Савостьянова Ксения Вадимовна
Савостьянова К.В.Подписчиков: 9316
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг593.5к

Конституционный суд РФ признал поправки Конституции законными

1 412 просмотров
72 дочитывания
44 комментария
Эта публикация уже заработала 8,60 рублей за дочитывания
Зарабатывать

16 марта 2020 года Конституционный суд РФ дал своё Заключение №1-3, в соответствии с которым признал все вносимые в Конституцию РФ поправки, включая обнуление сроков Президента РФ, законными.

Что хочется особо отметить по данному вопросу:

Заседание комиссии было закрытым

«Устраивать шоу нет никакой необходимости» - так было прокомментировано решение о проведении рассмотрения запроса Президента РФ именно в закрытой форме.

Никто кроме состава судей и, возможно, некоторых сотрудников самого суда, на рассмотрении не присутствовал.

Хочется отметить, что в соответствии со ст. 55 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", КС РФ вправе назначить закрытое заседание только в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

Предлагаю порассуждать в комментариях, какую такую тайну скрывали 14 судей... Или о чей безопасности шла речь?

Рассмотрение прошло максимально быстро

Рискну предположить, что это было едва ли не самое быстрое рассмотрение поправок закона, проведенное КС РФ в истории.

К примеру жалоба гражданки Н.М. Деменьшиной, поступившая в суд в начале января 2020 года, была рассмотрена 27 февраля 2020 года (Постановление №10-П), а жалоба гражданки И.С. Бутримовой, поданная в конце января 2020 года - 05 марта 2020 года.

Законопроект о поправках Конституции РФ поступил на рассмотрение в КС РФ 14 марта. По сообщениям СМИ, коллегия судей приступила к их рассмотрению немедленно, и уже 16 марта 2020 года признала их соответствующими Основному закону страны.

Подчеркну, что 14 марта 2020 года было субботой.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения (ст. 42 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Вопрос всенародного голосования

Ранее мною уже публиковалась статья на тему бесполезности данного голосования, она здесь.

Тему голосования затронул в своем Заключении и КС РФ, он указывает:

"...конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться к общероссийскому голосованию, прямо не предусмотренному действующим правовым регулированием для принятия конституционной поправки."

Перевожу на общий человеческий язык: голосование хоть законом и не предусмотрено, но было предложено Президентом РФ, и это законно.

Далее КС РФ указывает:

Такое регулирование соответствует общепризнанным демократическим стандартам народного волеизъявления и не может рассматриваться как противоречащее положениям глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации, как и в целом статья 2 Закона о поправке.

Вот так вот, господа. Голосование законом не предусмотрено, порядок его проведения не утвержден, ответственные за его проведение лица не назначены, но это всё законно и не противоречит Конституции РФ.

Вопрос референдума на повестке дня у КС РФ не стоял.

В силу п. 3 ст. 3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

КС РФ не учитывает данную статью. Голосование за поправки Конституции не относятся к выборам, а референдум в стране не проводился. Поправки Конституции РФ уже приняты Советом Федерации и по действующему законодательству вступили в силу. Уже. Это закон.

И тем не менее, КС РФ, выражаясь простым языком, на полном серьезе (на серьезных щах) даёт правовую оценку этому голосованию. Не смотря на то, что уж кто-кто, а судьи Конституционного суда не могут не знать положения Основного закона страны.

Обнуление сроков Президента РФ

КС РФ по данному вопросу указал, что: "Введение этого – нового по содержанию – требования, направленного на упрочение гарантий периодической сменяемости Президента Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с положениями глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации."

Прошу обратить внимание, что КС РФ прямо указывает, что данное нововведение направлено на упрочнение гарантий периодической сменяемости Президента...

При этом, КС отметил, что в другой же статье предусмотрены гарантии для бывших Президентов - а это "явно и недвусмысленно подтверждает принципиальное намерение конституционного законодателя обеспечить в конституционной практике периодическую сменяемость лиц, занимающих должность Президента Российской Федерации."

Читай: "Ну меняться-то они должны".

Хорошо, что не дописали что-то вроде: "Никто не может править вечно, все люди смертны".

Отдельно хочется отметить, что КС подчеркнул, что лицо, занимающее должность Президента РФ на момент принятия поправок Конституции, "может участвовать в качестве кандидата на выборах Президента Российской Федерации после включения указанной редакции в текст Конституции Российской Федерации."

Про обнуление Президентских сроков в Заключении написано больше всего остального, даже про Ельцина не забыли, но моих нервов не хватило это читать. Если вам интересно, читайте страницы с 39 по 45.

Законность самого Заключения

Статья 71 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" гласит, что у КС РФ есть всего несколько видов решений:
-постановление;
-заключение по вопросам запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
-определения (по разным вопросам).

У меня возник резонный вопрос: а уполномочен ли вообще КС РФ проверять законность поправок Конституции РФ? И если уполномочен, то кем или чем?

Упомянутый выше ФКЗ не даёт КС такого права.

Я нашла в интернете хороший обзор на данную тему, ссылочку прикрепляю. Там автор анализирует этот вопрос на основе действий КС РФ в истории и интервью члена рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию и приходит к выводу о том, что рассматриваемое нами Заключение КС РФ не более, чем простое выражение мнения.

Заключение

«Настоящее заключение незамедлительно направляется президенту Российской Федерации. Настоящее заключение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами», — говорится в конце документе. Что в принципе странно, раз по ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ Конституционный суд РФ вообще не уполномочен давать какие-либо заключения. Да и с каких пор заключения, не относящиеся к судебному постановлению, вступают в силу?

Закончу выдержкой из закона:

В силу ст. 9 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ, совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Я хочу обратиться именно к юристам, которые возможно прочитали эту статью. Уважаемые коллеги, мне одной кажется или... всё происходящее попросту незаконно?


А вам, простым гражданам, кажется, что это всё законно?

Проголосовали:6

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

44 комментария
Понравилась публикация?
40 / -4
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Савостьянова Ксения Вадимовна
Комментарии: 44
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые