Денисов Георгий Игоревич
Денисов Г. И. Подписчиков: 2

К вопросу о дальнейшей перспективе развития института медиации

39 дочитываний
3 комментария

Институт медиации известен России ещё со средних веков. В настоящее время законодательное регулирование данной процедуры закреплено в Федеральном законе от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о Медиации). Там же и содержится легальное определение медиации, которая представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

В связи с принятием Закона о Медиации были внесены поправки в различные нормативно-правовые акты, таким образом расширившие сферу использования этой процедуры.

Согласно, последней опубликованной в 2015 году Справке о практике применения судами Закона о медиации судами общей юрисдикции по первой инстанции было рассмотрено с вынесением решения (судебного приказа) более 15 тыс. гражданских дел и дел, возникающих из публичных правоотношений. При этом лишь 0,007 % от числа рассмотренных споров были урегулированы с помощью медиации. Эта цифра ничтожно мала. Все по той же информации Верховного суда РФ, в 1 115 делах была применена медиация, и в 916 делах на основе медиативного соглашения было утверждено мировое соглашение, т. е. успех составил 82 %.

Соответственно, возникает вопрос: «почему при столь высоких данных результативности, отмечаются столь низкие показатели обращения к процедуре?». В научной литературе это связывают со следующими проблемами:

1) в Законе о медиации отсутствуют императивные нормы, устанавливающие правила проведения процедуры медиации;

2) отсутствует возможность принудительного исполнения медиативного соглашения, если процедура медиации проводилась без передачи дела в суд;

3) недоверие граждан к самой процедуре медиации;

4) Закон о Медиации не устанавливает необходимость получения сторонами квалифицированной юридической помощи в процедуре медиации, содержит запрет на оказание такой помощи медиатором;

5) отсутствие централизованной системы альтернативной процедуры разрешения споров.

Однако, необходимо отметить, что недавно вступил в законную силу Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту ФЗ-197) , ст. 7 которого вносит следующие изменения в Закон о Медиации. Во-первых, законодатель увеличил сферу применения процедуры, добавив ещё и административные правоотношения. Во-вторых, в ст. 12 Закона о Медиации внесли дополнительный п. 5 следующего содержания: «Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа», тем самым теперь достаточно обратится к судебным приставам за принудительным исполнением договоренности, если она удостоверена нотариусом, что в свою очередь решает вопрос о возможности принудительного исполнения медиативного соглашения. В-третьих, включили в ст. 16 Закона о медиации ч. 1.1., которая добавляет новый специальный субъект осуществления альтернативной процедуры урегулирования споров в виде судей, пребывающих в отставке, а также создания их реестра, которые изъявили желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе.

Таким образом, данные нововведения решают лишь малую часть проблем. Полагаю, это связано с тем, что законодатель поставил следующую цель на данный этап: вызвать интерес и доверие граждан к процедуре медиации, а не решения актуальных пробелом в этой сфере.

Однако, считаю, более правильным действием со стороны государства будет, передача правового института медиации в совместное ведение адвокатуры и нотариата.

Таким образом, при возникновении спора граждане обращаются за квалифицированной помощью к адвокатам, те предлагают при возможности использовать процедуру медиации. При согласии спорящих стороны, адвокаты обращаются к нотариусу, который в свою очередь назначает встречу, тем самым происходит реализация самой процедуры медиации. После нахождения компромисса, адвокаты и нотариус предлагают заключить медиативное соглашение. Перед подписанием, нотариус проводит с каждым спорящим лицом беседу, в которой разъясняет права и обязанности по новому соглашению. Если обе стороны согласны, подписывается соглашение, на котором также будут ставиться подписи адвокатов и впоследствии удостоверяться нотариусом. Согласно уже введенным изменениям удостоверенное медиативное соглашение будет иметь возможность принудительного его исполнения. Однако, хочется отметить, что спорящие стороны, нашедшие компромисс до обращения за юридической помощью к адвокатам, смогли напрямую обратиться к нотариусу за заключением и удостоверением медиативного соглашения.

Таким образом, представленная нами новая модель осуществления процедуры медиации в первую очередь решит проблемы, связанные с отсутствием закрепленного порядка её проведения и необходимости получения до подписания квалифицированной юридической помощи. Помимо этого, появится централизованная система альтернативной процедуры регулирования споров в связи с передачей указанного института в совместное ведение и как следствие у людей возникнет интерес и доверие к использованию процедуры медиации.

3 комментария
Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
DELETE

"Институт медиации известен России ещё со средних веков": предоставьте, пожалуйста, доказательства (или, хотя бы, ссылки на источники, литературу)

раскрыть ветку (0)
DELETE

Отличная публикация.

DELETE

Как Вы считаете, в юридической (правовой) публикации должны всё же быть ссылки на источники, откуда её размещающий черпает информацию?

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)