ПОПАЛИ В ДТП? ДЕЙСТВУЙТЕ!
Из участников дорожно-транспортного происшествия (ДТП) только водители более или менее знают свои права и обязанности. Пассажиры – в силу стрессового состояния, паники и юридической безграмотности оказываются в ситуации, выход из которой требует определенных навыков и знаний. Что делать в первые минуты аварии, к кому, кроме «скорой помощи», обращаться, с кого что требовать в последующем, кто уполномочен разрешать все вопросы, связанные с ДТП (имущественный ущерб, моральный вред и пр.)?
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) на своем сайте 04.12.2019 г. опубликовал письмо «Ответственность перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира на территории РФ», в которым разъяснял право пассажиров-потребителей транспортных услуг (независимо от того, оплачивали они перевозку самостоятельно или за них внесло такую плату третье лицо) на безопасность перевозок.
Вот некоторые из разъяснений с дополнением наших уточнений:
ПАССАЖИРЫ ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ:
● возврата или снижения стоимости перевозки;
● возмещения убытков в полном объеме, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества (юридические услуги, платные услуги связи, услуги перевозки, медицинские услуги и т.п.);
● выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу;
● компенсации морального вреда;
● рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требований) в 30-дневный срок (при оказании услуг автомо-бильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ДТП ИЛИ ПРИ ПРИЧИНЕНИИ ВРЕДА:
● настаивать на вызове уполномоченных сотрудников ГИБДД для надлежащего оформления происшествия или вы-звать самому по номеру 112;
● дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи;
● или обратиться к водителю для транспортирования вас в ближайшее лечебное учреждение,
● или самостоятельно незамедлительно обратиться в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи (при незначительных повреждениях), проинформировав об этом водителя или перевозчика;
● при наличии возможности провести фото-и/или видеофиксацию места в салоне транспортного средства, где был причинен вред, а также причиненные травмы или ущерб имуществу;
● обменяться контактными данными (номерами телефона, электронной почтой) с пассажирами или свидетелями ДТП. Это поможет доказать факт произошедшего события при последующих разбирательствах;
● в возможно короткие сроки обратиться по телефону к перевозчику (номер указан в билете и в салоне автомобиля), проинформировать его о произошедшем событии и причиненном вреде и в дальнейшем – получить информацию о сроках подготовки перевозчиком документа о произошедшем событии и месте его получения;
● хранить как зеницу ока билет до конца поездки – это не только проездной документ, но и является аналогом полиса страхования жизни и здоровья на основании Федерального закона от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;
● в возможно короткие сроки обратиться в страховую компанию, проинформировать о произошедшем событии и получить инструкции о дальнейших действиях;
● подготовить и подать претензию перевозчику (учитывая право на заявление требований, указанных выше);
● при отказе перевозчика (не водителя!) добровольно удовлетворить требования – обращайтесь в суд не позднее одного-двух месяцев ожидания. В ходе судебной защиты потребитель освобожден от госпошлины (при цене иска менее 1 млн. руб.), вправе требовать взыскание всех расходов, включая компенсацию морального вреда и оплату помощи адвоката.
РАЗМЕРЫ СТРАХОВЫХ ВЫПЛАТ:
В договоре обязательного страхования (который заключает перевозчик) страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем 2 025 000 руб. на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем 2 000 000 руб. на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем 23 000 руб. на одного пассажира.
