Оценка профессиональных рисков: основные методы.
Система управления охраной труда в организации должна включать процедуру управления профессиональными рисками. Как поступить, если риски не выявляются? Решение данного вопроса заключается в оптимальном выборе методики выявления и оценки рисков, а также поддержке руководством организации данного процесса. Все методы можно разделить на три категории: качественные, количественные и смешанные:
Качественные методы оценивают тяжесть последствий, вероятность и частоту риска по уровням: «фатальный», «высокий», «средний» и «низкий». Качественные методы основаны на субъективном суждении на основе опыта и практики. Сравнительную оценку проводят по критериям, установленным экспертами. Необходимо зафиксировать четкие и понятные разъяснения всех используемых терминов и принципов.
Количественные методы оценивают влияние последствий, их вероятности с использованием математических способов определения величины. Значения получают в величинах, которые установили при разработке метода.
Смешанные методы используют числовую шкалу для оценки последствий, вероятности и их сочетания. Шкалы могут быть линейными, логарифмическими, матричными или построены по другим принципам.
В процессе управления профессиональными рисками, можно использовать как один, так и несколько методов оценки рисков, в зависимости от того, какая необходима глубина и детализация оценки. Чтобы выбрать подходящий метод, требуется оценить ситуацию в организации, финансовые и трудовые ресурсы и характеристики методов выявления и оценки риска. Чем больше временных, финансовых и информационных ресурсов, тем меньше потребуется трудозатрат работников. Если в организации есть достаточное количество информационных данных в области охраны труда и высококвалифицированные специалисты, которые смогут провести выявление и оценку рисков без ошибок, то имеет смысл выбрать метод с высоким показателем по детализации.
Выбирать метод оценки рисков следует также и в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности. Простой правильно применённый метод обеспечит лучшие результаты, чем сложная процедура, которую проведут с ошибками. Усилия по оценке риска должны соответствовать уровню анализируемого риска. Если сотрудники организации сидят в офисе в комфортных условиях, достаточно применить методы с низкой сложностью. Это ускорит процесс и снизит трудозатраты.
Если же сотрудники выполняют работы, связанные с вредными и опасными производственными факторами, риск для их жизни и здоровья возрастает. Последствия происшествий носят более серьезный характер, так как работники могут получить травму. Поэтому в этом случае применяют более чувствительные и подробные способы для анализа риска, то есть по данному фактору метод должен быть средней или высокой сложности. При этом даже для сложных систем на начальных этапах для получения данных можно использовать простые методы, такие как «мозговой штурм» или «метод чек-листов (контрольных листов)».
Если руководство компании готово выделять значительные финансовые средства на оценку рисков, можно обратиться за помощью к специализированным организациям, у которых есть опыт и навыки в управлении рисками. Также можно привлекать лаборатории, чтобы провести инструментальные измерения для количественных оценок.
Все выявленные опасности и оцененные риски – это потенциальные несчастные случаи различной степени тяжести и исхода, которые могут быть предотвращены в случае выполнения мероприятий по снижению/устранения риска. Задача работодателя - организовать процесс выявления опасностей с последующей разработкой и выполнением мероприятий по снижению/устранения риска в кратчайшие сроки.
Национальные стандарты содержат рекомендации для работодателей по более чем 30 методам выявления и оценки рисков. В других странах эксперты применяют более 80 методов. Самый популярный из всех - метод «чек-листов» в сочетании с «матричным методом». Выявление риска для последующей оценки данным методом проводится с заполнением чек-листа (контрольного листа, формы выявления опасности).
Для определения категории, величины и приемлемости риска, на основе выявленной опасности, используется матрица оценки рисков, определяющая оценку риска путем перемножения величин трёх критериев:
потенциальная тяжесть последствий;
вероятность
частота возникновения риска.
Потенциальная тяжесть последствий определяется как максимальная величина ущерба, которая может быть потенциально нанесена здоровью человека при возникновении риска. Потенциальная тяжесть последствий включает пять уровней или величин:
тяжесть с величиной 5. Травма со смертельным исходом.
тяжесть с величиной 4. Травма с потерей трудоспособности ≥ 30 дней или полная потеря трудоспособности (инвалидность).
тяжесть с величиной 3. Травма с потерей трудоспособности < 30 дней.
тяжесть с величиной 2. Оказание медицинского лечения или временное ограничение трудоспособности.
тяжесть с величиной 1. Незначительное повреждение, требующее оказание первой помощи.
Для определения вероятности возникновения риска используется матрица оценки рисков. Вероятность возникновения рисков включает в себя 6 уровней или величин. В зависимости от мер управления применяемых к риску, устанавливается определённая вероятность возникновения риска:
вероятность 5. Высокая. Отсутствуют какие-либо меры управления риском.
вероятность 4. Вероятная. Применяются только административные меры управления риском: технологические инструкции, локальные инструкции по охране труда и промышленной безопасности, планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, проводятся контрольные проверки/инспекции, применяются необходимые СИЗ.
вероятность 3. Возможная. Организационные меры управления риском: обучение и аттестация персонала, допуск к работе только уполномоченного персонала, ограничение и контроль доступа персонала к опасным факторам, система нарядов допусков, использование предупредительных устройств (разметка; оградительная лента; знаки; таблички; бирки; наклейки) и т.д.
вероятность 2. Отдалённая. Разработаны и используются безопасные методы работы: инструменты дистанционного доступа (крюки стропальщиков, измерительная/контрольная аппаратура), точки анкерного крепления, площадки для безопасного доступа и работы на высоте, используются устройства изоляции энергии, постоянный контроль атмосферы при работе в замкнутом пространстве; применение пожаро-, взрывозащищенного оборудования; аварийная и предупредительная сигнализация.
вероятность 1. Маловероятная. Применены инженерно-технические меры управления риском, направленные на физическую защиту работника от опасных производственных факторов: защитные ограждения, барьеры, экраны, световые завесы, аспирационные системы, блокировочные устройства, предохранительные клапаны, устройства дистанционного управления и т.д.
вероятность 0. Невозможная. Опасность устранена в источнике. Устранены опасные факторы: изменен или прекращен производственный процесс, устранено рабочее место (выполнение операции от человека передано роботу, процесс полностью автоматизирован).
Частота риска оценивается как периодичность возникновения данного события в процессе трудовой деятельности. Частота риска разбита на 5 уровней/величин:
частота риска 5. Продолжительное воздействие. Раз в смену или чаще.
частота риска 4. Постоянное воздействие. От 1 раза в сутки до 1 раза в неделю.
частота риска 3. Регулярное воздействие. От 1 раза в неделю до 1 раза в месяц.
частота риска 2. Периодическое воздействие. От 1 раза в месяц до 1 раза в год.
частота риска 1. Редкое воздействие. От 1 раза в год и реже.
Величина риска определяется путем перемножения 3-х рассчитанных величин критериев для одного риска: Тяжесть последствий (Т) х Вероятность возникновения (В) х Частота риска (Ч). Максимальная величина риска = В 5 * Т 5 * Ч 5 = 125, что подразумевает высокую вероятность потенциального смертельного исхода сотрудника в результате продолжительного воздействия опасности и отсутствие каких-либо мер управления риском.
Категория и приемлемость риска являются основными индикаторами результатов оценки риска в принятии решения работодателем о приоритетном выделении финансовых средств и персонала на выполнение мероприятий по снижению/устранению риска.
Фатальный и высокий риски считаются неприемлемыми (черные и красные зоны матрицы). Фатальный риск (красная зона матрицы) имеет высший приоритет. Требуется незамедлительное вмешательство руководства предприятия для устранения риска или снижения риска и установления эффективных мер его управления.
Высокий риск имеет высший приоритет. Требуется незамедлительное вмешательство руководства структурного подразделения для устранения или снижения риска и установления эффективных мер его управления.
Средний риск считается условно-приемлемыми. Требуется вмешательство руководства структурного подразделения для снижения риска до минимальной величины риска.
Низкий риск считается приемлемым. Требуется вмешательство руководства структурного подразделения для снижения риска до минимальной величины риска, а также для исключения перехода выявленной опасности в условно-приемлемые или неприемлемые риски.
Тема профессиональных рисков уже совсем не новая, однако в 2019 году интерес работодателей был сильно подогрет к проведению данной процедуры СУОТ. Это вызвано, в первую очередь, введением риск-ориентированного подхода. Во-вторых, повышением уровня ответственности руководителей организаций. В-третьих, привлечением к административной ответственности после проверок инспекторов по труду.
Отсутствие единой законодательно установленной методики оценки профессиональных рисков (и вместе же с этим обязанность ее проводить) заставило работодателей перечитывать государственные стандарты с целью разработать свои локальные нормативные акты по управлению рисками. В итоге сформировался список документов, которые содержат методы оценки профессиональных рисков:
OHSAS 18001:2007 (он же ГОСТ Р 54934-2012) «Система менеджмента безопасности охраны труда и охраны здоровья»;
OHSAS 18002:2008 «Система менеджмента безопасности и охраны здоровья. Руководство к применению»;
BS 18004:2008 «Руководство по достижению эффективности в области безопасности труда и охраны здоровья»;
ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Определение опасностей и оценка риска»;
ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты»ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска»ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты».
Конечно, это не окончательный список. В ближайшее время появятся еще множество методов оценки профессиональных рисков, среди которых, как мы надеемся, будет единый, принятый законодательно.
Полезна ли эта статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты