Васюков Евгений Александрович
Васюков Е. А.Подписчиков: 1759
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг155.9к

Философия победила даже Фуко.

345 просмотров
1 дочитывание
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Философия как имя

Если принять за верное то, что всякая вещь характеризует себя в том числе и через свое название и имя («что в имени тебе моем») то и философия как некое явление открывает себя изначально через свое название (имя), полученное в Древней Греции. .Название это (именно философия) происходит от двух греческих слов: фило и софия. Фило в свою очередь производное от филео – любовь, влечение, дружеское чувство (ощущение), а софия – мудрость. Легко получаем любовь и влечение к мудрости, а если еще признать, что мудрость - первоначальная ипостась Господа Бога (и как любая его ипостась безгранична, необъятна и вечна), то получим, возможно, самое наполненное смыслами определение философии как любви и безусловного влечения к мудрости как Божественной безграничной, необъятной и вечно ипостаси, открывающей природу всех явлений окружающего нас мира и нас самих в этом мире (подразумевая под миром — все, что ни есть и все, что быть может).

Наверное именно потому, что философия как любовь к мудрости сама по себе необъятна, истинные философы (даже если они сами себя таковыми не считали и не считают) всегда пытаются это необъятное объять, часто создавая при этом интереснейшие философские системы и целые направления, которые на определенном этапе развития человечества дают определенные ответы в отношении этого развития.

Фуко как мыслитель

Сказанное можно вполне отнести к М.Фуко — одному из значительнейших мыслителей двадцатого столетия, чьи «эпистемы» и «эпистемологии», «дискурсы» и «дискурсивные» и «недискурсивные» практики» прочно вошли даже в бытовой обиход, стали обычным понятийным аппаратом множества социальных наук. При этом сам мыслитель в своих размышлениях прошел несколько стадий и уже к концу жизни огромную часть своих размышлений и философских трудов посвятил той сфере человеческой жизни, которую принято называть политикой. В этой области человеческих отношений им написаны ключевые для понимания его постулатов (если их можно так назвать) работ: «Забота о себе», входящая в цикл его работ «История сексуальности», «Рождение биополитики», «Власть и тело» и «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы».

Власть по Фуко

Можно сказать, что мыслителем дается некий исторический анализ формирования и функционирования власти и именно власти государственной (при этом в прежних своих работах Фуко указывал на отсутствие так называемой линейной истории — исторический период внезапно возникает и также внезапно исчезает и т.д). При этом им власть определяется не как вещь, а как совокупность разнородных и часто разнонаправленных отношений.

Для Фуко история власти – это история изменения стратегий власти, т.е. управленческих отношений, принципиальным моментом в которой является именно индивидуализация власти и оформление ее в этом направлении.

По Фуко можно выделить три исторических типа властной управленческой организации (по внутреннему своему самоопределению и отношению к внешней действительности, в том числе к государству как образованию и населению):

  • 1) государство «справедливости», соответствующее организации власти в целом как таковой в средние века (власть государя основана как на пасторской — теологической власти так и на философском обосновании этой власти), при этом отношение непосредственно государственной власти (государя) к государству и населению — внешнее, над этими понятийными единицами (главное суверенитет государя над территорией, население и оформление власти вторично);
  • 2) с конца XVI в. и весь XVII в. существовало «территориально-административное, или полицейское, государство», главными примерами которого являются германские государства, при этом под «полицией» понимается не сама структура, а порядок управления, при котором надсмотр (присмотр) государства над население всеобъемлющий и всеохватный, пронизывающий все сферы бытовой, экономической и политической организации жизни населения;
  • 3) управленческое государство, существующее с конца восемнадцатого века условно по наши по дни, характеризуемое также всеохватностью властных компетенций над жизнью общества и индивида, попытками внедрения элементов дисциплинированности в сознание субъекта и общества в целом, с целями как регуляции населения, так и направления и мыслительных и функциональных действий индивида и общества для улучшения их жизни, проникновения в этом смысле политики (управленческой власти) даже в сознание и нравственность субъекта.

Соответственно этим историческим типам властного управления происходила рационализация управленческих подходов и систем.

Работа над собой и власть-знание

При этом, большое место уделяется понятию работы над собой, которая по мысли Фуко возникла именно как властный элемент (власти над собой) в эпоху античности. Через власть над собой, воспитание и формирование себя как человека осуществлялась и властное воздействие на окружающих и взаимодействие с государственной властью. Отношение к себе осмысливалось как господство над собой, которое потом трансформировалось в отношение к другим, в том числе как забота о других и превалирование общественных интересов над личными. При этом Фуко также определяет неразрывную связь между знанием и властью, власти всегда присуще знание (можно сказать частично переформатировано понятие «знание-сила» в «знание-власть»).

Современная государственная власть

Фуко рассматривает два уровня функционирования современной государственной власти макроуровень где функционируют учреждения трех ветвей власти, что приводит к глобальной интеграции общества и микроуровень, где действуют те институты и учреждения, которые иногда относят к неправительственным или частным: рынки, муниципальные автономии, цеховые или предпринимательские союзы и корпорации, сельские или церковные общины и организации, но также кодексы неписаного поведения, педагогические системы, правила гендерного поведения. Через второй уровень власть и проникает во все сферы бытия соврменного человека, в том числе поскольку неформальные организации сами стремятся неким образом формализоваться и сблизиться с правительством. Через формирования типа поведения прямо схожего с работой над собой (господство над собой, обретение власти над своими потребностями и слабостями именно в классическом античном виде) власть формирует и отношение субъекта к обществу и общественному как к доминанте (превалирование общественных интересов над частными).

Таким образом осуществился возврат на новом витке к классическим практикам, в том числе и политическим.

Надо отметить, что возврат к классичности, понимаемой как некие общечеловеческие нравственно-духовные, социально-бытовые и даже материально-функциональные устои, происходит периодически в духовной и нравственной сфере, затем в политике и практике человеческой жизни циклично (потому и в мировозрении действительно больших мыслителей) именно потому, что классичность (понимаемая как указано выше) установлена даже не человеком, а через священные тексты (Индуистские тексты, трактаты Даосизма, Тора, Евангелие, Коран) кем-то и чем-то неизмеримо большим чем человек и человечество, тем кого почему-то многие «просвещенные» люди стесняются называть Богом, подменяя это Абсолютное понятие словами типа Абсолюта или Высшего Существа. Но, в данном случае, Он охватывает и эти понятия и надо это принять всей душой и смириться (вполне по Православному толкованию). Возможно тогда человечество перестанет метаться и делать кровавые ошибки, а станет на путь своего истинного предназначения — дороги к Богу и соединения с ним.

Проголосовали:9

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

1 комментарий
Понравилась публикация?
5 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Васюков Евгений Александрович
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые