Навязанные платные подписки и услуги на абонентском номере. Что делать?

Удел богатых мира сего
Редко у кого есть привычка следить за правильностью списания денег с номера своего мобильного телефона, чаще полностью доверяю своему тарифному плану и соблюдению со стороны сотового оператора закона "О защите прав потребителей". Баланс пополнили, а когда пришло смс-сообщение о необходимости снова пополнить баланс, мы бежим и "закидываем денежку", чтобы не остаться без связи.
Списываются деньги – значит так и должно быть: наговорили, отправили смс-сообщений, интернет-трафик "скушал" и т.д. Да и некогда нам считать каждую копеечку-то. Больше времени на это потратим! Других, более занятных вещей в нашей жизни достаточно, чтобы обращать внимание на такие мелочи.
Да еще и непонятные неинтересные и занудные смски приходят, информационного, рекламного содержания, которые вряд ли кто-то читает от начала и до конца, а чаще совсем на них не реагирует: пришло с трехзначного (четырехзначного) номера – удалил. Нет времени на эту ерунду.
Для нас это копеечки (не для всех)! А для сотового оператора? Так с каждого абонента по рублю, а то и больше... Представили?
Случай из практики
Гражданин Б. являлся пользователем услуг мобильной связи, оказываемых сотовым оператором В. (данный сотовый оператор является крупной компанией, в связи с чем нецелесообразно указывать ее название). Гражданину Б. неоднократно приходили смс-сообщения с коротких номеров, на которые он не сразу обращал внимание, принимая их за очередную рекламу. Но случайно при очередном смс-сообщении ему в глаза бросилась фраза "Вам подключена платная подписка...".
Открыв список сообщений от данного номера, Б. увидел, что оно не первое, и имеются уже уведомления о шести подключенных платных подписках, которые самостоятельно не подключал, согласие на их подключение не давал.
Войдя в личный кабинет на официальном сайте сотового оператора, Б. самостоятельно отключил ненужные подписки. Но через несколько дней снова история с смс-сообщениями с коротких номеров повторилась, и новые платные подписки снова были подключены, причем тогда, когда сам сотовый телефон находился в состоянии блокировки экрана (то есть какие-либо операции – звонки, смс, выход в интернет не осуществлялись).
Связавшись с дежурным оператором сотовой связи, Б. объяснил свою проблему, оставив заявку о возврате необоснованно списанных денежных средств. Однако через день с ним связался специалист сотового оператора, который сообщил о рассмотрении поданной заявки и отказе в возврате денег. На вопрос, каким образом подключаются данные платные услуги без согласия абонента, специалист ответил: данные услуги могли быть подключены – ВНИМАНИЕ! – случайным кликом при использовании мобильного Интернета. Напомню, в то время, когда подключались данные услуги, сотовый телефон находился в состоянии блокировки экрана, выход в мобильный Интернет не осуществлялся.
При очередном пополнении отрицательного баланса телефона обнаружилось моментальное списание 30 рублей. Гражданин Б. снова связался с оператором, который пояснил, что данная сумма списана в качестве "корректировки", то есть за ранее предоставленные платные услуги.
Таким образом, только лишь с момента обнаружения необоснованного списания денежных средств с номера мобильного телефона в течение чуть больше полутора месяцев со счета гражданина Б. улетело 280 рублей. Сумма, конечно, не существенная, но ситуация оказалась принципиальной.
Гражданин Б. обратился в главный офис оператора сотовой связи с претензией по услугам мобильной связи, сославшись на нарушение со стороны сотового оператора закона РФ "О защите прав потребителей", а именно п. 3 статьи 16:
Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В претензии были указаны все обстоятельства подключения платных услуг без согласия абонента, необоснованные списания денежных сумм, приведены ответы специалистов, которые неоднократно убеждали в обоснованности списания денег за услуги, подключенные псредством случайного клика.
При этом случайный клик не может быть расценен как добровольное подключение платных услуг, как этого требует Закон.
Кроме того, Б. указал, что его несогласие на подключение платных услуг подтверждается неоднократными заявками специалистам сотового оператора на их отключение и возврат денег.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ:
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Не поленившись произвести расчет, в претензии Б. также указал на необходимость возвратить проценты в размере 3 рубля 15 копеек.
В соответствии со ст. 151, 1099–1101 ГК РФ, предусматривается возможность компенсации морального вреда.
Причиненный моральный вред Б. обосновал своими переживаниями по несвоевременному возврату указанных денежных сумм, затратами личного времени (в том числе рабочего) на устранение проблем, связанных с необоснованным подключением платных услуг, времени ожидания ответов сотовых операторов и специалистов, оценив его в 1000 рублей.
Оплату основного долга, процентов и сумму морального вреда гражданин Б. в претензии просил произвести путем корректировки баланса его телефонного номера.
Также было указано, что в случае неурегулирования возникшего спора в досудебном порядке Б. оставляет за собой право на обращение с исковым заявлением в судебный участок мирового судьи по месту своего жительства для восстановления нарушенного права, ссылаясь на п. 7 ст. 29 ГПК РФ:
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 30 настоящего Кодекса.
Претензия направлена почтовой связью заказным письмом, копии платежных документов по отправке претензии также направлены сотовому оператору.
Две недели спустя гражданину Б. поступил звонок от представителя сотового оператора, который признал факт необоснованного списания денежных средств, согласился урегулировать возникший спор во внесудебном порядке путем взаимных уступок: возврат основного долга, процентов и затрат на почтовое отправление претензии будет осуществлен путем корректировки баланса телефонного номера Б., при том условии, что Б. откажется от требования возмещения морального вреда.
Таким образом, учитывая принципиальность самого вопроса, а не корыстной составляющей, Б. удалось не только избавиться от навязанных платных подписок, но и вернуть необоснованно списанные деньги с телефонного номера. Кроме того, оператором сотовой связи разъяснено, что Б. может подключить контентный лицевой счет, который является вторым (помимо основного счета) со своим самостоятельным балансом. За все платные подписки списания производятся только с этого счета, который может оставаться нулевым. И только при пополнении контентного лицевого счета платные подписки будут действовать.
Ранее о данной функции гражданину Б. специалистами сотового оператора не сообщалось.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Хорошая публикация. Актуальная в наше время. Ведь мало кто отслеживает эти данные. А подписки, вообще, появляются из ниоткуда и люди должны быть осведомлены о том как поступать.
Лайф и мтс часто втихаря так делают.
Как показала практика, наличие контентного счёта не спасает от платных подписок.
Вот список "секретных" опций Мегафона, доступных только при обращении через салон, в чате с оператором (кол-во опций видимо зависит от тарифа; на разных номерах подключалось разное количество): Отказ от USSD рекламы; Отказ от предложений оператора в SMS, MMS, E-mail; Отказ от предложений партнеров в SMS, MMS; Отказ от телемаркетинга оператора; Отказ от уведомлений оператора в сервисных SMS; Отказ от уведомлений оператора в сервисных USSD. Кстати, при этом надо следить (не запомнил точное название), чтобы вовремя отключить "навязанную" опцию, блокирующую отправку сервисного СМС абоненту, информирующего об изменении на тарифном плане.
Мне такой же был ответ, по подключенной без моего ведома услуге, что я какую-то кнопочку случайно нажала.
Крайне полезная статья. У меня та-же проблема с билайном, теперь я знаю как их пригвоздить по букве закона. Большая благодарность автору статьи. Вы делаете великое дело в нашем просвещении в ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ!
.да, тема актуальна. Вот только как узнать у каких операторов можно подключить контентный лицевой счет.? Если запросить, скажут?! А может быть проще - ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОБЯЗАТЬ операторов получать от абонента НЕСКОЛЬКО подтверждений о согласии (как при удалении файлов и тп).