Сахно Юлия Анатольевна
Сахно Ю. А. Подписчиков: 3645
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3781

Конституция и КС РФ. И пал последний бастион...(часть 1)

4 дочитывания
21 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 18.03.2020 эта публикация заработала 250,00 рублей
Зарабатывать

Подробнее ➤

Вот, дорогие мои коллеги и друзья, как не навязла уже тема с конституционными поправками, решила Вам предложить своё видение всей этой темы.

Надеюсь, что и простые граждане меня тоже поймут, даже написанное с указанием статьей и норм. Пыталась чисто с точки зрения-как положено поправки в Конституцию у нас принимать-рассмотреть процесс, который сейчас происходит у нас в стране.

А соглашаться или нет с изложенным-дело сугубо личное.

Конституционный суд у нас рассматривает как данность Конституцию и не дает оценку её нормам.

Как проходит внесение поправок в Конституцию –указано в таком предмете, который изучают юристы как «Конституционное право» и положения главы 9 Конституции. Там всё довольно непросто. И один из органов, участвующий в этом процессе-Конституционный суд.

Если внесение в Конституцию поправок проходит с нарушением Конституции, то уклониться от обсуждения процедуры внесения поправок суд не сможет: такое уклонение лишает смысла главу 9 Конституции, предусматривающую эту процедуру.

По идее, контроль за соблюдением закона о поправках к Конституции проходит на досудебной стадии, т.е.– в лице президента России как гаранта Конституции.

Но никто не отменял и судебный контроль. Тем более, в случаях, когда на досудебной стадии никто сильно не беспокоится вопросами контроля.

Т.е., оценка соблюдения требований Конституции при внесении в неё поправок – это единственное, на что распространяются полномочия Конституционного суда.

Нынешняя ситуация с поправками любопытна с точки зрения того, что Конституционному суду было предложено проверить соответствие новых норм Конституции к старым нормам.

Конституционный Суд не может оставаться в статусе на всё согласного, а должен сыграть активную роль в проведении реформы.

Эта ситуация уникальна: если поправки вносились бы строго в том порядке, что главой 9 Конституции предусмотрено, то и проверка Конституционного суда не нужна, даже если бы сам президент обратился к Конституционному суду с просьбой о подобной проверке, то судьям надлежало вежливо отказаться – со ссылкой: не Конституционному суду решать-каким будет содержание Конституции, а это работа иных лиц, указанных в Конституции.

Согласно правилам, Конституция подразумевает два варианта принятия поправок.

Первый вариант – «советский» (поправки вносятся в главы 1, 2 или 9). В таком случае Конституция с внесёнными изменениями уже новой Конституцией будет узаконена, пусть в тексте всего лишь поменяют одну запятую. Голосование за новую Конституцию традиционно считается всенародным (хотя Конституцией предусмотрено голосование и в некоем Конституционном собрании). Однако, что сие за зверь –мало кому известно.

И согласен народ считать голосование в этом органе достаточным для внесения изменения Конституции-неизвестно. У Конституционного собрания не должно быть права голосовать/проверять новые поправки, а есть только право назначить общенародный референдум, в случаях-если внесение поправок признано актуальным и нужным. Впрочем, сейчас нет речи о созыве Конституционного Собрания, и вопрос о полномочиях этого органа не является первостепенным.

Второй вариант – «американский» (когда поправки вносятся в главы 3 – 8). И тут голосуют только законодатели – федеральный и региональные. На бумаге. Всё чётко, ясно и понятно.

Что сейчас происходит на деле?

Разработчики Конституции в 1993-м году ну никак не предполагали, что нормы, определяющие основы конституционного строя, т.е. права и свободы человека и гражданина (т.е., нормы, место которым –ТОЛЬКО в первых главах-1 и 2) кто-то зачем-то вдруг возжелает распихать эти основополагающие права и свободы по главам с 3 ю по 8 ю.

И вот мне как юристу, интересно: сам факт «упихивания» главных норм, ВСЕГДА относимых к главам 1 и 2, в «чужие» главы – он вообще соответствует принципам Конституции, или как?

Если формально подходить к тексту Конституции, тогда и положение о размере минимальной оплаты труда можно вместить хоть в главу 7 «Судебная власть и прокуратура» или главу 3 «Федеративное устройство».

Но можно ли подходить к Конституции столь формально?

Ведь Конституция призвана защищать права граждан. А чтобы граждане понимали: какие именно их права Конституцией защищаются, она должна быть как минимум понятна, а не представлять дремучий лес, где каждую нужную дорожку в состоянии найти только бывалый охотник. Читай-юрист, знающий её наизусть.

Моё мнение: в основу Законопроекта о поправках к Конституции положена масса политических решений, просто лишённых нормативного смысла как такового. Причем целый ряд таких решений закреплён уже в неприкосновенной главе 1 Конституции, однако в силу части 2 статьи 16 Конституции эти решения являются основами конституционного строя, и уже по сути обладают повышенной юридической силой!

Продолжение во второй части.

21 комментарий
Понравилась публикация?
79 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Сахно Юлия Анатольевна
Комментарии: 21
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
17.03.2020, 15:31
Подольск

А теперь еще больше политизированность.

+7 / 0
картой
Ответить

Я об этом-своё мнение и изложила.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Надо не менять Конституцию, не вносить в неё поправки, а элементарно исполнять как Конституцию, так и все Законы РФ. Так как на данный момент в РФ в большинстве случаев Законы игнорируются, пользы от внесения изменений не вижу.

+7 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

В РФ всегда гарантируется минимальная оплата труда... Если минимальная оплата труда не гарантируется, то это не РФ...

+5 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Полезная информация. Благодарю.

+6 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (21)

Свобода мысли и слова в Конституции России: контексты и ограничения

Статья 29 Конституции Российской Федерации является краеугольным камнем в обеспечении прав и свобод граждан. Она гарантирует каждому свободу мысли и слова, что становится основой для демократического общества.

Умер зампредседателя Конституционного суда Сергей Маврин. Чем он запомнился на своем посту?

Добрый день уважаемые читатели, заранее благодарю за уделенное время. Кем был Маврин Сергей Петрович? С чего начинал и какой след оставил Сергей Петрович в Отечественном Праве. Начну с предисловия,...

Обзор: НДФЛ при блокировке активов и по подарку от свекрови, гендерное неравенство в ЕС

В Конституционном Суде была предпринята попытка оспорить положения Семейного и Налогового кодекса, в соответствии с которыми супруга и свекровь не признаются близкими родственниками, а значит,...

Конституционно ли взимание НДФЛ при дарении недвижимости между супругой и свекровью? Вопрос-ответ

В Конституционном Суде была предпринята попытка оспорить положения Семейного и Налогового кодекса, в соответствии с которыми супруга и свекровь не признаются близкими родственниками, а значит,...

Льготы и освобождения от судебной пошлины, истребования документов при камералке в обзоре

Анализ отдельных налоговых событий можно посмотреть: Верховный Суд освежил свои разъяснения по правам и обязанностям военнослужащих, которые изложены в Постановлении № 8. Затронуты там и льготы,...

А вы знаете, что среди юристов считается дурным тоном ссылаться на Конституцию?

В профессиональной юридической среде существует негласное правило: ссылки на Конституцию РФ в большинстве случаев считаются дурным тоном. Однако никакого поличического подтекста (как некоторые могли подумать)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы