
0
76
Москвитина Валентина Витальевна
Подписчиков 26319
вчера, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг20.9М
Все школьные каникулы я проводила у бабушки в деревне Красавка Турковского района Саратовской области.
Подробнее
Неинтересно
0
50
Карина Юрьевна
Подписчиков 5830
вчера, 17:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.2М
Новые правила призыва: что ждет военнообязанных с 2024 года
Подробнее
Неинтересно
0
28
Александр
Подписчиков 8769
вчера, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.1М
Я коммунист. А задача каждого коммуниста и честного человека сделать ХХ1 век веком социализма!
Подробнее
Неинтересно
-1
95
Бабкин Михаил Александрович
Подписчиков 66390
вчера, 13:14
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг26.1М
С каждым разом Центральный Банк России все сильнее ужесточает контроль над банковскими операциями.
Подробнее
Неинтересно
0
35
Ваганов Максим Владимирович
Подписчиков 6411
сегодня, 11:34
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Что-то вдруг вспомнил легендарный фильм с Михаилом Евдокимовым "Не послать
Подробнее
Неинтересно
0
5