Конституционный суд РФ признал поправки Конституции законными
Краткое содержание :
16 марта 2020 года Конституционный суд РФ дал своё Заключение №1-3, в соответствии с которым признал все вносимые в Конституцию РФ поправки, включая обнуление сроков Президента РФ, законными.
Что хочется особо отметить по данному вопросу:
Заседание комиссии было закрытым
«Устраивать шоу нет никакой необходимости» - так было прокомментировано решение о проведении рассмотрения запроса Президента РФ именно в закрытой форме.
Никто кроме состава судей и, возможно, некоторых сотрудников самого суда, на рассмотрении не присутствовал.
Хочется отметить, что в соответствии со ст. 55 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", КС РФ вправе назначить закрытое заседание только в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.
Предлагаю порассуждать в комментариях, какую такую тайну скрывали 14 судей... Или о чей безопасности шла речь?
Рассмотрение прошло максимально быстро
Рискну предположить, что это было едва ли не самое быстрое рассмотрение поправок закона, проведенное КС РФ в истории.
К примеру жалоба гражданки Н.М. Деменьшиной, поступившая в суд в начале января 2020 года, была рассмотрена 27 февраля 2020 года (Постановление №10-П), а жалоба гражданки И.С. Бутримовой, поданная в конце января 2020 года - 05 марта 2020 года.
Законопроект о поправках Конституции РФ поступил на рассмотрение в КС РФ 14 марта. По сообщениям СМИ, коллегия судей приступила к их рассмотрению немедленно, и уже 16 марта 2020 года признала их соответствующими Основному закону страны.
Подчеркну, что 14 марта 2020 года было субботой.
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения (ст. 42 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Вопрос всенародного голосования
Ранее мною уже публиковалась статья на тему бесполезности данного голосования, она здесь.
Тему голосования затронул в своем Заключении и КС РФ, он указывает:
"...конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться к общероссийскому голосованию, прямо не предусмотренному действующим правовым регулированием для принятия конституционной поправки."
Перевожу на общий человеческий язык: голосование хоть законом и не предусмотрено, но было предложено Президентом РФ, и это законно.
Далее КС РФ указывает:
Такое регулирование соответствует общепризнанным демократическим стандартам народного волеизъявления и не может рассматриваться как противоречащее положениям глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации, как и в целом статья 2 Закона о поправке.
Вот так вот, господа. Голосование законом не предусмотрено, порядок его проведения не утвержден, ответственные за его проведение лица не назначены, но это всё законно и не противоречит Конституции РФ.
Вопрос референдума на повестке дня у КС РФ не стоял.
В силу п. 3 ст. 3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
КС РФ не учитывает данную статью. Голосование за поправки Конституции не относятся к выборам, а референдум в стране не проводился. Поправки Конституции РФ уже приняты Советом Федерации и по действующему законодательству вступили в силу. Уже. Это закон.
И тем не менее, КС РФ, выражаясь простым языком, на полном серьезе (на серьезных щах) даёт правовую оценку этому голосованию. Не смотря на то, что уж кто-кто, а судьи Конституционного суда не могут не знать положения Основного закона страны.
Обнуление сроков Президента РФ
КС РФ по данному вопросу указал, что: "Введение этого – нового по содержанию – требования, направленного на упрочение гарантий периодической сменяемости Президента Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с положениями глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации."
Прошу обратить внимание, что КС РФ прямо указывает, что данное нововведение направлено на упрочнение гарантий периодической сменяемости Президента...
При этом, КС отметил, что в другой же статье предусмотрены гарантии для бывших Президентов - а это "явно и недвусмысленно подтверждает принципиальное намерение конституционного законодателя обеспечить в конституционной практике периодическую сменяемость лиц, занимающих должность Президента Российской Федерации."
Читай: "Ну меняться-то они должны".
Хорошо, что не дописали что-то вроде: "Никто не может править вечно, все люди смертны".
Отдельно хочется отметить, что КС подчеркнул, что лицо, занимающее должность Президента РФ на момент принятия поправок Конституции, "может участвовать в качестве кандидата на выборах Президента Российской Федерации после включения указанной редакции в текст Конституции Российской Федерации."
Про обнуление Президентских сроков в Заключении написано больше всего остального, даже про Ельцина не забыли, но моих нервов не хватило это читать. Если вам интересно, читайте страницы с 39 по 45.
Законность самого Заключения
Статья 71 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" гласит, что у КС РФ есть всего несколько видов решений:
-постановление;
-заключение по вопросам запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
-определения (по разным вопросам).
У меня возник резонный вопрос: а уполномочен ли вообще КС РФ проверять законность поправок Конституции РФ? И если уполномочен, то кем или чем?
Упомянутый выше ФКЗ не даёт КС такого права.
Я нашла в интернете хороший обзор на данную тему, ссылочку прикрепляю. Там автор анализирует этот вопрос на основе действий КС РФ в истории и интервью члена рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию и приходит к выводу о том, что рассматриваемое нами Заключение КС РФ не более, чем простое выражение мнения.
Заключение
«Настоящее заключение незамедлительно направляется президенту Российской Федерации. Настоящее заключение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами», — говорится в конце документе. Что в принципе странно, раз по ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ Конституционный суд РФ вообще не уполномочен давать какие-либо заключения. Да и с каких пор заключения, не относящиеся к судебному постановлению, вступают в силу?
Закончу выдержкой из закона:
В силу ст. 9 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ, совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Я хочу обратиться именно к юристам, которые возможно прочитали эту статью. Уважаемые коллеги, мне одной кажется или... всё происходящее попросту незаконно?
А вам, простым гражданам, кажется, что это всё законно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: