Почему раньше профессия учителя была престижной, а сейчас нет?

Министр просвещения Сергей Кравцов назвал в числе главных приоритетов ведомства повышение престижа профессии учителя.
Как это сделать в реалиях нынешней школы?
Константин Зискин, завотделом Центра стратегии развития образования МГУ им. Ломоносова:
О повышении престижа профессии учителя говорят давно. Но это всё разговоры.
В XIX в. аналогом нашей средней школы была гимназия. Гимназический учитель был обязательно выпускником университета. В 1913 г. на всю Москву было около 25 гимназий. И рассчитаны они были не на тысячи детей, как современные школы, а примерно на 100–150 учеников. То есть в среднем образовании было задействовано очень мало народу. Учителя были уважаемыми, авторитетными людьми. Равно как и те, кто приезжал учить детишек в деревни. В большинстве случаев учителя были значительно образованнее родителей, принадлежавших в основном к рабочему классу. Помню, что ещё в конце 60-х – начале 70-х гг. выпускники университетов с гордостью носили на одежде значок-ромбик. Человек с высшим образованием был большой редкостью. Поэтому и к школьному учителю было совершенно другое отношение.
А примерно в 70-е, когда высшее образование стало массовым, большинство родителей, прямо скажем, оказались сильно образованнее школьных учителей. Да и сама профессия учителя стала массовой. И уважения к нему резко поубавилось.
Что можно сделать сегодня? Как минимум – изменить подготовку педагогов в вузах, чтобы они хотя бы упрёков в некомпетентности не вызывали. Сегодня в педвузах основная программа – это методики преподавания предметов. И вот на подобные темы кучи учебников. То есть всё о предмете, а не о человеке! Хотя основная деятельность учителя – коммуникация. Ему надо уметь выстраивать отношения с ребёнком, родителями, коллегами. Этому-то и надо учить будущих педагогов, чтобы вызывать уважение окружающих.
Второй момент: когда в 70-е учителям подняли зарплату, в школу пришло много талантливых людей. Потом зарплата вновь стала низкой, и они разбежались. Сейчас в Москве зарплата у учителей очень неплохая, и в школу пошла вполне толковая молодёжь. Так что разговор о поднятии престижа – это скорее «плач Ярославны». Просто должна быть достойная зарплата и качественная профессиональная подготовка.

Рисунок Андрея Дорофеева
Пока же все эти разговоры о поднятии престижа профессии больше похожи на артподготовку перед тем, как попросить ещё денег на очередную реформу. Надо же как-то убеждать чиновников и депутатов в необходимости внепланового финансирования. Вот и формулируют так, чтобы им было понятно.
Тут не только в деньгах дело. Просто последние 20 лет нам прививаются совсем иные ценности, чем были у нас раньше. Стало меньше терпимости, человечности, доброты, коллективизма. Роль учителя-наставника, учителя-человека отошла на задний план, а на первый выходят "образовательные услуги", далеко не всегда качественные и доброжелательные. Общее состояние общества отражается и на школе. Если бы вернулась система образования СССР, профессия учителя стала бы намного престижнее.
Когда педагог был государственным служащим, работающим за з/п и занимался не только распространением знаний, но и воспитанием личности. Тогда это был уважаемый человек.
А когда педагог стал оказывать услуги за деньги, то сравнялся с торгашами и проститутками. Какое уж тут уважение?
Плюсом еще и то, что педагоги сделали большую ошибку когда стали рассказывать детям о том, что якобы взрослые им должны и обязаны. Раньше детям внушали, что это они в неоплатном долгу у родителей, государства и педагогов.
Платят копейки.
"Сейчас в Москве зарплата у учителей очень неплохая".
А России?
Владимир Жириновский: «… надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности. Если мы раскрутим образование, вы сами себя обречете на уничтожение. Об этом подумайте»
А унижение учителей - это один из пунктов развала системы образования.
(См. "Как развалить систему образования за семь шагов".
Первоисточник публикации: politikus.ru
Politikus.ru)
1. Сравнивать советскую систему, советские зарплаты с сегодняшним днем - бессмысленно. В СССР государство (де юре на 90%, де факто на 100%, если не брать теневой сектор) было единственным работодателем. Сейчас же есть частные предприятия, каждый может открыть бизнес. Сегодня есть государственные школы, а есть частные. И т.д. 2. И при царе профессия учителя была уважаемой, достойно оплачиваемой НО! не самой доходной. К тому же не будем сравнивать немногие гимназии (для деток элиты - вспомним знаменитый указ царя "о кухаркиных детях" - о запрете принимать в гимназии детей, чьи родители работают по найму) с тогдашними школами для народа.
Я учился в школе в 60 х - 70 х годах, но прекрасно многое помню. Если педагог не несёт глупостей и профессионально преподносит материал, то ни про какое неуважение и речи не шло. Таких учителей слушали, слушались и даже, в чём то пытались подражать. Бывало, кто не слушал, отвлекался, другим мешал - хорошие затрещины получали от педагога и никто не жаловался, и даже не обижался - потому что понимали - за дело получил. Сейчас - попробуй тронь. Тут же - да у меня папа, да у меня мама. А у самого в голове - "торичеллева пустота". Д, попадались преподаватели совершенно неуважаемые. Их было мало. Да, вели себя на их уроках все не лучшим образом. Но уважение всё равно присутствовало. Хотя бы потому, что у него высшее образование, а ты перед ним - ноль. Тебе ещё учиться и учиться.