Сидоров Алексей Вячеславович
Сидоров А. В. Подписчиков: 975
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 394

И.А. Шатров и его бессмертный вальс "На сопках Маньчжурии"

4 дочитывания
4 комментария
Эта публикация уже заработала 0,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сегодня я решил уделить внимание одному эпизоду из жизни создателя бессмертного вальса «На сопках Маньчжурии» Ильи Александровича Шатрова.

Вальс «На сопках Маньчжурии» написан был автором в память о воинах 214-го резервного Мокшанского пехотного полка, погибших в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг.

Сам Илья Алексеевич Шатров попал в этот полк в марте 1903 года, получив в нем должность вольнонаемного капельмейстера.

В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в ходе Мукденского сражения попал в японское окружение. В критический момент, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперёд!» Капельмейстер И.А. Шатров вывел оркестр на бруствер, отдал приказ играть боевой марш и повёл оркестр вперед за знаменем полка. Солдаты же ринулись в штыковую атаку. В итоге долгого боя отряд сумел прорвать окружение. Командир полка погиб, а от 4 000 личного состава полка осталось 700 человек. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров — офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами, а оркестр удостоен почётных серебряных труб.

В память об этом и был позднее, в 1906-1907 гг. написан вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Именно так он изначально был назван. Но начало названия вскоре исчезло по той причине, что оно полностью не вмещалось на грампластинках, на которых выпускались записи.

О популярности вальса «На сопках Маньчжурии» свидетельствует то, что к 1911 году О.Ф. Кнауб, которому И.А. Шатров предоставил монопольное право на издание нот произведения, переиздал их 82 раза, а фирма «Зонофон» только за первую половину декабря 1910 года продала 15 000 пластинок.
В 1910 году объявился некий человек, заявивший, что не Шатров, а именно он является настоящим автором вальса. Он попытался привлечь автора к суду, но это ни к чему не привело.

И вот грянул 1911 год, а именно – 20 марта 1911 года. Именно в этот день был принят Закон об авторском праве, первый в истории России.

Об огромной популярности вальса свидетельствовали следующие вертикальные надписи на титульных листах очередных нотных изданий:
«Только сочин. И. А. Шатрова (издан. О. Ф. Кнаубом) считается оригиналом. Все остальные подходящие названии и соч. разных авторов и издателей есть подделка, что преследуется законом».
Это по правому краю, по левому же сначала помещалась надпись:

«Контрафакция будет строго преследоваться законом».

В 1911 году это строгое обещание стало предельно конкретным: «Означенное произвед. Пользуется защитой закона 20-го марта 1911 г.».

Внизу на титульном листе появилась еще одна: «СОБСТВЕННОСТЬ АВТОРА».

Кроме того, с момента принятия Закона об авторском праве граммофонные общества стали обязаны выплачивать авторское вознаграждение.

Для контроля за выполнением закона создается Агентство механических музыкальных прав русского автора (АМПРА), с которым каждая граммофонная фирма была обязана заключить договор. Согласно договору от стоимости каждой проданной пластинки автору записанного на ней произведения должен быть отчислен определенный процент, причем факт такого отчисления удостоверялся путем наклейки на этикетку пластинки специальной марки «АМПРА».

Некоторые композиторы предпочитали самостоятельно добиваться у граммофонных фирм своего вознаграждения. В этом случае на этикетку пластинки наклеивались так называемые «авторские марки», также являвшиеся подтверждением уплаты фирмой авторского вознаграждения.

Ясно, что не все граммофонные фирмы сразу смирились с требованиями нового закона.

И вот в газете «Волжское слово» (Мокшанский полк еще с 18 сентября 1906 года был переведен в Самару) от 16 октября 2011 года № 224 (1254) появилась заметка следующего содержания:

«Автор вальса «На сопках Маньчжурии», г. Шатров возбудил иски против граммофонных фирм и музыкальных издателей, изготовлявших пластинки и ноты этого вальса без разрешения автора, вопреки закона об авторском праве».

Результатом разбирательств стало то, что фирма «Сирена Рекорд» проиграла судебный процесс И.А. Шатрову и вынуждена была выплачивать ему авторское вознаграждение в размере 15 коп. с каждой проданной пластинки.

Это был один из первых в России судебных процессов о защите авторских прав.

По материалам сайтов http://землянск. Рф и http://retrofonoteka.ru.

4 комментария
Понравилась публикация?
9 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Сидоров Алексей Вячеславович
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

ИСТОРИЯ ПЕСНИ. По объявлении мобилизации 1 июня 1904 г. Мокшанский полк развернулся в полевые пехотные полки - 214-й Мокшанский (54-й дивизии) и 282-й Черноярский (71-й дивизии). Обе дивизии вошли в 5-й Сибирский корпус 1-й Маньчжурской армии.

В 214-м Мокшанском полку числилось: 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 404 унтер-офицера, 3548 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант.

За войну с Японией 1904-1905 гг. мокшанцы потеряли: убитыми - 7 офицеров и 216 нижних чинов, ранеными - 16 офицеров и 785 нижних чинов, пропали без вести - 1 офицер и 235 нижних чинов (полагали убитыми, но не опознанными).

Одно из кровопролитных сражений состоялось под Мукденом и Ляояном. Мокшанцы одиннадцать суток не выходили из боев, удерживая свои позиции. На двенадцатый день японцы окружили полк. Силы оборонявшихся были на исходе, заканчивались боеприпасы. В этот критический момент в тылу у русских заиграл полковой оркестр, которым дирижировал капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Сменяли друг друга марши. Музыка придавала солдатам силы, и кольцо окружения было прорвано.

За этот бой семь оркестрантов были удостоены Георгиевского креста, а сам капельмейстер - ордена Станислава 3-й ст. с мечами.

К 18 сентября 1906 г. полк переведен в Самару, где капельмейстер Мокшанского полка И.А.Шатров издал ставший всемирно известным вальс "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии".

Популярность его была необычайно высока. Только за первые три года после написания вальс переиздавался 82 раза. Граммофонные пластинки с написанной Шатровым музыкой выпускались огромными тиражами. За границей этот вальс даже назвали "национальным русским вальсом". Только в дореволюционные годы на популярную мелодию было написано несколько вариантов текста. Наибольшее распространение получили слова, написанные Степаном Скитальцем.

Из-за широкого распространения некоторые куплеты видоизменялись при устной передаче, так что можно встретить несколько другие его варианты. В данном ролике Юлия Запольская исполняет Довоенный вариант вальса.

+7 / 0
картой
Ответить

+7 / 0
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

👍🔥

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Как законно тырить чужие фотки? (скачка фотографий без разрешения автора, и последующее размещение в своих группах/сообществах)

Часто сталкиваюсь с тем, что авторы пабликов в соцсетях используют чьи-либо работы без спроса, например мои :)Изначально возникал вопрос, правильно ли они делают? Можно ли мне заниматься этим же?

Есть ли авторское право у животных

Перед ознакомлением предлагаем вам подписаться на наши группы в социальных сетях, где мы консультируем граждан по различным вопросам, рассказываем о правовых лайфхаках для рядового гражданина и организаций,...

Какое наказание может быть для человека, распространившего без согласия автора и правообладателей книгу в бесплатном доступе?

Добрый день!Без разрешения автора книги и правообладателя третье лицо перефотографировало часть издания и отправило ее в подарок другому человеку по электронной почте

Организовать онлайн-школу с нуля

Онлайн-школы сегодня отличный тренд для развития бизнеса с нуля вполне подходит. Важно привлечь инвестиции иЕсли тебя манит и чарует обучение онлайн и ты всерьез готов работать с утра до вечера