Сам себе юрист. Часть 1: Неустойка по ОСАГО, основные моменты

Исходя из комментариев под своими статьями, я сделал вывод, что многие защищают свои интересы сами. Решил написать серию статей, которые вам помогут.
Начнем с автолюбителей, которые попали в ДТП, а страховая компания не выплатила деньги или не отправила автомобиль на восстановительный ремонт. Вы уже написали претензию в страховую компанию. Что дальше?
Вот об этом я и расскажу.
Неустойка по ОСАГО
Кое-что я уже рассказывал в статьях:
Решение споров с страховой компанией по ОСАГО. По новым правилам
Подача обращения к финансовому управляющему по ОСАГО. Пошаговая инструкция
Поэтому после претензии к страховой компании, вне зависимости от того, получили ли вы ответ, необходимо обратиться к финансовому уполномоченному на основании федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
Финансовый управляющий выносит решение. Вы с ним можете ознакомиться в личном кабинете.
В случае несогласия с решением финансового уполномоченного, в соответствии с частью 1 статьи 26 закона № 123-ФЗ, вы вправе в течение 10 рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Более подробно это описано в статьях. По возможности ознакомьтесь.
Иск в суд
Я бы хотел подсказать здесь основные моменты, на которые следует обратить внимание.
В основном просрочка возникает на первом этапе, при подаче заявления о страховой выплате (убыток).
Согласно пункту 21 статьи 12 закона № 40-ФЗ, на это дается 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней.
В пункте 78 постановления Пленума ВС РФ № 58 указано, что неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, то есть с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами ОСАГО, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору включительно.
Поэтому из своей практики знаю, что страховщики используют старый как мир фокус: присылают вам отказ в страховой выплате, ссылаясь на плохо читаемое постановление сотрудника ГИБДД или недостающие документы.
Поэтому многие подают еще раз весь пакет документов, тем самым продлевая срок еще на 20 дней.
Я вам советую обратить внимание на следующий пункт статьи 12 закона № 40-ФЗ:
При недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению страховщиком вреда, страховщик в течение 3 рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику в день обращения с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и (или) неправильно оформленных документов.
Как правило, все документы подают лично, в редких исключениях по почте. Если у вас приняли документы, то к вам претензий быть не может.
Примером послужить может случай: гражданин подал весь пакет документов 13 августа 2019 года, 23 августа 2019 ему пришел отказ из-за нечитаемости постановления ГИБДД. 26 августа 2019 года он подал второй раз.
Страховая компания отправила автомобиль 18 сентября 2019 года на восстановительный ремонт.
В иске в суд к страховой компании указали на неправомерный отказ и неустойку считали от первого заявления, так как датой окончания срока рассмотрения заявления заявителя о выплате страхового возмещения и осуществления страхового возмещения являлось 2 сентября 2019 года (включительно), а автомобиль забрали на восстановительный ремонт 18 сентября 2019 года.
Период просрочки составляет 16 дней (40 416,32 руб. Х 1% Х 16 дней). В связи с чем размер неустойки составляет 40 416 рублей 32 копейки.
Неустойка за просрочку восстановительного ремонта
Статья 12 закона № 40-ФЗ. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
При возмещении вреда на основании пунктов 15.1–15.3 настоящей статьи в случае нарушения установленного абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 % от определенной в соответствии с настоящим федеральным законом суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.
Обратите внимание: срок 30 рабочих дней дается на восстановительный ремонт, на 31-й рабочий день появляется просрочка.
Размер неустойки считается, таким образом:
стоимость восстановительного ремонта в соответствии с актом «О приемке выполненных работ» х 0.5 % х количество дней просрочки = сумма.
Важно! В соответствии со статьёй 17 закона «О защите прав потребителей», пунктом 4 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты государственной пошлины по требованиям, предъявленным к страховщику. Государственная пошлина подлежит взысканию с данного ответчика в местный бюджет пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Надеюсь, вам это поможет!
Браво автору.
А за что именно? Ничего нового и интересного. Я это прохожу уже вот два года после аварии. Авто разбитое, страховая банкрот, арбитражный управляющий через суды пытается всем отказать во включении в реестр кредиторов. А если включают, то суммы в пределах до 100 тысяч. У меня сумма перевалила на момент объявления страховой за 500 тысяч и не известно, добьюсь ли я правды. Зато, кредит выплачиваю за машину.
Написано хорошо и подробно но чтоб всё запомнить и сделать самой в точности нужны опыт и знание. Приходится искать адвокатов которые относятся к своему долгу ответственно.
Нужная информация! Спасибо!