О пенсионной реформе
О пенсионной реформе
Неоднократные попытки реформирования пенсионной системы России ни к чему пока не приводят. Последние её варианты столь же громоздки, мало прозрачны, и очень многих не устраивают.
Причина заключается в том, что неправильно выбирается алгоритм изменений. Пытаются залатать дыры и прорехи в тришкином кафтане. Ни к чему хорошему это не приводило и привести не может.
Еще Козьма Прутков советовал всем: «Зри в корень!».
Если последовать его совету и действительно посмотреть в корень проблемы, то можно увидеть много интересного.
Все российские реформы проводятся не в интересах граждан, хотя это и громко прокламируется. Они проводятся в интересах аппарата и его чиновников, давая им всем работу и повышая их возможности по-своему интерпретировать каждую норму закона.
Главная ошибка, которую совершают авторы пенсионной реформы, заключается в том, что за основу для определения размера получаемой пенсии берется заработная плата работника, которую он получал во время своей трудовой деятельности. Правильно ли это? Давайте разберёмся.
Предположим, что некоторое время назад токарь, работавший на станке с ручным управлением вырабатывал за смену продукции на 3000 руб. и получал за это 3 руб. Прошли годы, изменились технологии, появилось новое оборудование, станки-автоматы. Тот же токарь, переучившись, стал вырабатывать продукции на станке с программным управлением за то же время на 300000 руб. и сегодня получает за это 3000 руб. Казалось бы всё нормально: выпуск продукции и заработная плата выросли одинаково – в 1000 раз. Однако эта относительная цифра не отражает действительного соотношения между изменившимися стоимостью выпущенной продукции и, соответственно, величиной оплаты труда работника, ее произведшего. Если же посмотреть на абсолютные цифры, увидим совершенно иную картину. В первом случае разница между ними была 2997 руб., а во втором – 297000 руб. Очевиден серьёзнейший разрыв, который всё более увеличивается с ростом производительности труда или инфляции.
С другой стороны, все имеющиеся в стране деньги появляются только в результате продажи выпущенной продукции и услуг, совокупная стоимость которых составляет валовой внутренний продукт страны (ВВП).
Поэтому логично привязать размер выплат каждому пенсионеру и размер всего пенсионного фонда не к сумме пенсионных отчислений каждого работника, а именно к ВВП.
Затраты, необходимые для выплаты пенсий, должны учитываться в утверждаемом ежегодно балансе страны аналогично отчислениям на медицину, образование, оборону и так далее. Размер их финансирования должен быть установлен заранее как определённый процент от ВВП. Необходимо с помощью широкого обсуждения определить принципы расчёта пенсии каждого работника. Можно предположить, что наиболее справедливой может быть система, когда минимальный и максимальный размеры выплачиваемых гражданам пенсий отличаются друг от друга в разумных пределах. Тем более, что с возрастом потребности человека в товарах народного потребления, продуктах питания и различных удовольствиях снижаются в разы и во многом для разных людей уравниваются. Но при этом, безусловно, необходимо учитывать факторы, существенно влияющие на здоровье человека во время его трудовой деятельности: опасные и вредные условия труда, ненормированный рабочий день, проживание в суровых природных условиях, в труднодоступных регионах, и так далее.
Вопрос о возрасте выхода на пенсию в этом случае вообще снимается. Необходимо лишь определить размер минимальной социальной пенсии, а также пенсии, которую человек должен получить за каждый год своей трудовой деятельности, поправочные коэффициенты к ним, и предоставить ему возможность самому определять дату прекращения работы. Таким образом, размер пенсии каждого человека становится полностью зависящим от него самого: чем дольше он работает, тем выше его пенсия. При этом очевидно, что чем больше человек зарабатывал в период своей трудовой деятельности, тем больше у него накоплений разного вида или возможностей получать дополнительный доход.
При этом сам расчёт пенсии для каждого случая становится предельно простым и доступным каждому пенсионеру, а не только специально обученным специалистам.
Такая пенсионная реформа позволит высвободить огромные деньги, которые сегодня идут на содержание различных пенсионных фондов и других структур, перенаправить их на реабилитацию всех пенсионеров, а медицинское обеспечение сделать полностью бесплатным.
Очевидно, что данные предложения, как любая концепция, требуют детальной проработки. Однако, с уверенностью можно утверждать, что предлагаемая система проще, прозрачнее, эффективнее и дешевле существующей и предлагаемой.
А. Рекант
Магистр права
30.01.19 г.
Нравится ли вам такая пенсионная система?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Само по себе создание пенсионной системы - одно из самых значимых социальных достижений общества, но, как и любая другая система, требует регулярной настройки. Предложенные автором система, по своей сути, является одним из вариантов солидарной, только пенсии будут зависеть от размера валового внутреннего продукта (ВВП), который может как расти, так и падать в зависимости от рыночной конъюнктуры, на которую отдельный работник никак не сможет повлиять. Если принять данную систему расчета пенсий, то в реалиях РФ, ее размер будет почти напрямую зависеть от стоимости экспорта энергоресурсов (газ, нефть, уголь, электроэнергия), удобрений, черных и цветных металлов, древесины.
Михаил, Ваше замечание верно! Однако в статье изложена лишь концепция, которая требует конкретизации при подготовке проекта закона. Вы не правы, заявляя, что пенсия конкретного работника будет зависеть от ВВП и меняться следуя ему. Меняться будет процент от ВВП, закладываемый в баланс государства каждый раз при его утверждении. Признаю, что эту мысль я не очень ясно выразил.
Размеры минимальной пенсии и и надбавок к ней за каждый год работы могут законодательно изменяться следуя инфляционным и другим процессам, однако поправочные коэффициенты, после их окончательного установления, по моему мнению, должны быть неизменными.
Чем, изложенный в вашей статье подход, отличается от того, что реализовано сейчас - не понятно!
В настоящий момент государство, устанавливая цену пенсионного балла и фиксированную часть пенсии, руководствуются именно возможностями государства (результатами деятельности экономики)... То есть - ориентация на ВВП. Плюс различные "поправочные коэффициенты"...
Другое дело (как это рассчитывается) - мы этого не видим, но суть от этого не меняется.
Дело не в названии, в сущности и в основании!
Сущности же, существующей и предложенной пенсионных систем принципиально различны.
В действующей достаточно сложно разобраться даже мало-мальски грамотному человеку. А что уж говорить о подавляющем большинстве граждан России?
Предлагаемая предельно проста, и каждый гражданин в любой момент сможет определить её точный размер без чей-нибудь помощи.
Предлагаемая система исключает такое понятие, как возраст выхода на пенсию.
Она сокращает до минимума вилку между тысячами пенсионных рублей, получаемых одними гражданами и сотнями тысяч, достающимися другим.
Она ликвидирует пенсионные фонды и денежные потоки, идущие на поддержку их существования.
Она в значительной степени сокращает коррупционные возможности лиц, связанных с начислением пенсий и распределением финансовых потоков.
В моей статье нет полного описания предлагаемой системы, в ней дана лишь её концепция, что подразумевает коллегиальную разработку конкретики в её рамках. Отдельные предложения в этой части у меня, естественно, тоже есть
Не Бином Ньютона, однако! На сайте 45-90.ru есть все материалы и достаточно просто изложены алгоритмы, которыми пользуются в ПФР для расчета пенсии конкретного человека...
Так как в ней НЕТ никакой конкретики, то и утверждение о ее простоте - очень смелое утверждение...Спорное преимущество... А как быть с теми категориями тружеников, кто УЖЕ сейчас имеют льготный возраст оформления пенсии...
В настоящее время одни получают страховые пенсии, а другие пенсии по государственному пенсионному обеспечению... И если первые выплачиваются из взносов работодателей, то вторые - непосредственно за счет бюджетных средств... Как они будут совмещены? Ответа нет в данной концепции.
То есть потребуется создание какого-то специального органа, который будет выполнять ряд функций ПФР... Или что-то другое предлагается?
Александр, большое спасибо!
1. Грамотность человека не означает обязательность его компьютерной грамотности, в том числе и умения работать в Интернете. Это крайне желательно, но не обязательно! Сегодня подавляющее большинство россиян не владеет этим умением.
Все, применяемые сегодня при расчёте пенсии, алгоритмы намного сложнее предлагаемых.
Пока каждому пенсионеру достаточно знать свои:
- минимальную (социальную) пенсию,
- суммарный повышающий коэффициент (за особенности труда и проч.),
- коэффициент индексации пенсий (переменная величина),
- число лет фактической работы (переменная величина),
Перемножив эти четыре величины (арифметику проходят в начальной школе!) каждый человек легко узнает размер своей пенсии. Вот и весь алгоритм. Чего уж проще!
Не исключаю, что при окончательной разработке системы начисления пенсий, может появиться что-то еще, не выходящее за пределы предложенной концепции.
2. Если хотят, пусть выходят, не хотят-пусть продолжают работать!
3. Концепция предусматривает расчет пенсий, выплачиваемых государством. Если человек дополнительно выплачивал что-то сам, или за него это делал работодатель, он должен иметь право на дополнительную пенсию (см. п. 1),
4. Безусловно, кто-то должен этим заниматься. 90% работы уже сегодня может на себя взять компьютерная программа, а на остальное нужен небольшой штат сотрудников, в основном, общающихся с гражданами.
Ещё раз повторяю, концепция определяет основные параметры предлагаемого, а конкретизация на её основе всех отдельных моментов и нюансов - дело специально создаваемой рабочей группы специалистов.
Всего доброго!
Вот замечательно! Появилась некоторая конкретика алгоритма и... масса вопросов.
1. Ну, минимальная (социальная) пенсия и сейчас известна. НО! В разных регионах она разная и ориентирована на ПМП (прожиточный минимум пенсионера). Естественно, пенсионеры будут стремиться переехать в тот регион, где эта пенсия больше... Как будет решаться этот вопрос?
2. Для того, чтобы установить "суммарный повышающий коэффициент" (СПК) нужно будет начать "танцевать от печки". То есть должны будут быть установлены условия, когда этот коэффициент равен 1. Как? И как будут, например, учитываться условия труда в разных регионах страны? Вредность, тяжесть труда... У кого будет СПК больше: у школьного завхоза в Дудинке, у рыбака на Черном море или у руководителя ГАЗа? Сейчас это решается уровнем заработной платы, а как в вашей системе? Для КАЖДОГО гражданина нужно будет устанавливать свой? А как учесть то, что человек мог начать свой карьерный рост с курьера, а к пенсии стать генеральным директором крупного предприятия, пройдя ВСЕ ступени на предприятии?
3. "коэффициент индексации пенсий (переменная величина)". Кто и как будет регулировать эту величину и от чего она будет зависеть?
4. "число лет фактической работы". Самая сложная проблема! Я считаю, что мой стаж 40 лет. А ПФР убежден, что на самом деле - 37,5 лет. Аргументация: в 1997-2000 годах (после появления у меня СНИЛС) моя организация не отчитывалась перед ПФР о взносах... Кто и на основании какой информации будет определять стаж того или иного гражданина? Он сам? Или кто-то другой? И на основании каких данных? И что делать, если в Трудовой нет информации о заработке работника?
5. И главный вопрос: Откуда брать финансы для выплаты всех этих пенсий? Ведь, вполне себе, может так оказаться, что, например, подсчитают по вашей методике ВСЕ пенсии, и окажется, что для выплаты ВСЕМ пенсий нужно 24 трлн рублей... А весь федеральный бюджет страны порядка 21 трлн. Рублей... И как быть?
Александр, благодарю вас за эту кучу вопросов! Попробую чуть-чуть прояснить.
1. Концепция проекта не есть сам проект! Она определяет только основные параметры, которых должны придерживаться разработчики любого проекта.
2. Совершенно не обязательно, что будут сохранены существующие размеры минимальной пенсии и т.д. При окончательной разработке проекта всегда необходимо прежде всего определиться с требуемым результатом, а затем все его части сбалансировать так, чтобы этот результат был достигнут.
3 Все вопросы, поставленные Вами в пунктах 2 и 3, как раз и должны быть предметом рассмотрения группы специалистов - разработчиков проекта.
4. То же и пункт 4. Алгоритм определения стажа - составная часть проекта.
5. Ножки протягивают по одёжке! Если изначально все части будущей пенсии каждого человека будут расчетными, а не построены на эмоциях, описанного Вами ужаса быть не должно и не может.
ВВП - это стоимость произведённого в стране продукта, суммарная заработная плата работников - часть его, а пенсионный фонд - лишь часть последней. Часть же никогда не может быть больше целого! Равной - может, но только тогда, когда обе они равны нулю! Так-то!
— На вопрос: «Как живешь?» — завыл матерно, напился, набил рожу вопрошавшему, долго бился головой об стенку, в общем, ушел от ответа.
© Жванецкий М.М.
Александр, Неужели я ушёл?
Вы хотите, чтобы я сегодня представил Вам полностью разработанный проект реформы?
Я готов. Но только если Вы предоставите мне все материалы по действующей пенсионной системе и оплатите работу мою и других специалистов по разработке проекта. Вы готовы?
Какие материалы вас интересуют? Что вы имеете ввиду?
Об этом спросите у разработчиков действующей
А не это ли хотели те, кто ратовал что б каждому за природные ресурсы что то дали?
Николай Евгеньевич! К сожалению, Вы не поняли сути. Очевидно, что виноват я, описал недостаточно доходчиво. Попробую уточнить.
Привязать размер выплат к ВВП ни в коем случае не означает, что вслед за изменением последнего соответственно изменяются и первые. Ни в коем случае! Сначала определяется суммарный размер предполагаемых пенсионных выплат, а затем эта цифра закладывается в бюджет страны. И всё! А какой это процент бюджетных денег или размера ВВП имеет значение чисто познавательное.
Анатолий Абрамович! Написал Вам письмишко по электронке. Прочтите. Дайте свою оценку. Можно что то сделать?
Не получал! Повторите, пожалуйста, указав тему. Без темы я сбрасываю не читая, т.к. читать все 400-500 сообщений в день не имеет смысла!
Хорошо напишу. Я писал про родителей итд.
написал
Четверг, 16 июля 2020, 11:56 +03:00 от w942:
Уважаемый Анатолий Абрамович!
Посмотрел ваше интервью в Москве с митинга, мне понравилось.
Хотел бы что бы Вы прокомментировали мою ситуацию. Что можно сделать. Я последнее что сделал — записался на прием к Бастрыкину еще в феврале и жду. Пока не звонит.
С уважением, Куликовский Владимир Юрьевич.
Желудок 1 кв 1 кк
Ba Fe Mn Ni Ba Fe Mn Ni Ba Fe Mn Ni
Куликовский К. Ю. 0,05 38,06 0,72 - 0,52 59,35 0,91 ? 49,18 79,31 146,1 1,24
Куликовский Н. В. - - - - 0,117 3,34 0,16 ? 62,84 922,4 283,8 3,74
Куликовский Ю. Д. 0,10 84,71 1,5 - 0,22 4,35 0,63 ? 62,62 1082 340,2 4,83
Норма
А скажите: В ВВП разве не учтены заработные платы тех работников, которые этот ВВП выпустили?
Александр, безусловно, нет! Вот налоги с заработной платы, которые возвращаются в бюджет, учтены.
Ошибаетесь! В себестоимости ЛЮБОГО продукта включена, в том числе, и заработная плата работников (всех), кто принимал участие в производстве этого продукта за все переделы, начиная от первичного сырья и до конечного продукта.
ВВП состоит из:
- Расходов людей и организаций.
- Товаров и услуг, которые люди приобрели в этом году, но не использовали. Научно это называется «валовым накоплением».
- Чистого экспорта товаров и услуг — то есть разницы между экспортом и импортом.
В ВВП включаются только конечные товары, предназначенные непосредственно для потребления.
Тут проблема, по моему, в том, что ВВП считается в рублях и стоит только повысить цены, автоматом растет и ВВП, Получается, что повысив цены в среднем на 7% (примерный уровень инфляции за 2023 год) и даже при сокращении выпуска продукции получаем рост ВВП на озвученные 3-4%. Если спецы расскажут в чем я ошибаюсь, буду безмерно благодарен.
"Разумный" это какой?
Для кого-то разумный предел это 2-3 раза, для другого "разумный" предел - 20-30 раз.
Александр, на этот вопрос как раз и должно ответить всенародное публичное обсуждение.
И как это обсуждение будет организовано? Кстати, вы не допускаете, что нынешняя система тоже публично и всесторонне обсуждалась? Может быть не широко, а только в среде соответствующих специалистов, но обсуждалась? Нет?
Нет, нет и ещё раз нет! Принцип для всех будет один, в этом и сила этой системы.
Существующая, как обычно, широко обсуждалась в узких кругах.
Лично я как раз хочу, чтобы такое обсуждение стало публичным и всенародным, ибо это единственный способ добиться её осуществления.
Для шахтера, токаря и фермера, эта система может и возможна, а для врача, учителя, пожарного как, они то ВВП не создают.
Михаил Алексеевич, Вы ошибаетесь!
Вылечив или научив шахтёра, токаря или фермера врач и учитель помогли ему вложить свою долю в ВВП, а пожарный сберёг жизни этих людей, в том числе и для того, чтобы они эту долю смогли вложить в ВВП.
Каждый работающий человек, в том числе и машинистка и стрелочник, вкладывает что-то туда, а значит и вправе рассчитывать на вознаграждение за результаты своей деятельности.
Ну вклад шахтера определить можно, а вот вклад врача в способность шахтера приносить вклад в ВВП, просто на примере поясните. А у пожарного вообще прикол получается, чем меньше он работает, тем больше ВВП создается, тут то как.
А кто и как сегодня определяет вклад сотрудника управы или депутата Госдумы в ВВП? Это сделать невозможно, да и не нужно! Точно так же ничего не надо скрупулёзно высчитывать в предлагаемой системе.
Кстати, мне только что пришёл в голову хороший пример-аналогия из совсем другой области, но близкой нам.
Знаете ли Вы, что, например, Европейский Суд по правам человека выносит свои решения принципиально иначе, нежели наши суды?
У нас судьи, вынося приговор, подсчитывают сколько обвиняемому положено отсидеть по каждой статье предъявленного обвинения, суммируют, какую-то часть отбрасывают и вносят в приговор результат. А там просто определяют, какой примерно вред причинён гражданину в результате действий государственных служащих и вносят его в свои решения. То есть, независимо от того, одна или много статей национальных законов нарушено, цифра возмещения будет одна и та же!
В нашем случае всё должно происходить аналогично. Все работающие граждане страны совместно, "по способностям" создают ВВП, так почему бы им и пенсии из этого общего котла не получать "по потребностям", а не по предыдущим заслугам?
Самим себе пенсии и зарплаты урезать - рука не поднимется.
Александр, откуда такой пессимизм?
Кто сказал что надо урезать? Пенсии нужны достойные, удобные для всех, и легко проверяемые. С помощью предлагаемой системы это сделать можно. Но это - задача рабочей группы, образованной, как обычно, из специалистов разных областей знаний, а не одного автора!
Моей задачей было дать концепцию!
Александр, откуда такой пессимизм?
Кто сказал что надо урезать? Пенсии нужны достойные, удобные для всех, и легко проверяемые. С помощью предлагаемой системы это сделать можно. Но это - задача рабочей группы, образованной, как обычно, из специалистов разных областей знаний, а не одного автора!
Моей задачей было дать концепцию!