Особенности делового этикета в разных странах мира

Этикет (etuquette) – французское слово, означает манеру, способы поведения в обществе. Требования этикета, и делового в том числе не носят абсолютного значения. Они могут меняться с течением времени под воздействием многих факторов. Современный деловой человек может исполнять требования делового этикета, но нужно постараться понять их внутренний смысл и содержание, их необходимость и значение в деловом общении. Манеры человека отражают внутреннюю его культуру, его истинное отношение к морали, понимание им моральных требований, ну и конечно его образованность и интеллект.
Деловой этикет –является составляющей деловых отношений, базируется на многовековой мудрости, отражает представления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и т.д.). Как будут складываться прочные деловые отношения с зарубежными партнёрами – зависит от условий изучения делового этикета той страны, в которую предстоит отправиться. И в этой статье, состоящей из нескольких разделов, рассмотрим наиболее часто встречающиеся национальные особенности делового поведения в разных государствах и странах мира.
Культура общения в разных государствах складывалась на протяжении веков, и то, что принято в России, может быть негативно истолковано иностранцами. А вы ведь знаете: произвести хорошее впечатление — это уже половина пути к успеху. Расскажем, как различаются правила поведения и дресс-код в разных странах.
Прежде всего нужно усвоить некоторые принципы международного этикета. Необходимо быть вежливым, обращаться к собеседнику «господин» или «госпожа» (или как-то иначе, в зависимости от языка), правильно приветствовать: улыбаться и в большинстве случаев пожимать руку. Даже такие мелочи, как длительность и интенсивность рукопожатия, различаются в разных странах.
Существуют ОБЩИЕ принципы международного этикета, правила делового поведения и общения для любой страны пребывания:
1. Надлежит уважать национальные традиции в еде, праздники, религию и руководство страны, в которой Вы находитесь.
2. Следует воздержаться от критики и каких-либо сравнений со своей страной.
3. Стараться быть пунктуальным.
4. Не приветствуется хвалиться своим материальным положением.
5. Полезно ознакомиться с денежной системой страны, в которой Вы находитесь.
6. В любой стране есть титулы, поэтому это надо учитывать и ими следует пользоваться.
7. Корреспонденция/переписка всегда носит сугубо официальный характер.
8. Приезжая в страну не в первый раз, следует учесть, чтобы на обороте Вашей визитной карточки была информация на языке этой страны.
9. Следует обязательно вставать при национальном гимне страны; а лучше наблюдать и повторять действия Ваших хозяев.
10. Не лучшее решение-надевать специфические национальные костюмы вроде сари или тоги (т.к. это может нести религиозный характер).
11. Не требуйте, чтобы все было, как вы привыкли дома: еда, обслуживание и т.п. Совет при принятии незнакомой пищи –хотя бы попробуйте то, что Вам предлагают, и не спрашивайте, что это такое. Лучше порезать свою порцию на мелкие кусочки для лучшего усвоения необычной пищи.
12. Запоминайте имена! Если имя сложное, лучше потренироваться в его произношении. Поскольку имена часто могут указывать на социальный статус, происхождение и семейное положение. Не стоит называть по именам звать людей, если они сами об этом не попросят.
13. Особенно в странах Азии, как и в любой стране-ценится вежливость.
14. Если язык страны Вам не знаком, лучше привлекать переводчика в переговоры. А вот знание нескольких основных фраз, используемых в обиходе-совершенно необходимо. При беседе желательно присутствие человека, хорошо владеющего обоими языками, с тем, чтобы он мог контролировать перевод и исправлял ошибки.
15.Если деловые партнеры слишком быстро говорят, можно вежливо попросить их говорить медленнее, извинившись за слабое знание языка. Если переговоры ведутся на Вашем родном языке, не позволяйте себе винить собеседников за их акцент. Сами старайтесь говорить фразы медленно, четко проговаривая слова. Не рассказывайте анекдоты поскольку может быть специфика национального юмора, поэтому следует избегать сленга.
16. Главный элемент делового имиджа –это одежда, воспринимаемая как часть внешности. Отдайте предпочтение неброской, хорошо сшитой и высокого качества. Обычный дресс-код предполагает носить белые рубашки и темные костюмы. Брюки женщинам в деловые поездки лучше не надевать (если только не в пути), учитывайте, что запрет также касается слишком коротких юбок или платьев без рукавов и с открытой спиной и глубоким декольте.
17. Следует помнить-в мусульманских мечетях, буддийских храмах, японских домах и ресторанах, индийских и индонезийских домах запрещено ходить в обуви. Обувь ставится у входа, носками к двери.
18. Не следует тратить сверх необходимого воду, тепло и свет, находясь в чужой стране. Во многих странах к телефонам подключены счетчики. Сперва следует предложить хозяину оплатить свой звонок, а затем уже звонить.
19. Приветствие несет национальную окраску. Основная форма — приветствия-это рукопожатия. Но учитывайте, что в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам и необходимо подождать, пока женщина сама протянет руку для приветствия. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку, в Латинской Америке – объятия. Две прижатые друг к другу перед грудью ладони – это индийское национальное приветствие.
20. В любом государстве необходимо проявлять уважение к старшим. Они по традиции должны первыми начать разговор. Когда старшие по возрасту люди входят в помещение, то следует встать.
21. Во многих странах на бизнес оказывает влияние религия – на распорядок дня и рабочие месяцы, и дни. И лучше узнать заранее и подробнее о религии данной страны. Стоит помнить: буддийские образы священны; нельзя наступать на порог в Таиланде – под ним по преданиям обитают добрые духи; запрещено отвлекать человека, обращенного лицом к Мекке; не стоит без разрешения фотографировать или трогать руками религиозные атрибуты.
22. Везде носите при себе визитную карточку, где указывается: название Вашей организации, должность, статус. Не используйте аббревиатуры. В Африке, Юго-Восточной Азии и на Среднем Востоке визитку всегда протягивайте правой рукой. А вот в Японии ее подают двумя руками, нужной стороной к партнеру.
23. По возможности не используйте привычные жесты (например, «V» как знак победы). Поскольку в других странах они могут иметь совсем иное значение.
24. Визитная карточка уже давно важный инструмент налаживания деловых контактов, поддержания отношений. В Европе можно оскорбить своего партнера по переговорам, не дав ему свою визитную карточку. Особенно сильна эта традиция в южных странах Европы – в Италии, во Франции, Испании, Португалии. Любое знакомство с бизнесменами в этих странах начинается с обязательного обмена визитными карточками, поэтому при деловом общении всегда необходимо иметь с собой достаточное их количество. Если в ответ на протянутую визитную карточку вы не дадите свою, то следует извиниться, объяснив причину и пообещав послать ее при первой возможности.
В продолжении будет изложено об особенностях делового этикета в западноевропейских странах (во части).
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Распечатаю для чтения перед сном! Благодарю!
Настольная книга.
Спасибо, Павел Евгеньевич!
Очень интересная тема.