Воробьев Николай Иванович
Воробьев Н. И. Подписчиков: 3759
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 43.8к

Правовое обеспечение борьбы с эпидемией (закон и практика): краткая аналитика

1 231 дочитывание
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 119,74 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткое содержание:

Конституция и законы в борьбе с эпидемией

Административно-правовые режимы в борьбе с эпидемией коронавируса

По закону: режим «Карантин»; режим «чрезвычайной ситуации»; чрезвычайное положение

На практике: режим «повышенной готовности» режим «нерабочие дни»; режим «самоизоляции»

Юридические санкции за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

В условиях нынешней ситуации очень актуальны вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, способах и порядке его обеспечения. Надлежащее санитарно-эпидемиологическое благополучие населения должно обеспечиваться государством путем использования соответствующими органами и должностными лицами имеющихся правовых средств. Для выполнения этой задачи в России существуют необходимые законы и иные нормативные правовые акты.

Назовем основные из них:

Конституция РФ (ст. 56, подп. «з» ч. 1 ст. 72, ч. 2, 3 ст. 87, ст. 88, подп. «б», «в» ст. 102);

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Теперь обратимся к их содержанию.

1) Основным из названных законов, «работающих» в повседневном режиме, является Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он заключает в себе основные понятия, определяет полномочия государства на федеральном и региональном уровнях, устанавливает права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, содержит широкий перечень санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека, закрепляет разные виды профилактических мероприятий, регулирует организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, устанавливает ответственность за нарушение санитарного законодательства.

В ст. 1 указанного закона определяется санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Если состояние среды обитания таково, что в ней отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека, то это «благоприятные условия жизнедеятельности человека».

В числе средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ст. 2 данного закона названы: - профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил; - государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование; - федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; - обязательное подтверждение соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям; - проведение социально-гигиенического мониторинга; - научные исследования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - формирование и ведение открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; - меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; - меры по привлечению к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Бросается в глаза, что в этом перечне почему-то не указаны меры экстремального характера, такие как, например, как чрезвычайное положение и др. Зато в списке полномочий Российской Федерации и ее субъектов имеется такое: «введение и отмена … ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей» (ст.ст. 5 и 6 закона).

Известными во всем мире средствами борьбы со всякого рода экстремальными ситуациями и положениями являются так называемые специальные административно-правовые режимы, характеризуемые особым порядком деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышенными требованиями к деятельности (поведению) и ограничениями прав организаций (объединений) и граждан, направленным на обеспечение надлежащего общественного правопорядка, общественной безопасности и решение конкретной задачи восстановления мира, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения катастрофы и т.п.

Одним из таких административно-правовых режимов является «карантин», понятие и содержание которого определено в ст. 31 указанного Федерального закона. Карантин это система ограничительных мероприятий, включающих в себя - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В общем, карантин – первый из возможных правовых режимов общественной жизни, направленный на восстановление нормального состояния среды обитания человека и санитарно-эпидемиологической обстановки.

Карантин может вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

О введении режима «карантин». Согласно ст. 31 указанного Федерального закона введение (и отмена) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации – это полномочия Правительства РФ. Карантин на территории субъекта Российской Федерации может вводиться на основании предложения (предписания) главного государственного санитарного врача (и его заместителя) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (например, постановлением губернатора региона).

Цитата: Ст. 31 п. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ст. 2 (п. 2) указанного закона установлено важное положение о том, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. А осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий … является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2 закона).

Закон устанавливает и гарантирует права граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Согласно ст. 8 данного закона граждане имеют право: … на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Такие же права гарантируются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в случае причинения вреда их имуществу, в частности при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (ст. 9 закона).

Что мы имеем на данный момент: никакого правового акта о введении в стране ограничительных мероприятий (карантина) Правительством РФ не принято. Карантин официально не введен.

Воробьев Н.И., к.ю.н., доцент, профессор РАЕ

Продолжение следует...

Считаете ли вы правильным, что Правительством РФ не введен режим карантина?

Проголосовали: 46

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

5 комментариев
Понравилась публикация?
18 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Воробьев Николай Иванович
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Увы, правительство идёт по пути - как ничего не делать ПО ЗАКОНУ, а все свалить на регионы, на людей. А по закону надо бы серьезно заняться здравоохранению больными и зараженными, а не сажать всех под домашний арест. Особенно производителей. Боятся лишнюю копейку потратить на НАСТОЯЩЕЕ дело. ПОЗОР им и нам, что мы сидим и не ропщем.

+6 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Изоляция должна быть полной.

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

У Вас в статье с ссылкой на п.2 ч.2 обсуждаемого закона указано, что... (фабула) является расходным обязательством РФ.Далее по тексту насчёт граждан и их собственных средств. Так маски обязаны предоставлять бесплатно или нет?

0
картой
Ответить

АндрейПишет 06.01.2021 в 06:29
бесплатно или нет?

индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2 закона).

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
25.06.2021, 01:19
Ростов-на-Дону

Вы задаете не правильный вопрос. Правильный должен звучать так:- я правильно понимаю из вашей статьи, что официальных документов, которые подтверждают наличие эпидемии в стране, нет? И все что происходит, это всего лишь, самоуправство?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Петербургский депутат предложил не пускать за границу чиновников в течение пяти лет после увольнения

Петербургский парламентарий Алексей Зинчук уверен, что уволившиеся чиновники не имеют права с порога собирать чемоданы и перебираться за границу. Лет пять, по его мнению, полагается пожить на родине.

Коронавирус возвращается: теперь под именем XEC

В России выявили два случая заражения новым вариантом COVID-19 – XEC. Об этом сообщили в Роспотребнадзоре – пишет "РГ".Новым вариантом коронавируса заболели два жителя России: в Уфе и Ростовской области.

Коронавирус – 2025

Внимание эпидемиологов привлекла пристальное внимание новая разновидность коронавируса XFG, получившего название «Стратус». Базовым симптомом служит характерная осиплость голоса, возникающая почти у 65-70 %...

Налог по гибридным авто, прощание с COVID-19, самоубийства из-за налогов в обзоре

ФНС России приняла решение убрать со своего сайта сервисы, предназначенные для оказания мер поддержки в связи с коронавирусной инфекцией. С 1 июля перестанут действовать сервисы об отсрочке, рассрочке,...