Как обеспечить охрану труда водителя

Кого принять на работу водителем
Проверьте у соискателя, который претендует на профессию водителя:
водительское удостоверение соответствующей категории (ст. 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ);
квалификацию;
стаж работы.
Для отдельных категорий водителей есть дополнительные требования. Например, у водителей автобусов для организованной перевозки группы детей не должно быть наказания в виде лишения прав либо административного ареста за правонарушения в области дорожного движения. А для водителя автомобиля, который перевозит опасные грузы, – свидетельства о подготовке на соответствующих курсах.
Требования к квалификации и стажу работы смотрите в приказе Минтранса от 28.09.2015 № 287.
При приеме на работу водителя нужно провести собеседование и оформить лист собеседования в произвольной форме (п. 10–11 Порядка, утв. приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59).
При заключении трудового договора проинформируйте работника о СИЗ, которые ему полагаются, в том числе смывающих средствах, и выдайте ему эти средства.
На какие медосмотры направить водителя
При поступлении на работу направьте водителей на психиатрическое освидетельствование и предварительный медосмотр, чтобы определить, может ли он выполнять свои обязанности по состоянию здоровья (ст. 213 ТК).
Далее водителей направляйте на периодические медосмотры не реже чем раз в два года и на психиатрические освидетельствования каждые пять лет (ч. 7 ст. 213 ТК РФ). Направлять на медосмотры нужно все категории водителей, в том числе водителей грузовиков, погрузчиков (автопогрузчиков, электропогрузчиков), тракторов и т. п. Это указано в пункте 27 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302 н.
Кроме того, водителей нужно направлять на предрейсовые медосмотры, а водителей, которые перевозят пассажиров или опасные грузы, нужно направлять еще и на послерейсовые медосмотры.
Как организовать обучение и инструктажи водителей
Водителя, как и всех остальных работников, нужно обучить по охране труда и провести для него инструктажи по охране труда. Кроме того, для водителя нужно организовать инструктажи по БДД.
Как провести инструктаж по безопасности дорожного движения
Инструктажи по БДД проводят отдельно от инструктажей по охране труда. Можно объединить, например, вводный инструктаж по БДД с вводным инструктажем по охране труда. Такой общий инструктаж может провести специалист по охране труда, который прошел аттестацию по БДД.
Как организовать стажировку водителя
Водители проходят стажировку:
при приеме без опыта работы;
после перерыва в работе водителем более одного года;
при приеме или переводе на горные маршруты;
при приеме или переводе на новый для водителя тип транспортного средства или новый маршрут перевозки пассажиров.
Стажировку проводит работодатель. Он самостоятельно определяет количество часов и содержание стажировки. По возможности проводите стажировку на транспортном средстве того же типа и модели и на том же маршруте, на котором сотрудник будет в дальнейшем самостоятельно работать.
Стажировку проводят под руководством и контролем водителя-наставника. Наставника назначьте из других сотрудников-водителей, которые не попадали в ДТП по своей вине, и со стажем работы на соответствующем транспортном средстве:
при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле – не менее трех лет;
при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе – не менее пяти лет.
Стажировка состоит из инструктажа и практики. В рамках стажировки организуйте проверки знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям в произвольном виде.
На инструктаже водитель получает информацию о специфике выполнения трудовых функций, которые связаны с перевозкой пассажиров и грузов.
В практику включите управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования должно включать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
По итогам стажировки оформите стажировочный лист. Форма документа произвольная, при этом в нем обязательно отразите:
номер стажировочного листа;
Ф. И. О. водителя-стажера;
сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;
Ф. И. О. водителя-наставника;
дату, время прохождения и количество часов стажировки;
замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за БДД.
Кроме того, целесообразно указать в стажировочном листе об успешном прохождении водителем проверки на соответствие квалификационным требованиям (п. 14 Порядка, утв. приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59).
Ведите документальный учет всех стажировок каждого водителя.
Об этом говорится в пунктах 13–22 Порядка, утвержденного приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59.
Как контролировать здоровье водителей
Проводите обязательные медосмотры водителей. Направьте водителя на внеочередной медосмотр, если выявите признаки ухудшения здоровья водителя, которые угрожают безопасности движения.
Обеспечьте документальный учет и анализ результатов всех медосмотров водителей, чтобы выявить сотрудников, которые склонны:
к злоупотреблению алкоголем;
употреблению наркотиков;
хроническим заболеваниям, которые влияют на выполнение трудовой функции.
Если водители сталкиваются с вредными и опасными производственными факторами, которые перечислены в пункте 7 ПОТ на автомобильном транспорте, нужно принять меры, чтобы исключить или снизить до допустимого уровня эти факторы. Если исключить или снизить факторы невозможно, то выполнение работ без соответствующих СИЗ запрещено (п. 8 ПОТ на автомобильном транспорте).
Какой режим работы установить водителям
Для водителей действуют специальные правила режима работы, которые определены положением, утвержденным приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15. Чтобы организовать режим работы водителей, определите продолжительность рабочего времени водителя и режим отдыха.
Режимы труда и отдыха водителей включите в Правила внутреннего трудового распорядка с учетом особенностей режима работы отдельных сотрудников. Чтобы не нарушить режим работы сотрудников, используйте показания тахографа, табелей, путевых листов (п. 2, 6 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Режим работы
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 329 ТК, п. 7 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Водителям, которые работают по календарю пятидневной рабочей недели, установите продолжительность ежедневной работы не более восьми часов, а для тех, кто работает по календарю шестидневной рабочей недели, – не более семи часов (абз. 2 п. 7 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Если нужно, чтобы водители в течение дня или недели работали больше нормальной продолжительности работы, нужно ввести суммированный учет рабочего времени (абз. 1 п. 8 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Суммированный учет рабочего времени водителей имеет свои особенности:
1. Продолжительность ежедневной работы. Рабочий день водителей не должен превышать 10 часов. Исключение – водители, смену которых можно увеличить до 12 часов (п. 10, 11, 12 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
2. Ежедневный (междусменный) отдых. Водителю положен отдых не менее 12 часов между сменами (абз. 2 п. 25 положения).
3. Учетный период составляет один месяц. Его можно увеличить до трех месяцев по согласованию с профсоюзом (п. 8, 9 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Во время сезона отпусков в курортной местности и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период можно увеличить до шести месяцев (абз. 2 п. 8 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
4. Выходные дни. Дни отдыха при суммированном учете устанавливайте в разные дни недели согласно графикам работы. При этом количество выходных должно быть не меньше, чем количество полных недель месяца. То есть сотруднику нужно предоставить хотя бы один выходной в каждую из недель (п. 27 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Водителям легковых автомобилей и автомобилей экспедиции и изыскательских партий, занятых в полевых условиях, можно установить ненормированный рабочий день (абз. 1, 2 п. 14 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
Режим отдыха
Отдых водителя – это перерыв на отдых и питание в течение смены и междусменный перерыв – выходной. Чтобы определить режим отдыха водителя, учитывайте следующее:
междусменный отдых. Длительность ежедневного междусменного отдыха должна быть в два раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включают также и время обеда (абз. 1 п. 25 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
выходные дни. Продолжительность выходных дней должна быть минимум 42 часа. При этом такие дни должны предшествовать или следовать за междусменным отдыхом (ст. 107, 110 ТК, п. 26 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
перерыв для отдыха и питания. Продолжительность перерыва для отдыха и питания должна быть от 30 минут до 2 часов. Если по графику водитель работает больше восьми часов, предоставьте ему два таких перерыва. Время и конкретную продолжительность перерыва установите с учетом мнения профсоюза или по соглашению с водителем (п. 24 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15);
специальный перерыв для отдыха. После четырех часов работы каждый водитель обязан сделать перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 минут. Если дорога длится более четырех часов, то после этого 15-минутные перерывы необходимо делать каждые два часа пути (п. 19 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15, приказ Минтранса от 03.05.2018 № 170). Водители автобусов и грузовиков массой свыше 3,5 тонн должны отдыхать не менее 45 минут через каждые 4,5 часа работы (п. 26.1 постановления Правительства от 20.12.2019 № 1733).
Если ведете суммированный учет рабочего времени, то продолжительность ежедневного междусменного отдыха водителей должна быть не менее 12 часов (п. 10, 11, 12 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). На регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность отдыха можно сократить не более чем на три часа.
Для этого сотрудник пишет заявление в произвольной форме. Затем работодатель по согласованию с профсоюзом предоставляет водителю междусменный отдых не менее 48 часов после окончания рабочей смены, которая следует за уменьшенным междусменным отдыхом (абз. 4 п. 25 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
При суммированном учете рабочего времени выходные дни устанавливайте в различные дни недели по графикам работы. Число выходных дней в текущем месяце должно быть не меньше количества полных недель в месяце (абз. 1 п. 27 положения, утв. приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).
© Материал из Справочной системы «Охрана труда».
Подробнее: https://1otruda.ru/#/document/16/37851/bssPhr97/?of=copy-2bf71493ee
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
С водителя только ленивый не стрижёт "капусту"?