90% детей нуждаются в защите от мошенников, использующих банковские карты

Из молодых, а ранние
Стремительный рост заманчивых возможностей предлагают банки, и уже сегодня 70% подростков до 14 лет платят электронными деньгами, а к совершеннолетию 90% являются клиентами платежных систем.Многие кредитные организации также предлагают специальные продукты для несовершеннолетних клиентов: карты могут выпускаться детям в возрасте от 6 до 14 лет как дополнительные к счету родителей, а с оформлением паспорта подросток получает возможность самостоятельно пользоваться даже депозитными продуктами. Об этом говорят результаты исследования, проведенного экспертами QIWI.
Зачем это нужно
Банки утверждают, что это помогает развить финансовую грамотность. А социологи предупреждают: излишнее увлечение безналом ведет к безответственному потреблению.
Чаще всего электронными деньгами дети расплачиваются за мобильную связь, покупки в интернет-магазинах и онлайн-игры.
Доля пользующихся электронными деньгами среди детей даже выше, чем среди взрослого населения. Косвенно об этом свидетельствует и статистика Центробанка. По его данным, около 87% совершеннолетних имеют счет в финансовой организации. При этом наличие накоплений в банке необязательно означает, что клиент пользуется картой или другими средствами электронных платежей.
Юными пользователями интересуются не только финансовые организации, но и злоумышленники. Каждая 10-я жертва кибермошенников — это граждане в возрасте до 20 лет, следует из данных аналитического доклада компании, принадлежащей Сбербанку.
В специальной информационной программе Сбербанка говорится, что карту своему ребенку оформить можно, но следует проинформировать его об угрозе мошенничества, а также лимитировать расходы. Кроме того, существуют особые специфические риски карт для детей — например, они могут потерять ощущение реальности денег и тратить больше, чем необходимо.
Кто предлагает свои продукты
Пластик для несовершеннолетних предлагают многие финансовые организации. В ВТБ можно оформить дебетовую карту для детей. Причем клиенты в возрасте от 14 лет могут сделать это самостоятельно, а от 10 — только в сегменте «Прайм» в качестве виртуальной карточки к счетам родителей, когда они могут установить ограничения и отслеживать все операции, которые совершает ребенок.
С 6 до 14 лет детская карта оформляется как дополнительная к карте родителя, а с 14 лет ее можно выпустить к основному счету ребенка, по сообщению специалистов Райффайзенбанка.
Сбербанк предлагает аналогичный продукт. При этом там дополнительная карта лишена доступа к мобильному банку, а родители могут изменить лимиты.
Специальных детских продуктов у «Яндекс. Денег» нет, пояснили в пресс-службе компании. Открыть кошелек и выпустить карту может любой пользователь Интернета, добавили там. После получения паспорта можно пройти идентификацию и повысить статус, расширив перечень доступных операций.
Многие банки готовы к развитию финансовой грамотности у подростковой аудитории. Однако ребенок распоряжается деньгами, не ощущая трудозатрат на их зарабатывание. Дети не задумываются об остатке на счете, потому что если понадобится, родители добавят. У маленького потребителя не формируется баланс «доходы — расходы».
Тонко!
Когда в будущем ребенок будет решать, в каком банке брать заем или хранить деньги, скорее всего, он выберет знакомую организацию, финансисты это понимают, поэтому стараются выпускать продукты, доступные и интересные для детей и подростков.
Банки были бы рады выпускать карты хоть для младенцев, но для этого нужны поправки в действующее законодательство. Более того, карта, привязанная к родительскому счету, — более удобный и безопасный вариант для семей.
Дети в возрасте от 6 до 14 лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.
С момента получения паспорта и до наступления совершеннолетия подросток вправе без согласия родителей открывать вклады в кредитной организации и распоряжаться средствами на счетах, информируют эксперты.
Некоторые банки требуют согласия официальных представителей, чтобы заключить банковский договор с ребенком, достигшим 14 лет. Это незаконная практика, и гражданин может обратиться в суд за защитой своих прав.
Время действовать
Банки бросили силы на борьбу с мошенничеством. По словам их представителей, все требования к информационной безопасности банков уже выполняются, но клиентов зачастую обманом заставляют добровольно переводить средства — бороться с этим можно, только повышая финграмотность.
В прошлом году был зафиксирован бум мошенничеств, совершенных с использованием методов социальной инженерии в крупнейших российских банках. Часто злоумышленники звонят жертвам и от лица сотрудника кредитной организации уговаривают или вынуждают их назвать код подтверждения операции из SMS — в итоге клиент сам сообщает всю необходимую для хищения денег информацию. Эффективнее всего бороться с таким выводом средств, повышая осведомлённость россиян о подобных опасностях.
Чем лучше банки продумают процесс обучения, тем больше шансов, что люди в дальнейшем будут успешнее избегать мошеннических ловушек, уверены в регуляторе.
Школьники и студенты — одна из пяти групп, представители которых чаще всего попадают на удочку социальной инженерии, сказано в ежегодном отчете подразделения ЦБ. Этот тип жертв описывается так: доверчивые, расточительные, импульсивные, склонные к риску, а также отличающиеся противоречивой самоидентификацией.
В современном цифровом мире формировать навыки кибербезопасности нужно с юности, поскольку недостаточный уровень осведомленности россиян приводит к росту мошенничеств в банковской сфере. Финансовые организации работают в двух направлениях: с одной стороны, усиливают защиту антифрод-системы, а с другой — постоянно рассказывают на открытых лекциях, в рассылках и в соцсетях о том, какие меры предосторожности необходимо соблюдать и как правильно вести себя в подозрительных ситуациях.
Студенты представляют одну из наиболее привлекательных категорий клиентов, которая обладает большим потенциалом. Бывшие выпускники школ стремятся к самостоятельной жизни и заработкам, при этом они наиболее часто используют новейшие платежные системы, активно применяют карты и мобильные приложения.
Мошенники, которые воруют деньги с банковских карт с помощью социальной инженерии, постоянно совершенствуют свои способы, как украсть деньги с чужой карты. Потому это еще одна тема борьбы со злоумышленниками, которая требует внимания взрослых для обеспечения безопасности ребенка в этом мире.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Полная ложь, что банки борются с мошенничеством.
.
Как-то не вяжется...
Уважаемый Федор, как по-моему, не стоит дожидаться когда все 90% детей, которые пользуются банковскими картами, уже войдут в число тех, что каждый 10-й как жертва кибермошенников. Потому и стоит превентивно позаботиться о них.
Ирина Ивановна, давайте не будем с больной головы на здоровую...
В моём комментарии лишь о несоответствии заголовка содержанию публикации и не более того.
С уважением за заботу о подрастающем поколении, дедушка Фёдор
Если взрослых людей обманывают, то что же говорить о детях.
Меня это не убедило.
Что именно, Анатолий Иванович?
Дети должны быть детьми... а не гномами с картами. Что вы плохо соображаете или жизнь у вас не удалась, т.к. не было карт? Давали деньги родители на карм. Расходы и все было отлично. Не надо с детства приучать ребенка к картам. Была бы возможность-сам бы получал деньки как раньше в кассе предприятия, живые деньги! И мошенников не было бы и незаконного съема денег.