Международные морские перевозки.
Международные морские перевозки — одна из самых сложных для освоения сфер таможенной деятельности. Трудность состоит в том, что данная область основывается на множестве источников правового регулирования.
Правовое регулирование международных перевозок морским транспортом основывается на трёх конвенциях:
• «Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента», которая была заключена в Брюсселе 25 августа 1924 г. и известна под названием Гаагские Правила).
• «Протокол изменений к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента», которые был принят в Брюсселе 23 февраля 1968 г. и известен под названием Правила Висби.
• «Конвенция Организации объединённых наций по морской перевозке грузов», которая была заключена в Гамбурге 30 марта 1978 г. и известна под названием Гамбургские Правила.
Гаагские Правила являются наиболее старым из действующих правовых режимов. Согласно данной Конвенции, перевозчик должен привести судно в надлежащее состояние и обеспечить сохранность груза, транспортируемого в рамках процедур международных морских перевозок.
В случае если груз был повреждён, перевозчик обязан доказывать свою невиновность. Предусматривается, что с перевозчика снимается ответственность, если груз пострадал по вине экипажа, капитана. Не смотря на то, что Гаагские Правила являются самой старой из действующих на международном уровне конвенций, они остаются наиболее распространёнными в сфере международных морских перевозок.
В 1978 год Организацией Объединённых Наций принята попытка разработки Конвенции, которая заменила все прочие правила. Она получила название Гамбургские Правила.
Начиная с ноября 1992 года, на сферу международных морских перевозок стали действовать Гамбургские Правила. Они используются, когда договор заключается между двумя странами при следующих условиях:
• Если порт, в котором осуществляется погрузка товаров для международных морских перевозок, находится в стране-участнице;
• Если какой-либо документ, может достоверно свидетельствовать о факте заключения договора и был выдан в государстве-участнике;
• Если договор перевозки составлен в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Гамбургскими Правилами;
• Если порт, где планируется осуществить выгрузку после осуществления перевозки, расположен на территории государства-участника.
В целом Гамбургские Правила уделяют преимущественное внимание формализму, что делает их обстоятельными и предусмотрительными для правовой базой муждународных морских перевозок.
Принято выделять две разновидности морских перевозок:
• Внутренние морские перевозки;
• Внешние морские перевозки, то есть те, которые осуществляются между государствами и требуются при экспорте или импорте товаров.
Помимо этого, морские перевозки могут быть осуществлены в различной форме:
• Навалочные грузы;
• Морские контейнерные перевозки;
• Морской фрахт;
• Морские перевозки для накатных грузов;
• Перевозки «от двери к двери».
Как происходит организация международной морской перевозки грузов
Шаг 1. Отправитель, извещает зарубежного партнёра, являющегося импортёром, о том, что груз готов к отгрузке и международной морской перевозке.
Шаг 2. Зарубежный партнёр, отправляет экспортёру все инструкции и рекомендации того, как товары должны быть упакованы и какими документами их следует сопроводить.
Шаг 3. Отправитель, заключает договор с грузовым терминалом о предоставлении транспортных и экспедиторских услуг.
Шаг 4. Отправитель, заключает договор с судовладельцем и передаёт ему заявку на фрахт.
Шаг 5. Капитан судна прибывает в порт и уведомляет об этом при помощи соответствующего извещения.
Шаг 6. Отправитель, подготавливает грузы и оформляет все сопроводительные документы, ориентируюсь на те инструкции, которые предоставил импортёр.
Шаг 7. Пока плавательное средство находится в порту и до начала международной перевозки морским транспортом, сотрудники порта начинают вести счёт времени его стоянки до момента отправления.
Шаг 8. После того, как закончатся погрузочные работы, капитан должен выписать коносамент, подписать его и поставить печать.
Шаг 9. Отправитель, передаёт капитану сопроводительную документацию и сообщает необходимые инструкции.
Шаг 10. Капитан выдаёт отправителю манифест, который подтверждает то, что документы получены.
Шаг 11. После того, как судно пребывает в порт назначения, перевозчик уведомляет об этом импортёра и передаёт ему сопроводительные документы, а также коносамент. Основным документом в международных перевозках морским транспортом считается коносамент. К его оформлению предъявляются строгие требования, и малейшее несоответствие установленным нормам может значительно осложнить процесс транспортировки.
Шаг 12. После того, как коносамент составлен, уполномоченное лицо должно сделать опись товаров. Данный перечень называется манифестом и может спрашиваться в различных портах и таможнях.
Не лишним будет подчеркнуть, что международные морские перевозки и международные морские контейнерные перевозки на сегодняшний день входят в число самых популярных и востребованных способов транспортировки грузов в рамках экономической деятельности.