Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Постникова Л.М. Постникова Т.М. Состояние, проблемы, основные направления развития российской конституционной модели: материалы межвуз. Науч.-практ. Конф., посвященной 20-летию принятия Конституции России (Тула, 22 октября 2013 г.) / отв. ред. А. В. Кирилин; РПА Минюста России, Тульский филиал. — М. : РПА Минюста России, 2013. — 212 с. — 50 экз.
Все яснее в настоящее время в России осознается важность связи медицины и права. Правоотношения, которые возникают в области здравоохранения, связаны с несколькими отраслями права. А медицинская деятельность регулируется различными подзаконными актами (приказами, положениями и т. д.). Все это приводит к формированию медицинского права как полноценной отрасли права.
Под медицинским правом понимают совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения при оказании лечебно-профилактической помощи людям, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и иных действий, связанных с охраной здоровья.
Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, которую государство обязалось признавать, соблюдать и защищать.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, к числу таких прав и свобод отнесено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое предполагает наличие у граждан права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию 3.
По общему правилу право на охрану здоровья реализуется путем использования практически всех основных прав и свобод человека и гражданина. Оно представляет собой комплекс правомочий в сфере охраны здоровья человека, включающий в себя: права граждан в сфере охраны здоровья (ст.ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции Российской Федерации); обязанность государства в лице органов государственной власти России, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст.ст. 45,46, 53, 55 Конституции Российской Федерации); установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека.
На сегодняшний день огромный вклад в правовое обеспечение реализации конституционного права каждого на охрану здоровья в Российской Федерации внесен принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1. В нормах названного закона отмечается раскрытие механизма реализации многих прав в сфере охраны здоровья, в частности права на выбор врача и медицинской организации, причем как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в зависимости от вида и формы ее оказания, так и при оказании платной медицинской помощи. Устанавливается порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее работниках, их квалификационных характеристиках.
Правовое обеспечение реализации конституционного права каждого на охрану здоровья в Российской Федерации направлено на предоставление медицинской помощи в случае утраты физического здоровья. Данное направление является весьма проблемным, как в теории, так и на практике, поскольку понятием «охрана здоровья» помимо физического здоровья охватываются еще психическое и социальное благополучие, практически не изученные с точки зрения конституционного права и на сегодняшний день оставляемые без должного внимания законодателем.
В процессе формирования рынка медицинских услуг в 2007—2010 гг. уровень качества оказания медицинской помощи снизился. Как следствие, отмечались нередкие случаи нарушения и несоблюдения права граждан РФ на медицинскую помощь, однако данная тенденция сохраняется и на сегодняшний день. Стоит сказать, что государство предпринимает огромные усилия, чтобы исправить ситуацию в сфере здравоохранения, осуществляется разработка национального проекта «Здоровье», Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.1, стимулирование рождаемости, строительство перинатальных центров, внедрение высоких технологий в медицину.
Анализ судебной практики отмечает рост случаев обращения пациентов в региональные общества защиты прав потребителей и в другие судебные органы с исками о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинских услуг. Это означает, что с развитием обязательного медицинского страхования произошла активация борьбы за права потребителей и производителей. Медики в таком положении защищены намного меньше, чем люди, потребляющие медицинские услуги.
Случаи крайней неудовлетворенности пациента оказанием медицинской помощи более чем в 40% случаев не имели достаточных оснований и были обусловлены грубыми деонтологическими нарушениями. По материалам дел в случаях неудовлетворенности медицинской помощью невольно приходится обращать внимание на трудности взаимодействия между врачом и больным, которые ранее описаны психологами и которые необходимо учитывать на всех этапах оценки качества медицинской помощи: искажение восприятия, понимания и оценки информации; конкурирующее взаимодействие вплоть до конфронтации.
Конституционная природа права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь выражается не только в форме закрепления — прямое указание в тексте Конституции Российской Федерации, не только в том, что это право находится в тесной взаимосвязи с иными основополагающими личными и социальными конституционными правами человека в Российской Федерации, но и в специфике материального содержания конституционных правоотношений по поводу реализации и защиты права на получение медицинской помощи в Российской Федерации и подтверждается реализацией посредством указанного права такой социально значимой конституционной ценности, какой является здоровье каждого человека.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Почему во всех поликлиниках бесплатное обслуживание-неполноценное да и смотрят на больного как-то безучастно... а вот заплатишь-по-другому глянут на тебя и что-то предложат.
Вы сами ответили на свой вопрос. Профинансировали (заплатили) и на вас по другому (дружелюбно смотрят) и предлагают что-то. Может причина в недофинансировании этой отрасли или бесконечное реформирование-оптимизация? А может и распил средств, прежде чем они доходят до медицины. Если бы у наших граждан был материальный достаток, то проголосовали бы рублем за государственную или частную медицину. И в результате такой конкуренции выиграли бы все стороны.
Недофинансирование... вы забыли, как в свое время путин сказал, что,если чиновникам сделать хорошую зарплату, они не будут брать взятки... оказывается, аппетит приходит во время еды: взятки пошли в миллионах... и все люди такие: чем больше имеешь, тем больше хочется...
А конкуренцию вы забыли упомянуть? Если бы среди чиновников была конкуренция за избирателя, то мы жили бы гораздо веселее. Пример т.н.Запад.
Не все.
Медицину превратили в отрасль зарабатывания денег. Врачи не лечат-врачи зарабатывают! Мне недавно пришлось полежать в больнице (вообще, не люблю я лечится, а тем-более стационарно). Не то, чтобы я заболела-врач на приеме уговорил;-"финансирование, говорит, нужно". Соблазнил тем, что обследование, которое мне пришлось бы ждать несколько дней, я пройду завтра же, после поступления... Ну, а чего, ждать никому не хочется.."Полежу ", подумала я и отправилась оформляться. Сразу-же, после поступления в стационар мне назначили 2 (ДВЕ!) капельницы, пять уколов+таблетка..."Ого", удивилась я, но спорить с врачем не стала-ему видней.. На второй день я сдала анализы, потом была суббота, воскресенье и всё это время мне кололи и капали+таблетка. (а анализов не было). В понедельник я скорчившись пополам я вползла в кабинет к зав. отделением и сказала, что моя поджелудочная дико протестует против какого-то из компонентов лечения. Она глянула мои анализы и... отменила ВСЁ (мне нельзя было принимать ничего из назначенных препаратов), ну а я, со своей стороны, быстро собрала свои шмотки и бегом оттуда-пока не догнали не залечили... Вывод;-наши больницы превратились в конвейер по зарабатыванию денег, а врачи с переходом на работу по рекомендациям ВОЗ отупели-диагноз без МРТ ни кто поставить не может, даже банальный аппендицит...
Анна, все правильно написали. Но, хочу предостеречь - не врачи превратили медицину в конвейер по зарабатыванию денег, и система здравоохранения, т.е чиновники. Врачам этого не нужно. Насчет того, что никто не может поставить диагноз без МРТ. Беда в том, что не имеют право ставить диагноз без обследований. Это принцип доказательной медицины: предполагаешь диагноз - докажи объективными методами исследования. А насчет того, что аппендицит - банальный диагноз. Не хамите там, где вы не понимаете. Живот - самая сложная диагностическая область. В эпоху до МРТ с целью диагностики делали операцию, чтобы увидеть проблему в животе. Спасибо, что появилась МРТ, которая может увидеть без вмешательства. Врачи будут продолжать тупеть, т.к. сейчас приоритет сделать все записи за отведенное время. Никакой минздрав и департамент здравоохранения не заботится о здоровье нации, а только о деньгах.
А как же в бытность моей молодости ставили диагнозы? Тот-же аппендицит определяли на раз-два? Может школа была другой и ни кто не оглядывался на "рекомендации" ВОЗ?
И сегодня, как и в бытность нашей молодости врачи ставят диагнозы на основании жалоб, анамнеза, осмотра. И раньше, как и сегодня каждый диагноз надо было подтверждать анализами. Просто раньше было намного меньше методов обследований. На сегодняшний день в рамках доказательной медицины требования к обоснованию диагноза стали жестче. На каждый диагноз есть список исследований (кстати, маленький список), который врач ОБЯЗАН выполнить. Кстати, в 1981 меня утром привезли с аппендицитом, а оперировали только вечером потому, что лейкоциты в крови были нормальными, не подтверждали диагноз - не было доказательства диагноза. Так что школа какой была, такой и осталась. Рекомендации ВОЗ всегда соблюдали, но к ним добавились требования МЭС. То, что вы хотите с ходу получать диагноз, чтобы врач не думал о своих обязанностях в угоду вам, ни делал никаких записей в угоду вам - банальный эгоизм.
Бесплатное обслуживание неполноценное потому, что минздрав самой главной задачей поставил оформление документации и ограничение во времени. Пациенты, знайте, если врач осмотрит вас внимательно, профессионально, обо всем расспросит и выслушает вас, все объяснит и будет вежлив с вами, но при этом, естественно, не успеет записать, что АД 120/80 мм рт. ст., пульс 72 ударов в минуту, тоны сердца ясные, ритмичные, дыхание везикулярное, хрипы не выслушиваются, живот мягкий безболезненный, область почек не изменена, щитовидная железа не увеличена (при этом, к примеру, пациент жалуется только на боль в пятке), он, по мнению, страховых компаний, а значит и руководства больницы будет плохим врачом. Его накажут, снизят зарплату, а затем уволят. А еще надо выписать талон, который может содержать 23 пункта для заполнения (я реально заполняла, за что"спасибо" программистам, которым никак не докажешь, что работа с людьми требует действий в 2-3 клика, но, которые тоже хотят внимания от врачей). А еще нужно выбрать такой диагноз по МКБ, чтобы согласно ему можно было провести исследования, т.к. каждому диагнозу приписаны определенные исследования, шаг в сторону - расстрел от страховых компаний. Взяточничество существует там, где это позволяет руководство. Как правило, такие руководители сами коррупционеры.
Права на бумаге есть, а в жизни всё сложнее, медицинские услуги сейчас дорого стоят.
Медицина сама по себе очень дорогая отрасль. Создать частную клинику могут только олигархи. Обслуживание клиники стоит очень дорого. Деньги, которые вносят пациенты - это деньги хозяев. Зарплаты у врачей и персонала маленькие, стабильности никакой. Наша коммерческая медицина неконкурентноспособна.
Сейчас по данным различных видов статистики и анализа в мире из-за некачественного питания и пр. неблагоприятных факторов, воздействующих на человеческий организм увеличилось и имеется тенденция к росту онкологические заболевания. В России катастрофическая ситуация в сфере доказательной медицины по онкозаболеваниям. Земские больницы оснащены малоинформативной диагностической аппаратурой и при ней малообученным персоналом. Допускается много ошибок при лабораторных исследованиях биоматериалов из-за человеческого фактора. Онкобольные теряют драгоценное время, которое при правильных первичных диагнозах было бы потрачено на успешное лечение. В результате просчетов и ошибок больные не ведая того, прогрессируют в своём заболевании и " сгорают " как свечки. Современная прецизионная диагностическая аппаратура и методы лечения онкобольных большинству не доступна по причине платности данной услуги. Вся передовая медицина данного направления сосредоточена в Москве и СПб и чуть в региональных столицах. Поэтому много народа не лечиться или им делают вид, что лечат в земских больницах. Вот и конститутационное право на жизнь и на медпомощь. Как это не кощунственно звучит: Больные стране не нужны, а нужна здоровая рабсила и чтобы не доживала до пенсии. Главное -внутренний валовой продукт и чем он больше, тем лучше для страны.
В приказе прописано, что больной может получить услугу в любом городе по направлению. Это хорошо. Но, администрация ни за что не даст направление в другой регион, т.к. должна будет перечислить деньги за обследование и лечение. Чиновники ни за что не отдадут "свои" деньги. Чиновники - главная проблема медицины, а не врачи.
Вон оно право 40 лет в Кургане больницу не ремонтировали.. и соответственно оборудование там такое же. Любите царя..
Конституция не спасёт здоровье.