Оператор по обращению с ТКО не выполняет условия договора, куда обращаться?
Что означает, региональный оператор по обращению с ТКО?
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».
В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится, что после установления тарифа региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО – физическими и юридическими лицами.
Чем регулируется деятельность регионального оператора?
Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии выданной Управлением федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по региону, Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами региона, кроме того документы, регламентирующие работу регионального оператора:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Кто определяет цену, предоставляемой региональным оператором услуги?
Цена на услугу регионального оператора определяется в соответствии с:
- Федеральным Законом №89-ФЗ от 24 июня 1998 г "Об отходах производства и потребления"; Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г №484 «О Ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
- Приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2016 N 44544), Приказом регионального профильного министерства.
Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, применяющиеся в Вашем регионе.
Какие виды работ по обращению с ТКО относятся к компетенции регионального оператора?
Региональным оператором обеспечиваются сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. (Федеральный Закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 г "Об отходах производства и потребления")
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение.
Какие расходы входят в стоимость услуги регионального оператора?
При формировании стоимости услуги регионального оператора учитываются:
- Расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок;
- Стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки Отходов по утвержденным тарифам, в том числе плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- Собственные организационные (в т.ч. сбытовые) расходы регионального оператора.
Как начисляется оплата за услугу по обращению с ТКО?
Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из тарифа, утвержденного приказом регионального профильного министерства и нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории региона.
При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:
- Среднегодовая норма накопления ТКО в частном секторе за год;
- Утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;
- Количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире (индивидуальном жилом доме).
Какие нарушения могут быть со стороны оператора?
Весь перечень обязанностей указан в типовом договоре, с которым можно ознакомиться в том числе на сайте своего регионального оператора. Но основными проблемами при оказании услуг являются следующие моменты:
- Завышение тарифов. Их устанавливают органы региональной власти и обнародуют на своих официальных сайтах. Но организации иногда самовольно превышают нормы;
- Не соблюдаются сроки вывоза мусора. Согласно действующим санитарным правилам, в холодный период (при температуре ниже +5 градусов) допускается вывозить ТКО 1 раз в три дня. В теплый (при температуре выше +5 градусов) – обязателен вывоз каждый день;
- Если на контейнерной площадке установлены баки для сортировки отходов, а сборщики все сваливают в один мусоровоз. При этом оплата услуг включает в себя и работу по сортировке, т. е. сумма не оправдана.
Порядок обжалования
В случае невыполнения организацией ее обязанностей первым шагом целесообразно высказать претензию в свою управляющую компанию, ТСЖ, ЖСК, а также непосредственно в диспетчерскую службу оператора. Для этого можно просто позвонить. Но лучше зафиксировать обращение по электронному адресу, тогда на следующем этапе будет легче доказать факт многократного нарушения порядка оказания услуги.
При систематическом нарушении правил вывоза мусора следует направить жалобу на некачественные услуги обслуживающей организации одновременно или по выбору:
В подразделение по вопросам ЖКХ;
В Государственную жилищную инспекцию;
В территориальное подразделение Роспотребнадзора;
В прокуратуру.
Сюда можно направить жалобу и на недобросовестность оператора, и на бездействие вышеуказанных органов власти. Кардинально решить вопрос поможет подача заявления в суд.
Содержание жалобы
Обращения от населения не требуют точных юридических формулировок и обоснований.
Однако некоторые формальности соблюсти все равно необходимо, поэтому в письме указываются следующие сведения:
- ФИО, адрес проживания, телефон – для гражданина;
- Наименование, юридический адрес – для юридического лица;
- Наименование и адрес органа, куда направляется жалоба;
- Изложение своими словами сути дела, перечисление нарушений;
- Если текст содержит ссылки на какие-то видео-или фотоматериалы, то надо приложить эти доказательства;
- Подпись заявителя и дата составления бумаги.
Как направить жалобу
Пожаловаться можно несколькими способами:
- Лично передать письмо в канцелярию, приемную или отдел делопроизводства любой из перечисленных ранее организаций;
- Направить почтой заказным посланием;
- Через интернет-сервисы, которые размещены на официальных сайтах соответствующих региональных органов, в том числе и прокуратуры субъекта РФ.
Территориальный орган Роспотребнадзора можно найти на федеральном сайте. Можно оставить претензию на портале РосЖКХ или местных сайтах. Все жалобы, независимо от способа доставки, рассматриваются в течение 30 дней с даты поступления.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Частые нарушения операторов, не названные в очень актуальной статье: отсутствие мусорных баков и площадок, но выставление счетов собственникам частных домов; игнорирование жалоб и не предоставление ответов на них; завышение нормативов, а отсюда и платы; взимание платы в привязке к площади дома и т.п. Многие отходы можно уже сейчас разделять в пунктах сбора: картон и бумага; пластиковые бутылки; стекло; деревянные отходы. Похоже, что главная цель-собрать с населения деньги, а не решать проблему сбора и переработки отходов. На баках уже написано: для сбора смешанных отходов.
Чувак, они работают на лоха, а ты про какие-то контейнеры. И да, за контейнеры отвечает муниципалитет.
Очень актуально!
Специально создали контору.
Здравствуйте. Сообщите пожалуйста должен ли я платить за вывоз мусора, если в квартире никто не проживает (это видно по передачи данных счетчиков воды и электроэнергии), по адресу-Серебряно-Прудский район село Узуново, ул. Почтовая дом 5, кв. 6
С уважением, пенсионер, инвалид 2-ой гр.
Сергей Григорьевич Агаджанян (Данное письмо было отправлено в МосОблИРЦ 20 ноября 2019 г. По состоянию на 03.02.2020 года нету ответа. А деньги продолжают начислять за "вывезенный мусор" и обогащаться деньгами пенсионера! Спасибо нашей "доблестной" Администрации Московской Области.
Сожалею, в МКД вы обязаны платить за коммунальные услуги, если вы "собственник помещения (подъезда, подвала)". Обычно это общедомовая собственность. Но! Квартира - это жилое помещение. Таким образом, есть 2 субьекта "квартира" и "подъезд". И вот тут 100% сумма неправильна. Если вам говорят, что "вывезли ТКО" из квартиры (жилого помещения) без договора с вами, то это уголовная статья (вторжение в жилище). То есть, вам явно сумму не так посчитали.
Бесполезно будет сговор.