Платонова Елена Владимировна
Платонова Е. В. Подписчиков: 157

Индексация зарплаты в 2020 году. Что должно быть сделано по закону.

24 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Трудовым кодексом РФ на работодателя возложена обязанность по повышению заработной платы в зависимости от роста потребительских цен на товары и услуги (индексация зарплаты). Выполняется ли эта норма закона и есть ли какой-то контроль со стороны государства за индексацией зарплаты? Попробуем разобраться.

Итак, что же должно быть по закону? Согласно статье 134 Трудового кодекса РФ:

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как видно из текста закона повышение зарплаты ставится в зависимость от роста потребительских цен на товары и услуги. Согласно данным Росстата индекс потребительских цен по полному перечню товаров и услуг (510 видов) в декабре 2019 года составил 103,04% (к декабрю 2018 года).

Таким образом, с учетом данных Росстата, зарплата в начале 2020 года должна быть проиндексирована как минимум на 3%.

Каков порядок индексации?

Законодатель поставил в зависимость источник финансирования организации и документ, который должен регулировать порядок индексации зарплаты в этой организации, а именно:

— для государственных и муниципальных органов и учреждений (финансирование из бюджета) порядок индексации определяет закон и (или) нормативный правовой акт;

— для организаций небюджетной сферы экономики порядок индексации регулируется коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Например, федеральным госслужащим была повышена зарплата в 1,043 раза в соответствии с Указом Президента РФ от 19 сентября 2019 г. № 463.

Негосударственные организации должны самостоятельно урегулировать порядок проведения индексация.

Для правильного правоприменения статьи 134 Трудового кодекса РФ высшими судами сформированы следующие правовые позиции:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017);
  • индексация — это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017);
  • отсутствие установленного порядка порядок индексации заработной платы работников не может являться основанием для непроведения индексации (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2019 № 89-КГ 18-14);
  • индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О);
  • индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О)
  • предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1707-О).

Рассмотрев вышеизложенные позиции судов, остается невыясненным один вопрос. В небюджетных организациях необходимо проводить индексацию в соответствии с установленным порядком (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1707-О) или можно повысить оклад (выплатить премию) (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)?

Ответ на этот вопрос можно найти в Административном регламенте осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. № 160. Согласно этому документу, работодатель при его проверке Рострудом, должен представить документы, устанавливающие порядок индексации заработной платы и подтверждающие индексацию заработной платы, в том числе запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги.

Таким образом, просто выплатить премию работникам будет недостаточно. Отсутствие утвержденного порядка может повлечь за собой применение статьи 5.27 КоАП РФ.

Со всеми новостями можно ознакомиться здесь.

Все статьи о применении трудового законодательства и ведении кадрового делопроизводства можно прочитать здесь.

Понравилась публикация?
1 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Новая инициатива. В России предложили закрепить право работника на компенсацию в размере 3-х средних зарплат за «тихое» увольнение

Институт исследования проблем современной политики провел большую работу и выявил много негативных факторов, когда работодатель создает плохую ситуацию для работника, планируя его увольнение.

Стоит ли работать в банке?

Работа в банковской сфере привлекает многих соискателей, но, как и в любой отрасли, здесь есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их детально. полный соцпакет (отпуск, больничный, пенсионные отчисления).

"Не надо себе грыжу нарабатывать!" Русские не должны заменять мигрантов. Для этого есть другое решение

Именно так российский экономист Никита Комаров объяснил свою точку зрения по поводу работы наших граждан на стройке, в курьерской доставке, в ЖКХ.
02:06
Поделитесь этим видео