Налогообложение коммерческих сделок между казахстанскими и российскими компаниями
В соответствии с преамбулой к закону РК «О трансфертном ценообразовании» (далее-Закон), «настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при трансфертном ценообразовании, в целях предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями.
В соответствии с подп.31 ст.2 Закона, «международные деловые операции - экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров; сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения; сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг». В соответствии с позицией, содержащейся в ответе Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 26 января 2017 года на вопрос от 25 января 2017 года № 453834, указанная Вами сделка является международной деловой операцией по оказанию услуг. В соответствии с подп.1 п.1 ст.3 Закона, по международным деловым операциям осуществляется контроль при трансфертном ценообразовании. В соответствии с подп.25 ст.2 Закона, «трансфертная цена (трансфертное ценообразование) - цена, которая формируется между взаимосвязанными сторонами и (или) отличается от объективно формирующейся рыночной цены с учетом диапазона цен при совершении сделок между независимыми сторонами, подлежащая контролю в соответствии с настоящим Законом». Таким образом, исходя из вышеуказанного подпункта, даже при отсутствии факта взаимосвязанности между сторонами международной деловой операции, соответствующая цена будет подлежать контролю на основании Закона. В соответствии с п.2 ст.3 Закона, «контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами: 1) мониторинга сделок; 2) проверок; 3) иных
процедур, установленных законами Республики Казахстан». В соответствии с п.2 ст.6 Закона, «мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным органом». Соответствующий перечень в настоящее время установлен приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 194 и не включает в себя услуги, затрагиваемые в Вашем вопросе.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона, «уполномоченные органы проводят проверки по вопросам трансфертного ценообразования в следующих случаях:
1) при установлении отклонения цены сделки от рыночной цены;
2) на основании информации о фактах применения трансфертных цен, полученных от государственных органов;
3) при проведении проверок, осуществляемых уполномоченными органами по вопросам соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан в случае отсутствия источников информации по рыночным ценам».
В соответствии с п.1 ст.10 Закона, «при установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены с учетом диапазона цен в ходе проведения проверок уполномоченные органы производят корректировку объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. В соответствии с подп.2 ст.2 Закона, «диапазон цен - ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации в порядке, установленном настоящим Законом». В соответствии с п.1 ст.12 Закона, «в целях определения рыночной цены используется один из следующих методов: 1) метод сопоставимой неконтролируемой цены; 2) метод «затраты плюс»; 3) метод цены последующей реализации; 4) метод распределения прибыли;5) метод чистой прибыли». В соответствии с п.2 ст.12 Закона, «при невозможности применения метода сопоставимой неконтролируемой цены последовательно применяется один из методов, указанных в пункте 1 настоящей статьи». Таким образом, основным методом для определения рыночной цены является метод сопоставимой неконтролируемой цены. Для подробного уяснения содержания данного метода необходимо ознакомление со ст.13 Закона. В целом же данный метод заключается в сравнения цены сделки на товары (работы, услуги) с рыночной ценой по идентичным (а при их отсутствии - однородным) товарам (работам, услугам), взятой из определенных источников информации. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.18 Закона, в качестве таких источников информации используются источники информации в следующей очередности: 1) официально признанные источники информации о рыночных ценах; 2) источники информации о биржевых котировках; 3) данные государственных органов, уполномоченных органов
других государств и организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены; 4) информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования, информация, предоставляемая участниками сделок, и иные источники информации. При этом, такому сравнению предшествует специальная корректировка соответствующих цен для обеспечения сопоставимости экономических условий их формирования. В соответствии с п.2 ст.13 Закона, сравнение цены реализации с рыночной ценой осуществляется только с соответствующим рынком товаров (работ, услуг) вне зависимости от страны регистрации покупателя. В соответствии с подп.5 ст.2 Закона, «соответствующий рынок идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) - рынок назначения (поставки) товара (работы, услуги), на котором формируется рыночная цена, или рынок, на базе которого на рынке назначения (поставки) товара (работы, услуги) объективно формируется и (или) определяется рыночная цена». По нашему мнению, в данном случае таким рынком будет являться рынок Республики Казахстан, т.е. для сопоставления с ценой сделки (ставка вознаграждения, комиссии) будет использоваться рыночная цена соответствующей услуги (получение и пользование займом) в Республике Казахстан.
Что касается вопроса в части соответствия установленной в договоре ставки вознаграждения в размере 9,5% годовых казахстанским правилам трансфертного ценообразования. В соответствии с подп.3 п.10 ст.10 Закона, «корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, не производится при отклонении цены сделки от рыночной с учетом диапазона цен в случаях установления по решению Правительства Республики Казахстан цены сделки и (или) порядка (методики) ценообразования. Методики ценообразования, принятые к настоящему времени на основании вышеуказанной нормы права, не предусматривают правил формирования цены для указанного в Вашем вопросе случая. Таким образом, дать здесь однозначный ответ о соответствии ставки вознаграждения в 9,5 % рыночному значению и о возможности доначисления дополнительного налога не представляется возможным.