Новикова Наталья Олеговна
Новикова Н. О. Подписчиков: 19

Немного о вопросах ресторанного бизнеса.

4 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

1. Как ресторану/кафе не возвращать депозит за аренду столика при отсутствии договора, если клиент на оплаченную сумму ничего не заказал.

Нередко на сайтах ресторана оплату бронирования называют депозитом, который может быть использован для оплаты блюд. Насколько правильно применять здесь слово "депозит"? Чтобы разобраться с этим, обратимся к Гражданскому кодексу. В ст. 143 ГК РФ речь идет о депозитном сертификате как об одном из видов ценных бумаг, в ст. 327 ГК РФ - о праве должника в некоторых случаях внести причитающиеся с него деньги в депозит нотариуса или суда (в этом случае обязательство должника считается выполненным). Также в силу п. 1 ст. 834 ГК РФ депозитом является вклад денежных средств в банк на условиях возврата и начисления на них процентов. Как видим, слово "депозит" имеет несколько значений, но для рассматриваемой нами ситуации оно не подходит.

Как известно, услуги общественного питания оказываются потребителю по договору возмездного оказания услуг, заключаемому в устной форме (п. 2 Правил оказания услуг общественного питания, ст. ст. 779, 159 ГК РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Договор в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При бронировании столика между посетителем и заведением достигается соглашение о дате и времени оказания услуги, о количестве и расположении мест в зале обслуживания, о частичной цене услуги общественного питания (стоимости бронирования).

Таким образом, при бронировании мест в зале заключается договор возмездного оказания услуг общественного питания на условии бронирования, а указание на возможность сделать заказ в счет внесенных сумм позволяет назвать эти суммы предоплатой по договору. Возможность взимать предоплату подтверждает п. 20 Правил оказания услуг общественного питания. Следовательно, данная сумма на законном основании засчитывается в стоимость заказанных впоследствии еды и напитков.

Оформляем расчеты с потребителем

Потребитель в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем, обязан оплатить оказываемые услуги. При этом при расчетах за оказываемые услуги исполнитель должен выдать документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другой документ) (п. 20 Правил оказания услуг общественного питания).

Исходя из изложенной выше квалификации платы за бронирование (как предоплата), взяв деньги, заведению необходимо составить документ, в котором следует указать, на какой день и время бронируется столик, номер столика, стоимость бронирования, и выдать кассовый чек.

Возврат денег за бронирование

Поскольку особенностью договора возмездного оказания услуг является право на односторонний отказ от исполнения сделки (ст. 782 ГК РФ). При этом заказчик, отказавшийся от исполнения договора, должен возместить исполнителю фактически понесенные им расходы. В нашем случае заключается договор на оказание услуг общественного питания на условиях бронирования места в зале и датой начала оказания услуги являются дата и время, на которые столик был забронирован. При отказе от бронирования, когда услуга общественного питания еще не была оказана, деньги необходимо вернуть полностью (ситуации, если не ел и не пил, то аналогичным образом деньги возвращаются). Если предприятие в связи с бронированием столика понесло какие-то расходы, оно должно быть готовым к тому, что в случае судебных разбирательств ему нужно будет доказать их размер и то, что они связаны с оказанием услуг конкретному клиенту. Поскольку согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений. При этом заработная плата сотрудникам и оплата аренды помещений к таким расходам не относятся (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2009 N А 40-89349/08-6-707).

2. Вопрос с авторским правом: в ресторане играет музыка, радио и клипы. Как избежать штрафов и нарушения авторского права в этой сфере и какую музыку можно включать без нарушения авторских прав.

В деятельности ПОП регулярно используются радио, телевизоры, музыкальные и видеопроигрыватели для удовлетворения эстетических потребностей клиентов и с целью повышения уровня комфортности их обслуживания. Трудно представить себе ПОП, где не играет музыка. В этом случае поток клиентов увеселительного заведения, скорее всего, существенно сократится и упадет его выручка. За воспроизведение аудиовизуальных произведений в обязательном порядке необходимо уплачивать вознаграждение в пользу правообладателей.

Сбором вознаграждений занимаются организации по управлению интеллектуальными правами на коллективной основе. Причем соответствующая организация, имеющая государственную аккредитацию, вправе осуществлять управление и защищать права в отношении неопределенного круга лиц-правообладателей (ст. 1242 ГК РФ). Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК РФ, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены (п. 3 ст. 1244 ГК РФ).

В подтверждение факта нарушения исключительных прав на произведение в конкретном помещении (кафе, ресторан, бар, торговый центр и др.) управляющая организация представляет акт контрольного прослушивания, в котором фиксируются музыкальные произведения, которые исполнялись в отсутствие заключенного лицензионного договора. К нему также прилагается акт расшифровки музыкальных произведений, в котором указываются наименование произведения, его исполнитель и год выпуска, вид аппаратуры, с которой осуществлялось воспроизведение, иные необходимые сведения.

Помимо этого, организация должна представить доказательства того, что проигрывание произведения осуществлялось в определенном месте, что лицо, осуществившее съемку, было на это уполномочено (Постановление СИП от 20.05.2015 по делу N А 41-51252/2013), из съемки должны усматриваться тип и комплектация звукового оборудования, место его установки и способ исполнения фонограмм, поскольку в противном случае нарушение не может считаться доказанным.

Носитель информации, на котором зафиксировано нарушение, должен опечатываться, чтобы исключить несанкционированный доступ к нему и воздействие на него. В акте о расшифровке записи должно быть указание на сам носитель и его описание, на факт, был ли он опечатан, саму запись, которая принята к расшифровке, использование специальных программ, позволяющих достоверно определить музыкальное произведение. К акту должны также прилагаться документы, подтверждающие квалификацию специалиста, который проводил расшифровку, знание иностранных языков и др. (решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2014 по делу N А 56-68195/2013).

Невозможность четко идентифицировать конкретное помещение, в котором проигрывалось произведение, на практике является одной из самых распространенных причин отказа управляющей организации в иске.

Трансляция музыки с помощью радио-и телеприемника требует согласия автора или иного правообладателя. Это считают публичным исполнением произведения.

Публичное звучание песни, фонограммы или видеоклипа – это звучание в месте, которое открыто для посещения неограниченным числом людей, не принадлежащих к кругу семьи организатора исполнения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Платить вознаграждение придется, если в кафе, магазине или ином зале:

-певцы исполняют песню вживую;

-транслируют песню с помощью радио, телевидения или иных средств;

-показывают фильмы, клипы со звуком или без

-Муз ТВ, МТV, YouTube и прочее

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

Таким образом, сбор все – же необходимо будет заплатить, однако, исключением будет являться воспроизведение русской – народной музыки, а также классической музыки и музыки, которая уже стала общественным достоянием по истечении установленного ГК РФ срока.

3. Абстрактный клиент, он нежелательная персона. Как законно отказать ему в обслуживании и если невозможно, то правовое обоснование почему.

Предприятия общепита при оказании услуг должны выполнять требования Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (далее – Правила). Пунктом 1 данного документа установлено, что разработаны они в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и регулируют отношения между потребителями и исполнителями.

Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общепита исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а под исполнителем – организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору (п. 2 Правил).

В силу п. 4 Правил режим работы заведения устанавливается самостоятельно. В случае временного приостановления оказания услуг (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) потребителю своевременно предоставляется информация о дате и сроках приостановления деятельности.

Исполнитель имеет право в местах оказания услуг самостоятельно устанавливать правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ (ограничение курения, запрет на нахождение в верхней одежде и др.) (п. 5 Правил).

Также п. 16 Правил установлено, что исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами. Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами РФ допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Согласно п. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма (п. 1 ст. 434 ГК РФ).

Как было сказано выше, исполнитель оказывает потребителю услуги общественного питания по возмездному договору. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношениикаждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.) (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

По своей правовой природе договор на оказание услуг общественного питания является публичным договором, то есть по характеру своей деятельности исполнитель обязан оказывать такие услуги каждому, кто к нему обратится, при этом не вправе отдавать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора оказания услуг.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (п. 2 ст. 426 ГК РФ). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ.

В частности, п. 4 ст. 445 ГК РФ установлено, что если сторона, для которой в соответствии с данным кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, и сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей (п. 28 Правил). Контроль за соблюдением названных правил осуществляет Роспотребнадзор (п. 29 Правил).

Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей установлена и ст. 13 Закона о защите прав потребителей и включает в себя в том числе возмещение убытков потребителю, а ст. 15 данного закона предусмотрена компенсация морального вреда, которая осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом обстоятельств дела и требований ст. 1101 ГК РФ.

Именно такая ситуация разбиралась в Апелляционном определении Саратовского областного суда от 24.06.2014 № 33-3562. На общество, оказывающее услуги общественного питания через кафе-бар, возложено обязательство заключить с физическим лицом публичный договор об оказании услуг общественного питания и не уклоняться от его заключения без законных оснований при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу. С общества взысканы в пользу данного физического лица компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. и штраф в пользу областной общественной организации по защите прав потребителей, предъявившей иск в защиту физического лица.

В Определении Свердловского областного суда от 09.04.2013 по делу № 33-4295/2013 арбитры отметили: в силу п. 55 совместного Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (ст. 426 ГК РФ) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. В рассматриваемом случае потребителю было отказано в предоставлении услуг общественного питания, поскольку предприятие является частным заведением, что дает ему право отказать в посещении без объяснения причин. Однако, как свидетельствуют представленные нормы, это не так, частное предприятие так же обязано выполнять их, и результат рассмотрения дела – взыскание с предприятия в пользу потребителя компенсации морального вреда.

В Кассационном определении Саратовского областного суда от 31.01.2012 по делу № 33-502 судьи пришли к выводу, что ответчик был не вправе отказать истцу в заключении договора на получение услуг общественного питания в связи с его национальной принадлежностью, и также взыскали с него в пользу физического лица компенсацию морального вреда.

Заявленные физическими лицами исковые требования о взыскании с предприятия общественного питания компенсации морального вреда признаны правомерными и в Определении ВС Республики Карелия от 15.07.2011 по делу № 33-2073/2011.

Таким образом, в силу п. 16 Правил, п. 1 ст. 426 ГК РФ поскольку договор на оказание услуг общественного питания является публичным договором, исполнитель обязан оказывать такие услуги каждому, кто к нему обратится, и не вправе отдавать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора оказания услуг. Нарушение указанного требования грозит ответственностью в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.

Отказать в обслуживании можно лишь в том случае, если потребитель нарушает установленные исполнителем правила поведения для потребителей (ограничение курения, запрет на нахождение в верхней одежде и др.). Но при этом данные правила не должны противоречить законодательству РФ (п. 5 Правил).

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Новикова Наталья Олеговна

Почему капитал материнский, а не семейный?

Ответ лежит не в феминистской интриге и не в забывчивости законодателей, а в простой человеческой логике, которую мы с вами проходили ещё в детстве, когда мама оставалась дома с больным ребёнком,...

Банда в мантиях: четверо судей из Ростова получили 42 года колонии за взятки. На всю судейскую ОПГ

Криминальные новости продолжают поражать своей высокопоставленностью, статусностью и элитарностью. Не так давно строевым шагом в тюремные камеры отправилось целое подразделения генералов из Минобороны и,...
00:48
Поделитесь этим видео

Депутат Боярский: Telegram в России пока блокировать не планируют, но есть одно важное условие

Депутат Госдумы Боярский решил "успокоить" россиян и высказался о перспективе блокировки Telegram в России. По заявлению нардепа на сегодняшний день таких планов пока нет, но это только пока. Причиной того,

Современные женщины стали больше тратить и меньше экономить. Почему мы уже не такие, как советские?

Наверняка вы не раз слышали фразу: «Вот в советское время женщины умели экономить, каждую копейку берегли, не то что сейчас». Советские — это такие бережливые героини, у которых всё в дом, всё в семью.

Фейерверк на выселение

Используете ли вы пиротехнику для празднования Нового года? Я, если честно, равнодушен к пиротехнике от слова совсем. В юности торговал пиротехникой и попробовал почти всё. Особо ничего не впечатлило.
01:28
Поделитесь этим видео

С Нового года хлеб, чай и кофе рванут в цене: производители конкретных марок предупреждают россиян

С наступлением нового года цены на многие продукты рванут снова вверх, о чем уже открыто предупреждают производители. Ведь с января НДС в России подрастёт до 22%, вместо 20% и уже сейчас производители хлеба,...

Человек неувядаемой активности и организаторских способностей.

Вчера прочитал в районной газете «Ветлужский край» статью о работе при Шарьинском Доме Досуга клуба «Людмила». Этот клуб создала и организует его деятельность моя одноклассница Людмила Васильевна Костерова.

Моя девушка думает, что я женат. Что делать?

Поводов, не даю. Исправно хожу на работу и всячески пытаюсь помогать. И это не смотря, на то, что у нас совместный ребёнок. Неоднократно показывал паспорт. Почему моя девушка думает, что я женат?
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы