Договор поставки. Ассортимент товара.
Ассортимент товаров представляет собой соотношение товаров одного или нескольких наименований, отличающихся друг от друга набором различных признаков (п. 1 ст. 467 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данными признаками могут быть виды товаров, размеры, цвета, модели и другие характеристики (например, плотность, жирность, сорта и т.п.), а также иные отличительные свойства.
Условие об ассортименте тесно связано с условием о наименовании и количестве товара. В некоторых случаях различные признаки и характеристики товара фактически свидетельствуют о поставке товаров в ассортименте. Поэтому обычно ассортимент согласовывают в том же пункте или в том же порядке, что и наименование и количество товара.
Указание в договоре ассортимента товаров дает право покупателю отказаться от их принятия и оплаты или потребовать вернуть уплаченные денежные средства, если поставленные товары (полностью или даже частично) не соответствуют этому ассортименту.
Надлежащее определение условия об ассортименте товара производится путем:
-согласования отличительных признаков товара;
-согласования количества товара в ассортименте;
-согласования порядка определения ассортимента товара.
По смыслу п. 1 ст. 467 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель не вправе требовать передачи товара в ассортименте или отказываться от принятия и оплаты товара, ссылаясь на то, что он не соответствует ожидаемому ассортименту.
Если же из существа обязательства следует, что товары передаются в ассортименте, то поставщик вправе определить его самостоятельно исходя из известных ему на момент заключения договора потребностей покупателя, или отказаться от исполнения договора.
Отличительными признаками товаров в ассортименте, которые требуется указать в договоре для согласования условия об ассортименте, являются виды, модели, размеры, цвета и иные признаки. К иным признакам можно отнести марку, материал изготовления, форму, технические характеристики и другие критерии различия поставляемых товаров.
Если товары приобретаются по каталогам (прайс-листам и т.п.) поставщика, то для согласования ассортимента в договоре достаточно указать по каждому наименованию товаров артикулы или номера моделей. Обычно по ним можно определить практически все признаки товара из каталога.
Если под одним артикулом предлагаются товары с разными характеристиками (например, различного цвета), то помимо артикула необходимо указать отличительные признаки товара.
Если каталоги и другие подобные документы поставщика не прилагаются к договору, либо не находятся в свободном доступе для покупателя, либо не обновляются, в связи с чем покупатель не может получать достоверную регулярную информацию о конкретных ассортиментных признаках товаров, заключенных в артикуле, то лучше указать в договоре все признаки, интересующие покупателя. Аналогичным образом необходимо поступить, если товары не имеют артикула, номера или названия модели (не каталогизированы).
Суды с учетом положений п. 2 ст. 467 Гражданского кодекса Российской Федерации не относят ассортимент к существенным условиям договора поставки (если только в договоре нет указания на то, что условие является существенным для сторон) и считают договор заключенным, несмотря на отсутствие в нем данного условия.
Если из договора следует, что товар поставляется в ассортименте, то необходимо указать, какое количество товара каждого вида, модели или цвета подлежит поставке.
Если на момент заключения договора стороны не могут согласовать ассортимент товара, они вправе установить в договоре порядок его определения, т.е. указать, каким образом и в каких документах они будут определять ассортимент поставляемого товара на дату его отгрузки. Например, можно указать, что ассортимент каждой партии товара согласовывается сторонами путем подписания заявок (заказов, спецификаций и т.п.), являющихся неотъемлемой частью договора поставки, либо в дополнительных соглашениях, товарных накладных. Стороны также могут указать в договоре, что ассортимент согласовывается в счетах-фактурах.
Пример формулировки условия: «Поставщик обязуется поставлять товар - пиво светлое в ассортименте, определяемом на основании заказа покупателя. Заказ направляется покупателем ежемесячно в письменной форме любым способом, позволяющим подтвердить получение его поставщиком. Ассортимент и количество поставляемой партии товара, сформированной на основании заказа покупателя, указывается в товарных накладных, подписываемых обеими сторонами».
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: