Суха теория, друг мой...
Написал я статью «Вокруг истины». На неё по моей просьбе отреагировал отечественный философ Натан Солодухо, которого «не удовлетворяет такая форма "диалога" с Ефимом Яковлевичем, когда он пересказывает меня, добавляя свои ошибки. Я, например, не мог сказать такую несуразицу: «Что же касается термина «материя», то он представляет абстракцию, существующую вне-и независимо от нашего сознания». Абстракция существует как раз-таки в нашем сознании, а во внешнем мире есть то, что обозначается данным понятием».
Так ведь я честно признал, что замечания уважаемого философа изложил произвольно, превратив ментальный нектар г-на Солодухо в своего рода мёд. Если же философ настаивает на том, что его замечания – это истина в конечной инстанции, то что же, я вынужден буду принести ему свои извинения...
Неточность воспроизведения замечаний философа – не проблема: эти замечания можно воспроизвести, как они есть, благо Яндекс. Дзен позволяет редактировать опубликованные материалы. Есть, однако, проблема, устранить которую никак невозможно. Она заключается в несогласии г-на Солодухо с моим выводом о природе науки.
Науку как способ познания действительности (объективной реальности) породила библейская Ева. Поддавшись дьявольскому искушению она вкусила запретный плод древа познания добра и зла, после чего ей открылась истина, впрочем, богопротивная…
А ведь, благоденствуя в Эдемском саду, наша праматерь, казалось бы, ни в чём не нуждалась. Ей, следовательно, не нужно было ничего предпринимать, а это, заметим, в полной мере соответствует постулату, на котором зиждется субъектология.
Речь об этом учении шла в докладе, который автор этих строк представил участникам всероссийской (с международным участием) научно-философской конференции. Её, эту конференцию, осенью 2010 года организовал (и провёл) г-н Солодухо.
На основе упомянутого доклада была написана статья «Искусство управления обстоятельствами». Но за десятилетие, минувшее с момента её опубликования, автор кое-что переосмыслил, и теперь эту статью намерен переиздать.
Но основную мысль своей статьи я сохраню: познание нам, простым смертным, необходимо в целях разрешения возникающих проблем, что не касается философов, позволяющих себе малополезные для общества исследования...
Но так было не всегда. Философия возникла в качестве интегратора знаний, добываемых бурно развивающимися естественными науками. Теперь же, по словам Александра Богданова (Малиновского), наука превращается в часть, серьезно занимающуюся целым, от которого она
всё же оторвана…
Как заметил Плеханов, всякое явление под воздействием сил, обусловивших его возникновение, рано или поздно превращается в собственную противоположность. Чаша сия не миновала философию: на мой взгляд, она деградирует, вырождаясь в схоластику.
Интересует ли вас теория?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
На сером фоне множества наук
Давно осенний дождик сеет
Суха теория, мой друг,
А древо жизни зеленеет пышно.
Хоть про весну ещё не слышно,
Всё возвращается на вечный круг.
Неплохо.
Когда есть необходимость применения ее на практике, очень даже интересует.
Обращайтесь.
Ефим, непрерывно, по факту необходимости.
Хорошо.